Реформа (от лат. reformo) – это преобразование, вводимое законодательным путем. Ее конечная цель – укрепление и обновление государственных основ. Однако реформирование не всегда несет за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот– увеличение доходов. «При нововведениях и переменах в государстве правители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности: бывают обстоятельства, подсказывающие, что нельзя слишком раздражать народ; бывают другие, из коих ясно, что с ним можно не считаться», - сказал когда-то французский писатель, сатирик-моралист Жан Лабрюйер. С тех пор прошли века, но сегодня это изречение «без примерки» подошло Украине. Свое видение реальной ситуации в стране и путей решения проблемных вопросов в интервью ForUm'у раскрыл лидер парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов.
- Александр Сергеевич, админреформа коснулась Администрации Президента Украины и СНБО. Под сокращение попали «тяжеловесы» Партии регионов. Скажите, где теперь будут эти люди?
- Они будут работать в нашей системе.
Сегодня идет упорядочивание структуры, притом, не только в АП и СНБО, а во всех органах власти, включая исполнительную. Напомню, мы уже прошли через серьезное реформирование Кабинета Министров Украины. При прежней власти у некоторых министров было по одиннадцать заместителей. Сейчас же этого нет, поскольку четко определено: их может быть два-три и не больше.
Что касается Администрации Президента, то после проведения оптимизации у главы АП останутся три заместителя. Люди, чья должность упраздняется, перейдут на другую работу. Думаю, они возглавят соответствующие подразделения. Они продолжат дело, которым занимались, но просто в другом статусе.
- Минсоцполитики инициирует введение штрафа для юридических лиц за каждого нелегального работника. Также есть предложения серьезно наказывать за «черные» зарплаты. Работодатели и наемные труженики с радостью отказались бы от «конвертации» зарплат, если бы не ряд «Но!». Скажите, этот «кнут» поможет, или тут нужно что-то другое?
- В свое время я достаточно долго занимался бизнесом. Могу вам сказать, что в уплате налогов должна быть грань, которую нельзя переходить. В чем она заключается? Да в том, что любой руководитель, бизнесмен, предприниматель должен четко понимать: легче заплатить налоги и быть честным перед своим государством, чем не делать этого.
Но мы, к сожалению, находимся в кольце. До этой грани каждому из нас еще нужно дойти. Нужно четко осознать – платить налоги должны все. А что будет, если каждый заплатит, включая предпринимателя? Ответ очевиден.
Еще одно. Помните, что было по единононаложникам? Какая была катавасия? Люди, которым в 1998-м на два года организовали бизнес без налогов, чтобы они могли стать на ноги, перестали их платить вообще. Считающих, что платить налоги – лишнее, становилось все больше и больше. Даже малые предприятия разбивали на частных предпринимателей-единоналожников, которые при этом себя очень неплохо чувствовали.
Но! От таких схем плохо себя чувствовали дети и старики, системы здравоохранения и образования, и так далее, и так далее. Если мы все находимся в одном государстве, то должны находиться в одинаковых условиях, с уважением относиться к обществу.
Поставлена правильная цель: налоги должны платить все, а государство должно определить нормальную формулу для этого. Более того, Президент поставил задачу снизить процент уплаты НДС и других налогов, а для отдельных категорий, например, для предприятий малого бизнеса, вообще сделать пятилетние налоговые каникулы. Это довольно серьезный «пряник».
- Позвольте Вас еще спросить о пенсионной реформе. Говорят, что после ее проведения на дополнительную «заботу» государства могут рассчитывать госслужащие, силовики, учителя, медики и представители еще нескольких категорий. Остальным придется обращаться в накопительные фонды. Это так?
- Не совсем. Во внесенном правительством проекте закона прописана солидарная система пенсионного обеспечения.
К накопительным пенсионным фондам нужно относиться очень осторожно. Во многих странах отчисления в накопительные фонды повлияли на суму доходов солидарной системы. Я бы, если и вводил накопительную систему, то осторожно, небольшими шагами в 1,5-2%, а не в 7%, как это предполагалось.
Но, повторяю, в данном законопроекте я увидел только солидарную систему. А накопительная система и другие формы пенсионных выплат – это уже следующий этап реформирования.
- Опять же, накопительным пенсионным фондам нужны госгарантии?
- Нужно целую систему проработать, в том числе и госгарантию.
Когда человек откладывает деньги на свои личные счета, у него должны быть гарантии, что его пенсионный фонд не пропадет и не лопнет, а деньги не поглотят инфляционные процессы. Поэтому нужна целая система защиты.
Что касается проекта закона о проведении пенсионной реформы в целом, то он нуждается в серьезной доработке. Не исключено, что этот законопроект будет отозван и вместо него подадут другой.
- Скажите, а что Вы думаете о европерспективах Украины? Недавно премьер-министр Николай Азаров выразил уверенность, что Украина максимум через десять лет станет членом Европейского Союза. Министр иностранных дел Константин Грищенко считает реалистичными такие планы премьера. Потом в СМИ появилась информация, что глава российского правительства Владимир Путин едет в Киев, чтобы отговаривать украинское руководство от создания зоны свободной торговли с ЕС?
- Мы недавно встречались с представителями Социал-демократической партии Европарламента. Они говорят, что мы действительно можем ускорить процесс евроинтеграции.
Но что касается вопроса вступления или невступления Украины в тот или иной союз, или организацию, решать только Украине, руководителям государства и нашему народу. Мы выслушиваем все точки зрения, с которыми к нам приезжают. Но решения мы будем принимать, учитывая мнение наших людей.
- Премьер-министр России Владимир Путин посетит Киев с рабочим визитом уже 12 апреля. Скажите, не получится так, что после его визита в Верховной Раде опять случится какое-то побоище ?
- Вы знаете, мы никогда не инициировали никаких побоищ. Мы лишь отвечали на те угрозы, которые были. Мы давали коллегам понять, что с нами диалог так вести нельзя. Как мне кажется, нас услышали. В последнее время все нормализовалось.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом