На прошлой неделе в Украину приезжали премьер-министры Российской Федерации и Польши, но простые люди почти не заметили их визитов и заявлений, поскольку украинцы больше взволнованы взрывом в минском метро. Он унес жизни невинных людей, а заодно «разбудил» украинских «шутников», которые взялись «минировать» вокзалы, метрополитены, торговые центры и учебные заведения. О том, нужно ли украинцам бояться террористов, а также чего добился в Киеве Владимир Путин, в чем прав Дональд Туск и о многом другом в интервью ForUm'у рассказал эксперт-политолог, директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.
- Владимир Владимирович, как Вы оцениваете визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Украину? Эксперты считают, что для премьера РФ он был провальным, поскольку не была достигнута основная цель – прямое согласие Президента Виктора Януковича на вступление Украины в Таможенный союз.
- Откуда эти эксперты знают, какой ответ дал Президент Украины? Понятно, что за кулисами вопрос возможного вступления Украины в Таможенный союз был основным. Но пока мы не слышали прямого, положительного или отрицательного ответа ни от одной из сторон. Есть только различные мнения из «неких неофициальных источников» - и все.
Смею вас заверить, Путин и не ждал, что Янукович стразу скажет: «Да, мы уже завтра готовы вступать в Таможенный союз». Все, что нужно было сделать в ходе визита Путина в Киев, – это принять политическое решение: буден дан старт переговоров или их не стоит начинать.
О результатах визита можно будет судить уже в ближайшее время, исходя из того, начнутся ли переговоры между Киевом и Москвой по Таможенному союзу или нет. И, понятное дело, что если они начнутся, то будут сложными, поскольку нюансов у Таможенного союза – огромное количество. Если же переговоры не начнутся в ближайшее время, значит, да, основной цели визит не достиг.
- Всегда после встреч руководителей РФ и Украины в нашей стране поднимается вопрос о снижении цены на газ…
- … и звучит один и тот же ответ из Российской Федерации: «А почему, собственно? Что предлагает Украина взамен?». Он звучал не раз и до, и после Харьковских соглашений, давших Украине скидку на треть цены газа.
Честно говоря, со стороны РФ мы видим предложения, как можно технически снизить цену на газ. Это – тот же Таможенный союз.
На официальном уровне от Украины не звучат обоснования, почему РФ должна отказаться от выгодной для себя цены. Со стороны Украины пока мы не слышали ничего, кроме того, что цена несправедливая, соглашения подписаны неправильно и так далее, и тому подобное.
- Подписание газовых контрактов 2009 года сейчас изучает Генпрокуратура Украины. ГПУ возбудила уголовное дело против Юлии Тимошенко. В свою очередь, экс-премьер заявила, что в рамках расследования этого дела должен быть допрошен Владимир Путин.
- Что касается подписания газовых контрактов, то, знаете, можно долго обсуждать, насколько правомерно давала свои указания премьер-министр Украины. Тем не менее, контракты подписаны, в них есть четкая формула того, как они могут быть прерваны: только по обоюдному согласию сторон.
Если кто-то из украинских чиновников писал какие-то директивы, подзаконные акты – это вопрос взаимоотношений Украинского государства с этими людьми, а никак не хозяйственный спор между хозяйствующими субъектами «Газпромом» и «Нафтогазом». Разбирательства могут долго продолжаться, но «Газпрому», России, от этого ни холодно, ни жарко. Они считают это внутренним делом Украины и не более того.
А теперь о заявлении Тимошенко о допросе Путина. Хочу напомнить Юлии Владимировне, как в 2005 году она впервые посетила Российскую Федерацию в качестве премьер-министра.
В РФ против Юлии Тимошенко было возбуждено уголовное дело, по которому она шла не как свидетель, а как человек, которого обвиняли в нарушении закона. Но при этом российская сторона четко дала понять Генпрокуратуре РФ: поскольку этот человек является премьер-министром Государства Украина, никакие оперативные действия в отношении Тимошенко во время ее визита не могут проводиться, поскольку она была в специальной делегации и пользовалась иммунитетом.
Сегодня довольно странно слышать подобные призывы от Юлии Владимировны. Она прекрасно осведомлена с порядком возбуждения уголовного дела, а также с тем, почему Генпрокуратура Украины не может предъявлять подобных требований Путину, премьер-министру Российской Федерации, приезжающему в Украину как официальное лицо другого государства.
- На прошлой неделе Президент Виктор Янукович встретился с премьер-министром Польши Дональдом Туском и снова подтвердил курс Украины на евроинтеграцию. Украина когда-нибудь будет в ЕС?
- Подобные заявления президентов Украины и премьер-министров – это старая история. Да, они заявляют, что хотят в Европу, и при этом понимают, где их экономические интересы, что нужно стараться дружить и с одной, и с другой стороной. Поэтому нужно понимать, что, когда говорят о Таможенном союзе и Зоне свободной торговли с Европой, то вопрос состоит в том, с кем Украине в ближайшее время предстоит экономическое сотрудничество.
Вы видите, как все спокойно это воспринимают? Россия не выступает против евроинтеграции Украины, поскольку понимает: это фантом, это миф. В Европе же прекрасно понимают, что для Украины подобных перспектив нет как минимум на ближайшие десятилетия.
Евроинтеграция – это такая заманчивая сказка. В свое время нам рассказывали о построении коммунизма до 1980 года, а потом заменили сказку о том «светлом будущем» на морковку в виде евроинтеграции.
- А безвизовый режим с ЕС светит украинцам? Дональд Туск сказал, что в этом году это маловероятно.
- Предполагаю, Туск понимает, что это – маловероятно и в следующем году.
Бравое заявление Виктора Януковича, что за первую половину 2011 года Украина выполнит все те процедуры, которые ей прописал ЕС для получения безвизового режима, сразу вызвало скепсис у европейских чиновников.
