Украинские «берегини рода» XXI века все больше превращаются в сильных и независимых женщин. Говорить о кухне и подгузниках становится моветоном, впрочем, как и не знать о новиках в арт-галереях и на книжных полках. Меняется мир и, конечно же, место женщины в нем. Нынешние девушки и женщины пытаются этому соответствовать, продолжая совмещать древние, как мир, роли матери, дочери и жены. О том, с какими проблемами сталкиваются современные украинки, ForUm спрашивал у директора департамента социальных программ Международного женского правозащитного центра «Ла Страда – Украина» Катерины Черепахи.
– С какими проблемами украинки чаще всего обращаются в Международный женский правозащитный центр «Ла Страда – Украина»?
– Если говорить о женщинах, то к нам обращаются те украинки, которые хотят выехать за рубеж с целью трудоустройства. Они просят совета, как обезопасить себя во время поисков фирм. Или уже нашли фирму и хотят проверить, насколько данное предложение легально. Обращаются родственники людей, которые пропали за границей, и есть основания или подозрения полагать, что они стали предметом торга, либо подвергаются эксплуатации или насилию. Обращаются и сами потерпевшие. Иногда звонят даже из-за рубежа. Также обращаются гражданки Украины, страдающие от домашнего насилия. Те, кто хочет выйти замуж за иностранца или развестись с ним. Особенно, когда это касается опеки над детьми. Забрать ребенка – это тяжелый случай. Тем более, если брак заключен на территории стран мусульманского мира. А если ребенок находится там, то забрать его практически невозможно.
Помимо женщин обращаются и мужчины. В основном это касается работы, учебы. По поводу заключения браков, по-моему, звонков практически не поступало. Если же говорить о насилии, то обращаются преимущественно женщины, хотя звонки от мужчин тоже поступают. Бывают ситуации, когда дети после развода остаются с мамой, но она ведет асоциальный образ жизни и не достаточно заботится о ребенке. В нашей практике бывают случаи, когда мы представляем интересы отцов.
– То есть для мужчин тоже актуальна проблема насилия в семье? Жены бьют мужей?
– Есть и такие случаи. Отношение можно характеризовать как насилие. Это может быть и психологическое, и экономическое насилие. Но все же насчет насилия больше звонков от женщин. Это физическое насилие, психологическое, экономическое и сексуальное.
– «Ла Страда» является международным центром. Украинки сталкиваются с такими же проблемами, как женщины Европы, или их проблемы различаются?
– Проблемы схожи, потому что все мы люди. Если взять аспект торговли людьми, то до сих пор Украина больше является страной происхождения. Хотя она же и страна транзита, ведь в Украине эксплуатируют граждан и других стран, и Украины. Но это все-таки больше страна-поставщик. А если говорить о развитых странах (Франции, Германии), то они – страны назначения. Но европейцы тоже могут попадать в такие ситуации. Что касается насилия, то проблемы тут одинаковые. Разница в том, что уровень толерантности по отношению к домашнему насилию над женщинами в Украине выше. Это рассматривается как семейное дело, более того – как норма. За рубежом такие отношения тоже встречаются, но у нас до сих пор женщине стыдно говорить об этом. И в европейских странах более развиты меры защиты. Там действуют предписания, ордера, запреты приближаться на определенное расстояние или время. Они более жестко исполняются. Гипотетически у нас тоже могут быть предупреждения, но какое фактическое исполнение… Там более длительная история центров помощи для пострадавших женщин. У нас тоже есть такие приюты, но попасть в них совсем непросто, потому что надо иметь ряд справок. Чтобы туда попасть, надо быть прописанным в этом городе или области, иметь при себе медсправки.
– То есть, если муж выгоняет жену из дома, она должна прихватить с собой паспорт?
– Это одна из рекомендаций, которую мы даем. Если женщину фактически выбрасывают на улицу, то у нее нет времени на размышления. Но если эта ситуация не первая, или есть предпосылки и рассматривается вариант побега, то нужно продумать план «на случай эвакуации». Следует порассудить, куда можно будет пойти, к каким службам обратиться (те же социальные службы, общественные организации). Важно, чтобы паспорт и другие документы, деньги, ценные вещи были с собой или в том месте, откуда их можно будет забрать. Речь идет и о документах детей, бумагах на квартиру. Лучше сделать это обдуманно, чем спонтанно. Потому что по закону подлости бывает так: нам на горячую линию звонит женщина, которую выгнал муж, и спрашивает, куда ей идти. А это пятница, вечер. И куда писать, звонить и обращаться? Если это опасная ситуация, то можно в милицию обратиться. Но в какую-то другую службу обращаться в такое время проблематично.
– «Ла Страда – Украина» с 1997 года работает в направлении предотвращения торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Как изменилась ситуация в Украине с тех пор?
– В 90-х годах торговля людьми в 100% случаев ассоциировалась только с торговлей женщинами и только с эксплуатацией в сексуальном рабстве. Сейчас есть понимание, что это не только торговля женщинами, но и торговля мужчинами, детьми; это эксплуатация труда. Это может коснуться каждого, независимо от пола и возраста. По статистике, процент пострадавших мужчин увеличивается, и уровень трудового рабства тоже. Изменился и уровень осведомленности наших граждан. В начале деятельности центра самым распространенным запросом было: я хочу поехать работать за границу. Мы спрашивали: куда? Нам отвечали: за границу. Это была одна большая страна «заграница». На вопросы, получили ли вы визу и какую, люди отвечали: а что, виза нужна? а визы бывают разные? Сейчас мы видим, что люди больше интересуются, как проверить и защитить себя. Это хорошо, потому что более щепетильно стали относиться к своей безопасности. Уже есть понимание, что торговля людьми – это реальная опасность.
С другой стороны, спрашивают, как проверить законность контракта. Меняются способы вербовки, используются новые методы и технологии. В 90-х многие люди попадали в ситуацию с торговлей людьми, потому что согласились на предложение о работе от фирмы-посредника. Мы проводили большую профилактическую работу и говорили, что нужно проверять документы таких фирм. Но если у фирмы ты можешь спросить лицензию, то у знакомого знакомых – нет. Тут либо веришь, либо нет. Сейчас такие «знакомые» все чаще просто демонстрируют примеры благополучия: вот я там проработал и видишь, машина, квартира и т.д. Или: я сам там работаю, вижу, как ты тут мыкаешься и сделаю для тебя доброе дело, устроив на то место работы.
Если говорить о тенденциях, то все чаще возникают спорные моменты с трудовыми контрактами. Фирмы обещают их заключать, но уже на месте. Извините, но это уже поздно. Во-первых, непонятно, будет ли вообще этот контракт. Во-вторых, неизвестно, подойдут ли условия контракта. Нормы договора могут не устраивать человека. А его поставят в такие условия: соглашаешься или отказываешься, но платишь долг за перевозку и пр. Поскольку денег нет, человек соглашается.
– Для Украины все еще актуальны проблемы дискриминации женщин и насилия над ними?
– Да, очень актуальны. В том числе и дискриминация через Интернет, билборды. Она ведь проявляется в разных формах. Дискриминация при приеме на работу, расхождение в размере зарплат, присутствие на руководящих должностях преимущественно мужчин. И та неоплачиваемая работа, которую традиционно выполняет женщина: уход за детьми и пожилыми людьми, домашняя работа. Это по-прежнему не рассматривается как равноценный и полноценный вклад женщины. Это и дискриминационная, сексистская реклама на билбордах и в СМИ. Например, когда стройматериалы рекламирует голая женщина. Это и высказывания наших высших чинов, что место женщины на кухне. Мы создали прецедент обжалования таких высказываний. Мы подали иск на эти слова Азарова. В суде мы проиграли, так как это не было расценено как оскорбление. Но мы даже свой проигрыш считаем победой. Потому что после иска и обсуждений на это обратили внимание и в международном сообществе. Будем надеяться, что впредь чиновники более осмысленно станут подходить к словам.
Но основная проблема в том, что такое поведение рассматривается как норма, а не как дискриминация или насилие. Если брать сексуальные домогательства на работе, то все равно женщина получается виноватой. Значит, сама спровоцировала, не в той одежде пришла. Тот же пример с Оксаной Макар. Это однозначно преступление, но какие были комментарии… «Сама виновата, она так себя вела». Но вопрос не в поведении и в том, с кем она пошла, как была одета. Вопрос в том, что люди, совершившие это, содеяли преступление. Совершенно осознанно. Можно объяснить причины разных поступков, в том числе убийств. Например, у преступника была детская травма, которая во взрослой жизни обернулась трагедией. Но это не оправдание подобных действий. То же касается и домашнего насилия. Муж избил жену, потому что у него плохой день и накричал начальник, а она плохо подогрела суп. Причины его поведения можно найти, но они не могут служить оправданием таких поступков. Печально, что по-прежнему насилие рассматривается как вина женщины. Изнасилование – это позор женщине, а не насильнику, потому что сама виновата…
– А проблема торговли женщинами?
