О проведении административной реформы в Украине говорили давно. И вот власть перешла от слов к делу – Президент Виктор Янукович оптимизировал систему центральных органов исполнительной власти, и теперь у нас шестнадцать, а не двадцать министерств. Но оппозиция говорит, что власть просто перетасует номенклатурную колоду, а реального сокращения бюрократических аппаратов не будет. Кроме того, возникает вопрос: куда пристроят чиновников, потерявших министерские портфели. Об этом и многом другом в интервью ForUm'у рассказал народный депутат Украины, первый заместитель председателя фракции ПР в парламенте Михаил Чечетов.
- Михаил Васильевич, Президент Украины Виктор Янукович инициировал первый этап административной реформы. Утвержден новый перечень министерств. Их осталось шестнадцать. Скажите, что теперь будет с теми, кто потерял министерские портфели?
- Виктор Федорович и мы никогда не разбрасывались кадрами. Кадры решали, решают и будут решать все. Команде, в которой сильный кадровый потенциал, по плечу решение любых проблем. Поэтому какая бы реформа не происходила – кадры мы всегда удержим.
Произойдет перегруппировка, переформатизация работы. В государстве очень много направлений, которые должны возглавлять сильные менеджеры. Работа все равно осталась.
Ну, провели реформу. И что, в одночасье проблем не стало?! Сегодня они остались те же, что были вчера. Просто идет перегруппировка сил, переформатирование власти, изменение ее структуры и оптимизация. Власть становится более оперативной, сбалансированной, экономичной. Теперь это власть, которая будет меньше вмешиваться.
Напомню, Президент сказал ключевую фразу, что все происходит в контексте дерегуляции экономики. И отныне власть будет определять стратегические направления развития, общие правила игры. В то же время она должна дать максимальную свободу бизнесу, предприятиям, предпринимателям, освободить их от чрезмерной опеки и прочее.
Думаю, что главам министерств, где состоялись пертурбации, найдут применения. Будут приложены все силы, чтобы их потенциал был использован, реализован во благо государства.
- Ну, а все таки, скажите: Равиль Сафиуллин, Василий Надрага, Константин Ефименко и Анатолий Толстоухов где теперь будут работать?
- Я не готов сейчас сказать. Я еще не видел окончательного указа.
Но послушайте, если у вас в квартире грязь, то ее надо убирать, независимо от того, с мужем вы это будете делать, свекровь поможет или теща. Правильно я говорю, или нет? Так вот, раньше вы одна убирали, а теперь вместе с мужем.
- То есть?
- В нашем случае что произошло? Полномочия поменялись. И если раньше один разгребал, то теперь будут вместе убираться. Значит, в хате станет чище, система госуправления будет работать эффективнее.
До реформы у нас дублирующие функции шли в двух-трех министерствах. Зачем?! Кому это надо?! Процесс бюрократизировался. Из-за бумажной волокиты терялось много времени, сил и нервов и средств. Часто случалось так, что на момент принятия решения оно уже было никому не нужно, поскольку банально устарело. А ведь дорога ложка к обеду.
Поэтому повторяю: сейчас будет новая расстановка кадров и повышение эффективности работы госаппарата. Это даст эффект в экономике. А от экономики, естественно, зависит решение социальных проблем.
- Теперь в Украине осталось шестнадцать министерств из двадцати. Логично, что много госслужащих сократят.
- Да. Сокращение будет. Не можем же мы просто держать людей, если их работа больше не нужна. Многие должны будут покинуть государственную службу.
Содержание госаппарата ложится прежде всего на бюджет страны. И если дублирующиеся функции убраны, то зачем держать людей? Совершенно не нужно, чтобы одни и те же бумажки писали по пять департаментов или управлений.
Вот смотрите, объясню как можно проще, чтобы было понятно. Раньше сидели люди и бюджет страны считали на счетах. Теперь появилась одна машина, которая считает и заменяет пятьдесят человек. Так что, мы должны этих пятьдесят людей просто так держать?! Зачем?! Ответ очевиден.
Но это же не конец света. Попавшие под сокращение пусть ищут применение своим знаниям и навыкам в других отраслях или в бизнесе.
- Законодательство предусматривает выплаты компенсаций сокращенным?
- Конечно. И все будет сделано по закону. Действительно, сокращение болезненный вопрос, но его не миновать.
Поймите, реформы не бывают безболезненными. Вот налоги – болезненно. Ну, а как иначе? Госбюджет надо наполнять или нет? Так же и сокращение штатов: болезненно, но и держать просто так их никто не будет.
Это как лечение. Оно приятным не бывает. Вот если человек заболел, ему назначают горькие лекарства, болезненные уколы, проводят операции. Но лечиться надо.
- Общеизвестно, что во многих государственных органах много лет действует схема, когда при оптимизации, реформировании, переименовании и т.д., служащих (особенно тех, которые относятся к категории «свои») якобы сокращали, выплачивали им все положенные компенсации, а потом… принимали на ту же должность, только под новой вывеской. Где гарантия, что сейчас такого не будет?
- Нет! Нет-нет-нет! Такого не будет!
Я раньше, когда говорил об админреформе, то увязывал ее с принятием бюджета. Я говорил, что в проекте бюджета будут заложены новые суммы на финансирование. И если у вас раньше было 200 человек, а остается 110, то теперь заложена зарплата на меньшее количество служащих. Все! Под штатное расписание деньги пойдут!
Напомню, Федор Ярошенко объявлял, что суммарное сокращение административных расходов за год – 13 миллиардов гривен. Это суммарные расходы. Если сокращается, например заместитель министра, значит, уменьшаются расходы на него, плюс на одну машину, секретаршу, на компьютер, канцтовары и т.д.
- Как дорого обойдется бюджету сокращение госслужащих? Ведь на это тоже деньги нужны.
- Тут миллиарды не нужны. Такие расходы и экономия от админреформы – абсолютно неэквивалентные понятия.
Оппозиция называла где-то цифры. Такая информация проскакивала. Точно не помню, но если не ошибаюсь, они насчитали около трех миллионов гривен. Я лично не считал. Но с уверенностью могу сказать, что это не миллиарды, соответственно, общего эффекта на экономику от таких выплат быть не может.
- 9 декабря 2010 года был сделан первый шаг в админреформе. Когда и каким будет второй?
- Ну, подождите. Мы не только вывески должны поменять, но и функции, работу, качественное содержание. Вот если вам купить диплом, то это же не значит, что вместе с корочкой у вас знания в голове появятся. Иными словами, еще предстоит большая внутренняя работа.
Если раньше министерства в большей степени выполняли административные и командные функции, то сейчас они должны больше определять политику, стратегические направления, условия для работы данной отрасли. Все остальное – это уже субъекты.
- Эта неделя пленарная. Чем будет заниматься парламент кроме бюджета?
- Две недели подряд мы будем работать в пленарном режиме. Главный вопрос – бюджет.
- Что Вы думаете о проекте бюджета-2011 и заложенных в него макропоказателях? Насколько реально, чтобы в Украине был рост ВВП– 4,5%, уровень инфляции – 8,9%, дефицит бюджета – 3%?
- Смотрите, в 2008 году был полный провал ВВП – минус 16,1%. В этом году нам удалось выровнять его, и за год рост ВВП будет приблизительно 3,5%. В следующем году планируется + 4,5% ВВП.
- За счет чего?
- … роста экономики, промышленности.
Нужно четко понимать, что основную массу ВВП делают мощные предприятия, а не те, кто попытался поспекулировать на налоговом кодексе.
Так вот, мы дали налоговые льготы всему судостроению, всей легкой промышленности, авиационной промышленности, гостиничному бизнесу. Мы им заложили нулевую ставку налога, и, естественно, эти отрасли быстрее пойдут в рост. Плюс, по всем остальным направлениям в следующем году уменьшается налог на прибыль.
Это дает возможность в 2011 году получить доход. К тому же Украине открывается возможность для дешевых кредитов. Кредитная ставка зависит от рисков. Если спокойная обстановка в стране – ставка маленькая. Если нервная – процент большой). Кроме того, будет приток инвестиций.
Так вот, сейчас у нас ситуация стабилизировалась. Все поняли, что власть пришла всерьез и надолго, этот Президент будет десять лет, стабильная ситуация гарантируется как минимум до следующих парламентских выборов. В страну пойдут деньги. А финансовые притоки нужны государству, как кровь кровеносным сосудам организма. Организм будет лучше работать – экономика пойдет в рост.
- Дефицит действительно может быть только в 3%?
- Вы должны понимать, что такое дефицит. Условно говоря, вы зарабатываете три тысячи гривен и можете жить на них месяц. А можете четыре? Можете! Но тогда надо занимать.
- … а потом отдавать…
- О-о-о! Да, потом надо отдавать.
Так же и государство. Если страна тратит больше, чем зарабатывает – получается дефицит бюджета.
Так вот, если в прошлом году при Тимошенко дефицит был 16,1%, то в этом мы выходим где-то на пять с чем-то процентов, а в следующем – на три. Это значит, что мы вскоре будем тратить столько, сколько зарабатываем. Мы резко уменьшили траты, чтобы не покрывать их кредитами.
- Михаил Васильевич, Украине уже сегодня нужно очень много возвращать…
- Да, нужно отдавать все то, что понабирали. Вот и админреформа случилась, и сокращение расходов. А если бы ее не было – опять пришлось бы брать кредиты.
Сейчас мы втягиваем экономику в нормальный режим работы. Разница между доходами и расходами снижается. Это называется – позитивная динамика.
- Скажите, до Нового года Жилищный, Пенсионный, Трудовой кодексы будут приняты?
- Они будут рассматриваться уже в новом году. Думаю, до Нового года будет принят единственный документ - бюджет-2011. Он будет довольно жестким. Но это будет бюджет экономического роста.
- А если не получится «экономического роста»?
- Получится. Другого выхода нет.
- Думаю, далеко не все разделяют Ваш оптимизм. Почему Вы так уверены?
- 2011 год будет без выборов. Власть не будет заниматься флагами и листовками, следить, чтобы кому-то на митинге не проломили голову.
Выборы хороши, когда они проводятся через какой-то промежуток времени. Их плюс в том, что власть чувствует – она не навсегда. Это подхлестывает работать. Есть понимание того, что если работали хорошо, то через пять лет тебя переизберут, плохо – до свидания.
Теперь о том, чем плохи выборы. Во время избирательной кампании власть 50-80% времени вынуждена заниматься их проведением. Полгода уходит в митинги, бумажки, флаги, урны для голосования.
Если каждый год проводить выборы, то власть будет только с флагами бегать. Если сейчас замутить избирательную кампанию – экономика опять пойдет на спад, Украина будет проседать.
Поймите, у нас впервые за шесть лет появляется год без выборов. Флаги зачехлили на два года. Партийную символику спрятали. Засучили рукава – работаем, ради чего избрали. Есть шанс, что следующий год станет началом серьезного рывка.
Юлия Артамощенко,
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом