Кроме травм, у депутатов часто хватает сердце, а вот с нервами все в порядке. Нельзя принимать работу близко к сердцу и переживать, заявляют политики

Обычно жалобы на здоровье не афишируют, и говорить о них не принято. Вот и депутаты предпочитают страдать молча. Но иногда нервы не выдерживают, и они честно сознаются: если бы не «эта работа», седых волос было бы меньше, да и сердечко не так бы барахлило.

Боевые травмы

Жесткие побоища стали отличительной чертой Рады прошлого созыва – после драк многие депутаты, со сломанными носами и сотрясениями мозга, неделями не выходили из «Феофании». «С жиру бесятся!» – так реагирует моя соседка по лестничной клетке, которая каждую пятницу смотрит «Политику» по телевизору, когда в вечерних новостях шальные нардепы прыгают по столам. Но депутаты уверяют: все гораздо серьезнее, это украинская политика, за чистоту которой мы боремся.

Особенно доставалось бютовцам. Защищая честь Юлии Тимошенко, они много дней блокировали трибуну. Регионалы перешли в наступление, в запале в ход пошли кулаки и мебель. От ножки тяжелого парламентского стула пострадало темечко Михаила Волынца.

– Меня отвезли в «Феофанию», там врачи диагностировали сотрясение. Вначале ничего, подлечили, а потом резко упало зрение на одном глазу, – рассказал он «Комсомолке». – Но теперь я по врачам не хожу, пытаюсь сам восстановиться – веду здоровый образ жизни, перешел на сыроедение. Даже травяные чаи редко пью. После предательства, когда меня не включили в проходную часть списка, четыре месяца болело сердце. Но это заставило меня остановиться и пересмотреть свое отношение к жизни. Работаю над собой, чтобы доброжелательнее относиться к людям – будь то власть, депутат, шахтер или стюардесса. Я пытаюсь достичь такого уровня спокойствия, как у йогов, которые уходили в горы.

А парламентский старожил, 70-летний уважаемый диссидент Юрий Гнаткевич, в той же драке получил неслабый хук в челюсть и долго лечился. Его однопартийцы и теперь готовы стоять «за Юлю» до конца. До сих пор тянет спину у депутата Людмилы Денисовой. Вместе с Татьяной Слюз и Александрой Кужель она отказывалась выходить из больницы после визита к Тимошенко, и их буквально вынесли на руках охранники. От переживаний у Слюз случился гипертонический криз, а Денисовой повредили ребра.

– Я долго пролежала дома, чтобы восстановиться, – рассказала «КП» Людмила Денисова. – Мне сделали магнитно-резонансную томографию и компьютерную томографию в «Феофании». Нашли трещины в ребрах, травмы поясничного отдела.

Дела сердечные

Сердечно-сосудистая система у депутатов на поверку оказалась не такой крепкой, как нервная. С инфарктами к врачам попадали Борис Колесников, Анна Герман, Юрий Грымчак. Пролежав положенное время, все они вернулись в строй. Но бывали и более трагические случаи. В прошлом году, плавая в бассейне фитнес-центра, умер нардеп Игорь Головченко. Он много лет страдал ишемией, перенес две операции на сердце.

На сердце и сосуды особенно влияет сидячая работа, говорят медики и пре­дупреждают, что вставать надо каждый час. Поэтому в самом выгодном положении оказываются те депутаты, которые часто выступают за трибуной.

– Если на работе вы сидите, то риск смерти от проблем с сердцем вырастает на сорок процентов по сравнению с теми, кто сидит не больше трех часов в день, – рассказала «КП» глава Союза защиты прав пациентов Валентина Очеретенко. – Как только мы садимся, электричество в мускулах ног отключается. Потеря калорий падает до одной в минуту, после часа сидения холестерол повышается на двадцать процентов, падает выработка инсулина.

Очевидно, это народные избранники и сами понимают. Были даже идеи чаще делать перерывы и всем вместе делать гимнастику. Но есть опасность, что вместо полезной для здоровья разминки они побегут портить здоровье в курилку. Кстати, формально закрытую, но на самом деле очень оживленную.

Нервы как камень

Такие экстремальные рабочие условия почти не отражаются на депутатских нервах. Физические травмы и проблемы с сердцем – проблемы гораздо более распространенные, чем невралгические или психологические.

– Да, бывает, что кто-то срывается во время потасовок, но это быстро забывается. Нельзя принимать работу близко к сердцу и переживать – так и полгода в Раде не выдержать, – рассказал нам один из парламентских старожилов.

Вот же, сердешные, за страну радеют, могла бы подумать та же соседка. Но потом бы огляделась, вспомнила, что страна и люди сейчас сами по себе, а депутаты сами по себе, плюнула и забыла бы о всяких там болеющих.

А что же врачи? Они советуют депутатам учиться преодолевать стресс, который может вызвать до 60 процентов болезней.

– Зачем болеть и сокращать себе жизнь из-за работы, которая вызывает неприятные эмоции? – удивляется Валентина Очеретенко. – В подарок от стресса нам достается целый букет болезней – от хронической усталости, бессонницы и головной боли до гнева и паники, от гипертонии и инсультов до диабета и язв желудка. Сильный постоянный стресс и желание его погасить может довести слабого человека до алкоголизма, наркотической зависимости и суицида. Кроме того, стресс заставляет умных людей делать глупые вещи. Когда депутаты волнуются, блокируют трибуну и вступают в драки, они и не подозревают, какой урон наносят своему здоровью и нам – потому что в результате стресса принимают непродуманные решения.

Она советует депутатам поставить машину подальше в гараж и ходить на работу пешком. А в перерывах выходить в Мариинский парк на прогулку – сменить обстановку и подышать свежим воздухом. А по выходным заменить сауну с друзьями на лыжную прогулку или футбол с детьми.

КСТАТИ

Ни одного заседания нынешний созыв парламента не провел в полном составе из 445 депутатов. Хотя на сайте парламента не уточняют, кто не пришел по болезни, а кто был занят своими делами. Максимум депутатов регистрировались 10 января, в первый день работы после новогодних праздников, – система Рада зафиксировала 379 карточек.

По данным организации «Опора», лучше всех ходят на заседания депутаты-новички, которые первый раз попали в парламент. Ходят на все заседания 99 процентов «свободовцев» и 96 процентов «кличковцев» и коммунистов. Прихрамывает дисциплина во фракциях Партии регионов и «Батьківщини», от них на заседаниях Рады появлялись 88 и 87 процентов соответственно.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

1773