– Эта проблема тоже до сих пор существует, потому что в нее вовлекаются достаточно уязвимые группы. Это могут быть выпускники интернатов, выходцы из социально неблагополучных семей, у которых ограничен доступ к информации. Чаще всего женщины страдают от смешанных форм рабства: трудовое и сексуальное, сюда может добавляться и сексуальное насилие. А все считают, что это может случиться с кем угодно, только не с ним. Так думают и мужчины, и женщины.
– Мужчины тоже попадают в сексуальное рабство?
– Как свидетельствует опыт других стран и организаций, подобные факты имеют место. Но в нашей практике такого не было.
– Какие страны самые опасные для украинок? Где чаще всего наши соотечественницы попадают в сексуальное или трудовое рабство?
– Наиболее опасных стран нет. Но на определенные периоды времени какие-то страны являются более популярными для выезда. В 90-х выезжали в Германию, Австрию. Потом стали популярными страны бывшей Югославии. В последние годы это Польша, Чехия, Россия, Турция. Многое зависит от географического положения. Для Западной Украины популярны были Италия, Испания, Польша, Португалия. Женщины ехали в Италию (уход за детьми и пожилыми людьми), а мужчины – в Португалию (на строительные работы). Тогда нам на горячую линию часто поступали звонки о смертельных случаях на производстве. И потом стоял вопрос о возврате тела на Родину, что тоже достаточно непросто. В Турции это в основном сфера обслуживания (работа в магазинах, аниматоры, танцовщицы, хостес). В России либо стройка, либо рынок, либо сельское хозяйство.
– Как выходящей замуж за иностранца украинке обезопасить себя?
– Мы рекомендуем поинтересоваться законами страны, в которую девушка собирается ехать. В частности, законами о получении гражданства, особенностями брачного контракта. Рекомендуем составлять этот контракт, чтобы очертить рамки прав и возможностей. Когда девушка переезжает в страну супруга, то сказывается разница в традициях, менталитете. Даже если супруг (представитель мусульманских стран) жил здесь и никаких претензий не имел, то после возвращения на родину на него давит семья, окружение, друзья. Об этом нужно думать, потому что при разводе начинаются сложности. Если сама женщина еще как-то может вырваться, то забрать ребенка (особенно, если он рожден и оформлен там) очень сложно. Если украинка выходит замуж за иностранца, то споры при разводе решаются законодательством той страны, где они живут. Кроме того, надо уточнять, через какое время в браке девушка сможет получить вид на жительство или гражданство.
– …а украинке, выезжающей для того, чтобы найти более высокооплачиваемую работу?
– Если она выезжает через фирму-посредника, то должна быть лицензия на эту деятельность. И хочу отметить, что отдельное внимание стоит уделить контракту именно с работодателем, а не с посредником. В контракте должно быть прописано, какая работа, зарплата, сколько рабочих часов в день, в неделю, в месяц, сколько выходных, за чей счет питание и проживание, дорога, медстраховка, сверхурочные, больничные. Все должно быть детально прописано.
– Во время кризиса многие женщины выезжали за рубеж по турпутевкам и оставались там в поисках лучшей жизни. Если девушка, находящаяся за границей нелегально, попала в беду, куда она может обратиться за помощью?
– Обращаться за помощью однозначно надо. Если это ситуация, связанная с насилием, надо обращаться в полицию, в посольство Украины.
– Но люди ведь боятся депортации…
– Тут надо смотреть, чего человек боится больше. Депортация означает только то, что его отправят в Украину. В Украине его в тюрьму не посадят. Возможен какой-то штраф на территории той страны за превышение срока пребывания. Может быть временное задержание на период выяснения обстоятельств. Страх депортации еще и в том, что не заработаешь денег. Но если ты в ситуации насилия, торговли людьми, то ты их все равно не заработаешь, да еще и неизвестно, останешься ли жив.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом