С приближением пенсионной реформы в Украине наблюдаются массовые увольнения силовиков. На гражданку в срочном порядке преимущественно уходят офицеры среднего и высшего звена. О том, насколько оправданы страхи людей в погонах, а также о многом другом в интервью ForUm'у рассказал народный депутат Украины (КПУ), член парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, генерал-лейтенант милиции Валерий Бевз.

- Валерий Ананьевич, в Украине готовиться пенсионная реформа. Она стала причиной массового увольнения силовиков. Скажите, почему люди в погонах бояться изменения законодательства? Есть чего опасаться?

- Знаете, в чем заключается украинский феномен? В том, что иногда мы обсуждаем законопроекты, которых еще в глаза никто не видел. В этом и есть самая главная проблема. Наверное, из-за этого и страхи слишком велики.

Если оценивать комментарии людей, которые хотя бы были около разработчиков этого проекта, то можно сказать: по большому счету с точки зрения социального обеспечения сотрудников силовых ведомств там ничего особенного нет.

Да, безусловно, теперь силовиков впишут в общую схему, их пенсия не должна будет превышать девять тысяч гривен. Это первое.

Второе. Действующее законодательство дает сотруднику правоохранительной системы право на получение пенсии после двадцать лет выслуги. И понятно, что в связи с повышением пенсионного возраста, например, для женщин на полгода, сроки выслуги для силовиков увеличат до двадцати пяти лет.

Также законопроект по пенсионному обеспечению предполагает, что будет полностью ограничена и сама система выходного пособия. Сейчас она оставляет десять месячных форм оплаты труда каждого работника, в будущем, думаю, ограничатся двумя.

Еще одно. Согласно постановлению Кабинета министров Украины № 114 от 1991 года, допускалось, что сотрудник правоохранительных органов мог выходить на пенсию, имея стаж 50/50, то есть 12 лет работы в правоохранительных органах и 12 лет общего стажа. Теперь, наверное, и это будет отменено.

Вот это, наверное, и есть самое главное из того, что сегодня пугает сотрудников правоохранительных органов. Понятно, что эти моменты вызывают сомнения и опасения у сотрудников правоохранительных органов.

- …и люди увольняются.

- И люди увольняются. По предварительным подсчетам, в правоохранительных структурах, то есть в МВД, СБУ, прокуратуре, налоговой милиции и т.д., уже сейчас есть около восьми тысяч рапортов на увольнение.

Но я бы сказал так: недаром говорят, что неважно, какую ты пенсию получаешь, а важно, сколько раз. Поэтому сотрудникам правоохранительных органов, решающим уходить или остаться, советовал бы исходить из этой концепции.

- Скажите, может быть, условия для массовых увольнений были созданы специально, и их цель - «самосокращение» силовых структур?

- Ну, что касается тактики осуществления этих мер по сокращению, то она может быть разной.

Силовики – это в первую очередь живые люди. Они, как и любая другая социальная группа, будут беспокоиться о своей соцзащите.

Знаете, что сегодня во многих правоохранительных органах есть по 7-15% некомплекта? Так вот, по большому счету (если исходить из предложенной концепции, что сокращение личного состава должно состояться в течении пяти лет) можно выйти на необходимую численность силовиков, просто каждый год сокращая некомплект.

- Валерий Ананьевич, органы внутренних дел Вы знаете не понаслышке. Что скажете о качестве состава украинской милиции?

- Это чрезвычайно сложный вопрос и очень серьезная проблема.

- Почему?

- Для того, чтобы дать объективный ответ, надо находиться непосредственно в системе. Я ее покинул семь лет назад. Поэтому мне тяжело говорить о качестве сегодняшних кадров. Считаю также, что мне давать оценку профессиональной подготовке личного состава будет не совсем корректно.

Единственное, что скажу, стоит провести внеочередную аттестацию лиц начальствующего и рядового состава органов.

- То есть?

- Поясню. В рамках системы сокращения личного состава должна проводиться внеочередная аттестация каждого сотрудника. Она позволить определить его профессиональный уровень.

Но! Тут не должно учитываться, что кто-то чей-то сын или дочь, брат или сестра и т.д. Но будет ли все так – это вопрос не ко мне.

- Украинцы, мягко говоря, не любят милиционеров. Как думаете, почему?

- Власть, как таковую, никто и нигде не любил, не любит и любить не будет. Ее наличие - это уже нарушение определенных прав людей, поскольку существуют институты принуждения. Это милиция, СБУ, армия и масса других контролирующих органов. Но понимание необходимости наличия той или иной структуры - это уже уровень общей политической культуры каждого члена общества.

Но та милиция, которая у нас сегодня есть – не с Марса не с Луны и не с Венеры. Она наша, украинская. Более того, в милицию набирают людей из общества. Нужно четко понимать: люди приходят в органы внутренних дел из внешней среды. С собой они приносят тот уровень культуры, совести, ответственности, скромности и т.д. и т.п., который есть в обществе. Поэтому часть ответственности за все, происходящее в органах нужно брать на себя каждому нашему земляку.

- Скоро в Украине пройдет футбольный чемпионат. В рамках подготовки к Евро-2012 наших милиционеров учат иностранным языкам, пытаются поднять уровень их культуры. Как думаете, гости Украины останутся какого мнения о нашей милиции?

- Наверное, я сейчас скажу крамольную вещь, но славяне никогда особо не славились высоким уровнем общей культуры. Это реальная проблема. И особенности нашего украинского МЕНТалитета были, есть и, наверное, будут.

Но Украина, как гостеприимный хозяин, должна готовиться к приему гостей. Мы должны подумать и сделать все, для того, чтобы выглядеть достойно и по форме, и по содержанию.

- Как все-таки должны называться у нас органы внутренних дел: милиция, полиция, жандармерия, сердюки?

- Милиция – это вооруженный народ. И, если исходить из канонов реальной оценки того или иного органа, выполняющего определенные функции, то, наверно, надо чтобы этот государственный орган назывался «Полиция».

Но! С другой стороны, есть определенные исторические традиции и стереотипы. Через многие из них до сих пор обществу переступить чрезвычайно тяжело.

Но название – это далеко не самое главное.

- А что главное?

- Содержание! Главное – это уровень профессиональности нашей милиции. Также это готовность предоставлять нашим гражданам те услуги, которые она должна, обязана оказать. Вот именно над содержанием нам и нужно работать.

Юлия Артамощенко,

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

20640