Опять же, мы видим, какие проблемы сейчас переживает ЕС в связи с наплывом африканских беженцев. Переварить такую ораву очередных мигрантов Евросоюзу очень тяжело.
Поэтому в ближайший год (а то и годы) не приходится ожидать, что такое большое государство, как Украина, сейчас получит безвизовый режим, благодаря чему граница европейского безвизового пространства станет еще более расширенной. Хотя, в принципе, были государства, получавшие такой режим и без всяких процедур, подобных тем, которые сейчас прописаны для Украины.
- Сегодня весь мир наблюдает за ситуацией в Ливии. Как Вы думаете, когда там наступит мир?
- Независимо от того, победит Муамар Каддафи или он будет свергнут, пристрелят его или попросят удалиться из Ливии, в ближайшие годы там о мире думать не придется. Ливия на многие годы останется разделенной духовно, ментально, идеологически и политически. Вмешательство западных государств только усилило эту разделенность.
В итоге Европа, которая инициировала бомбежки, может благодарить только себя за то, что прямо на ее границе появился очаг длительной напряженности. Эта новая горячая точка прямо примыкает к Европейскому Союзу.
- Александр Ефремов, лидер фракции ПР в Верховной Раде, на днях заявил, что внешний «инвестор», в частности, Джордж Сорос, выделил средства на то, чтобы в Украине готовили людей, которые реализовали бы проекты «по варианту Северной Африки». В Фонде Сороса опровергли эту информацию.
Также известно, что российский бизнесмен Борис Березовский, который якобы переводил финансовые средства в Украину для финансирования «оранжевой» революции, заявил, что не принимает участия в подготовке в Украине бунтов по сценарию Северной Африки. Что Вы думаете об этом?
- Нужно спросить у господина Ефремова, какие данные у него имеются об этом. Если у него есть подтвержденная информация о том, что кто-то готовит дестабилизацию ситуации, готовит молодежь к противоправным действиям, то Александр Сергеевич должен об этом сообщить, как минимум, правоохранительным органам, а не довольствоваться только таким сообщением на Луганском телевидении.
В принципе, деятельность Фонда Сороса всегда вызывала определенные двусмысленные комментарии со стороны различных политических сил в разных государствах. Сейчас мы видим, что некие неправительственные организации, которые финансировались, в том числе Фондом Сороса, активно участвовали в подготовке сценариев в Северной Африке.
Пример – организация «Отпор», которая находится в Сербии и была активно задействована в подготовке событии на Майдане в 2004 году. «Отпор» теперь называется по-другому, но, тем не менее, и сейчас на их сайте можно увидеть, с какой гордостью они рассказывают, как готовили, инструктировали активистов в Тунисе и Египте для свержения тамошних режимов.
Кто финансирует такие объединения – большой вопрос. Но раньше Фонд Сороса активно сотрудничал с «Отпором» и другими подобными объединениями. А то, что к таким структурам обращаются за консультациями лидеры оппозиций различных государств третьего мира, к которым относится и Украина, – факт.
- А Березовский?
- А что Березовский? Он сам заявлял, что всегда был вовлечен в украинскую тематику, поддерживал то одних, то других политиков, активно призывал голосовать «за» или «против» кого-то на выборах в Украине. Он и не скрывает как своих симпатий и антипатий в Украине, так того, что он вовлечен в процесс.
- Терроризм – проблема современного мира. 11 апреля в минском метро прогремел взрыв. В нашей стране, слава Богу, пока было тихо. Но после информации из Беларуси многим стало жутковато. А тут еще и на станции метро «Университет» шутник с извращенным чувством юмора оставил муляж.
Тарас Чорновил заявил нашему изданию, что после похищения Моссадом палестинца в Украине появилась угроза настоящего, жесткого терроризма и уже есть угрозы со стороны ряда исламистских группировок. Украинцам нужно начинать бояться?
- От терроризма не застрахован никто. Нет такого уголка в мире, где не было бы риска совершения каких-то терактов. Нет ни одной страны, которая бы могла сказать, что полностью защищена от такой угрозы.
В Беларуси были взрывы несколько лет назад, во время дискотеки. И вот сейчас, 11 апреля этого года, теракт в Минском метрополитене. Носит это политический характер или нет, думаю, на этот вопрос в ближайшее время даст ответ следствие.
Украина в этом плане, как вы знаете, иногда страдает наличием у нас разных больных людей, которые могут что-то подобное совершить. Не надо также забывать о взрыве в Макеевке. Он, скорее всего, имел не политический мотив, но, тем не менее, это тоже терроризм, поскольку целью было посеять ужас и панику.
Слово «террор» (лат. terror) – это ужас. Породить его – основная задача террористов. И тут уже не важно – политически они мотивированы или денежно. На самом деле угроза терроризма, в том числе политического, давно присутствует в Украине. У нас существует целый ряд боевых подразделений, международных специалистов, которые тренируют молодежь, обучают ее взрывному делу в том числе.
Тренировки проводятся в разных регионах Украины. На сайтах этих организаций есть прямые призывы к насилию. Там вы можете прочитать, как сделать бомбу. А ведь чем-то взрывали памятник Сталину в Запорожье…
Еще одно. В течение пяти лет (с 2005-го по 2009-й год) Украинское государство даже поощряло праворадикальные настроения. Что из этого вышло – понятно, стоит только посмотреть на выучку и экипировку молодчиков-националистов из некоторых организаций.
Все зерна посеяны. И было бы наивно думать, что вопреки законам театрального жанра ружье будет висеть на стене и не выстрелит. К огромному сожалению, у нас есть серьезные предпосылки для терроризма, в том числе – и с идеологическим душком.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом