Образ Польши как лучшего друга и адвоката Украины в Европейском союзе сложился давно. Его активно поддерживают многие СМИ, дипломаты, эксперты, как «у нас», так и «у них». Нередко нашу западную соседку ставят в пример Украине, в том числе в плане реализации реформ. Между тем именно такую Польшу – успешную и цивилизованную – строили не только коренные поляки. Украинская диаспора в этой стране – одна из самых многочисленных – до полумиллиона человек, и среди ее представителей – врачи, бизнесмены, ученые, мелкие и крупные чиновники. Мирон Сыч – сын бойца УПА – один из украинцев, который родился и сделал карьеру в Польше. Нынче он единственный в сейме этнический украинец, активно пропагандирует Украину и защищает права наших соотечественников в Польше. Благодаря его усилиям в городе Ольштын одна из улиц была названа в честь Тараса Шевченко, а украинские нелегалы в Польше получили право легализоваться.

Впрочем, не политикой единой… Мирон Сыч выступал на самом первом фестивале «Червоной руты» в 1989 году с юмористическими скетчами. Нередко он шутит: «Я живу по Юлианскому календарю. Поэтому если что-то не пойму в политике, у меня в запасе еще две недели, чтобы разобраться». У Мирона Сыча ForUm решил расспросить о том, как поляки оценивают итоги Евро-2012, насколько комфортно живется украинцам по ту сторону границы и каким в Польше видят процесс евроинтеграции Украины.

– В последнее время в Украине многие эксперты и политики заговорили о надвигающейся второй волне экономического кризиса. Между тем Польша была одной из немногих стран Евросоюза, которая во время кризиса 2008-2009 годов демонстрировала позитивную динамику роста экономики. За это ее даже называли «зеленым островком» ЕС. Есть ли у поляков особый секрет? И слышно ли у вас о новом витке кризиса?

– Поверьте, в Польше о новом витке кризиса также немало разговоров. Мы знаем, что если негативные прогнозы сбудутся, это сильно отразится на нашем сельском хозяйстве, как и во время кризиса, начавшегося в 2008 году.

Нельзя сказать, что тогда кризис совсем не затронул Польшу. Но нам очень помогли средства, выделенные Евросоюзом на инфраструктурные проекты. Так, несмотря на негативные процессы в мировой экономике, нам удалось построить массу новых дорог, как в больших, так и в маленьких городах.

Если говорить о «секретах», то я бы хотел напомнить, что Польша очень активно развивала свой внутренний рынок. С другой стороны, правительство приняло специальные законы, чтобы максимально обеспечить людей – это требование гарантий от банков и прочее. Как вы знаете, польский парламент принял закон о пенсионной реформе, согласно которой поляки – как мужчины, так и женщины – будут выходить на пенсию в 67 лет. Очевидно, что народ не слишком этим доволен, но мы обязаны это делать. Умные люди понимают, как велика опасность повторить ошибки Греции. Нынче поляки порой удивляются, почему греки так много требуют. Ведь в свое время там существовала практика тринадцатых, четырнадцатых зарплат, и власти просто забывали о завтрашнем дне.

– Польша для Украины – это, в первую очередь, пример успешных реформ. Расскажите, пожалуйста, какую реформу вы считаете наиболее важной.

– В свое время правительство Польши решилось на децентрализацию власти, и это, я считаю, была одна из самых лучших реформ. Так, центральные власти поделились с руководителями на местах не только обязанностями, но и правом распоряжаться местными фондами. Поэтому местная власть имеет реальные, ощутимые полномочия.

– То есть быть депутатом местного совета – не менее престижно, чем депутатом сейма?

– Очень многие депутаты сейма баллотировались на пост мэра, депутата района. Они бы не стали этого делать, если бы в руках самоуправления не было реальной власти.

– Евро-2012 завершилось. Как поляки оценивают итоги евротурнира? Насколько они удовлетворены организацией и проведением чемпионата?

– Хотя ни польская, ни украинская команды не дошли до финала, я уверен, что это был очень важный момент для наших стран. Ни Польша, ни Украина никогда бы не построили таких стадионов, не будь Евро-2012. То же касается инфраструктуры.

Польша, а по большей части и Украина, получили серьезную промоцию. Я часто общаюсь с зарубежными коллегами, и многие из них почти ничего не знают о такой большой стране, как Украина. СМИ Евросоюза не так часто пишут об Украине, а если и пишут, то в негативном ключе. Например, это могут быть репортажи из Верховной Рады, где один человек голосует пятью карточками или произошла драка депутатов. Теперь же жители Евросоюза увидели, что у вас есть не только политика, но и своя древняя культура и красивые традиции.

– Накануне Евро-2012 телерадиокомпания Би-би-си транслировала репортаж о Польше и Украине под названием «Стадионы ненависти». Как это восприняли поляки?

– Это вызвало очень серьезное возмущение. По правде говоря, у нас были некоторого рода инциденты. Но я бы не называл их массовыми. Я как раз приехал в Варшаву на матч Россия-Польша. Не был на стадионе, но посетил фан-зону. Там было около 130 тыс. человек, 98% которых с большой радостью воспринимали игру. Но были люди, которых не интересовал футбольный праздник – сразу становилось понятно, что они приехали сделать «задыму».

Но в целом негативные пророчества не сбылись. После окончания Евро-2012 многие иностранцы заявили, что хотят остаться в Польше и лучше узнать страну.

– Год назад – летом 2011 года – президент Польши Бронислав Коморовский объявил амнистию для нелегалов. Знаете ли вы, сколько украинцев воспользовались этой возможностью, слышали ли вы какие-то отзывы касательно этой программы? Удачно ли она прошла?

– По оценке некоторых общественных организаций, в Польше находится около 500 тыс. нелегалов. Накануне принятия закона я консультировался с гражданскими организациями и лично беседовал с нелегалами. Со своей стороны, я приложил максимум усилий, чтобы закон об амнистии был принят и подписан.

К этой программе можно было присоединиться до конца июня нынешнего года. Но на деле только очень немногие подали прошение об амнистии – более восьми тысяч человек. Из них около двух тысяч – украинцы. Факт остается фактом – большая часть нелегалов предпочла и дальше работать «по-черному».

Также оказалось, в Польшу приезжало много нелегалов из Западной Европы, чтобы воспользоваться законом. Большая часть из них вообще почти ничего не знали о Польше, и хотели лишь закрепиться здесь, так что результат не настолько эффективный, как я ожидал.

– Насколько я знаю, вы единственный этнический украинец в сейме Польши.

– Может, в сейме есть и еще украинцы, но скрывают это, я не могу точно сказать. Буду отвечать за себя – я единственный в польском сейме, кто приносил присягу в вышитой сорочке, никогда не скрывал и не буду скрывать, что я украинец.

– Скажите, украинцам сложно попасть на руководящие посты в Польше? Знакомы ли вы лично с этническими украинцами, которые достигли в Польше большого успеха?

– Мне мое происхождение никогда не мешало. Я был директором украинской школы, членом объединения украинцев Польши, ранее три созыва подряд депутатом областного совета в Ольштыне.

Украинцы добиваются успехов в науке, это врачи, бизнесмены. В политике известны профессор Владимир Мокрый – первый украинец, который баллотировался в послевоенной Польше в сейм по списку «Солидарности», Мирослав Чех. Дело в том, что украинцы разбросаны по территории Польши, и им сложно выдвинуть своего кандидата. Кроме того, после операции «Висла» 1947 года, когда советская власть насильно переселила украинцев в самые бедные районы Польши, произошел процесс ассимиляции. Но, несмотря ни на что, украинцы представлены во власти, в частности, в местных сеймах.

– Сегодня о «Восточном партнерстве» можно услышать все реже. Значит ли это, что данная программа себя исчерпала? Зачем Европе понадобился проект «Восточного партнерства»?

– «Восточное партнерство» должно было приблизить Украину к ЕС. Изначально речь шла о том, что Украина сможет получить максимальную выгоду от этого проекта, так как это самая большая страна партнерства. Но, кроме прочего, вы должны были не только получать средства из фондов ЕС, но и демонстрировать результаты – проводить реформы. Как выяснилось, Украина использовала выделенные средства неэффективно, уступая в проведении реформ той же Грузии.

– Украинский премьер Николай Азаров рассказал как-то, что заключил пари с бывшим польским президентом Александром Квасьневским относительно того, что Украина войдет в ЕС через десять лет. Официальные лица России, напротив, считают, что Украине никогда не стать членом Евросоюза. Как вы считаете, какое утверждение ближе к истине?

– Украина будет в ЕС, другой ситуации я себе и не представляю. Правда, было бы хорошо, если б и ЕС к тому времени остался цел и невредим, а «Греция №2» там не повторилась. Но я еще раз хочу напомнить: это не Европа должна выполнять «домашние задания», а Украина. Когда в 1994 году Польша подала заявку на вступление в ЕС, ей пришлось еще 10 лет работать над тем, чтобы приблизить свои законы к стандартам Евросоюза. Это касалось культуры, науки, экономики, сельского хозяйства, правосудия. Вы тоже знаете, что должны сделать. Может, десяти лет вам и хватит, может, нет.

– Но ведь накануне вступления в ЕС польские власти не только выполняли «домашние задания» Евросоюза. Они много «торговались» насчет условий вступления, условий своего членства. И Брюссель шел на уступки…

– Да, это были очень серьезные переговоры. В основном, они велись вокруг сельского хозяйства и продажи земли. Поляки хотели, чтоб была поддержка села, как на Западе, и добивались запрета на продажу земли. Мы понимали: на следующий день после нашего вступления западные предприниматели могут выкупить всю землю в Польше. Наверное, в этом плане вам нужно брать пример с Польши.

– Недавно президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости упростить процедуру получения российского гражданства для граждан республик бывшего СССР, и даже для потомков подданных Российской империи. Как вы считаете, не станет ли это угрозой для суверенитета Польши, ведь она также была в составе Российской империи?

– Думаю, Путин, прежде всего, имел в виду бывшие республики СССР. Но дело не только в этом. У маленьких стран – маленькие проблемы, у больших – большие, у очень больших – огромные. И если решить свои проблемы не удается, можно создать их для соседей, найти виновных там. В политике так часто бывает.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5911