Пока в Европе думали, какую оценку поставить украинской власти в резолюции Европарламента, в Украине приняли Налоговый кодекс, чем заставили предпринимателей выйти на улицы. На этом фоне даже несколько потерялись традиционно горячие в осенне-зимний период газовые споры с РФ. О том, что и почему происходит в украинской политике, в интервью ForUm'у рассказал народный депутат Украины (БЮТ), председатель подкомитета по вопросам евроинтеграции и евроатлантического сотрудничества ВРУ парламентского комитета по иностранным делам Андрей Шкиль.
- Андрей Васильевич, Европейский парламент принял резолюцию в отношении Украины. Как Вы оцените ее?
- Утверждение Европарламентом резолюции в отношении Украины уже дважды переносилось. В Украине велось немало дискуссий по ней еще до голосования документа Европарламентом.
Принятая резолюция ожидаема, поскольку нынешняя украинская власть сумела найти союзников в Европарламенте, левую группу «Прогрессивный альянс социалистов и демократов».
Но, несмотря на все оптимистические заявления властей, сам текст резолюции максимально жесткий. Документ критичный. На первый взгляд в нем нет очень резкого тона. Но, читая его, нужно понимать - это решение не группы политических партий, а парламента.
В частности, там содержится призыв к нынешним украинским властям тщательно расследовать все сообщения о нарушениях прав и свобод, пресечь любые нарушения и проверить роль Службы безопасности Украины в случаях вмешательства в демократические процессы. Также отмечается необходимость улучшения избирательного законодательства.
Кроме того, европарламентарии обеспокоены ситуацией со свободой слова и независимостью СМИ в Украине. Отдельное внимание в резолюции уделено призыву обеспечить прозрачные, эффективные и качественные услуги транзита газа в Европу через модернизированную ГТС Украины.
Ну что же, посмотрим, как украинская власть будет выполнять резолюцию, будет ли пытаться устранить проблемные вопросы.
- В документе Европарламент отмечает право Украины подать заявку на членство в ЕС, призывает к консенсусу украинского правительства и оппозиции относительно евроинтеграционных устремлений Украины и ее долгосрочной цели стать членом ЕС. Если не ошибаюсь, «долгосрочная цель», это не год, не два и даже не шесть.
- Действительно, «долгосрочная» - это как минимум 20 лет. Это прогноз не оптимистический и не пессимистический, а средний. Собственно говоря, с этим связана настойчивая демонстрация властью европейских «респираций».
Вот сами посмотрите, до НАТО Украине остался один шаг. Но мы его делать не будем. На вопрос «Почему?», отвечают «Потому что не будем. Вот РФ против». В то же время, до ЕС у нас как минимум двадцать шагов, и власть говорит: «Мы их будем как бы делать. Еще 20 лет в запасе».
Да дай Бог, чтобы хватило здоровья, чтобы дожить до воплощения «долгосрочной цели». Я бы даже сказал, что это уже работа даже не для внуков, а для правнуков Независимости.
- А что скажете о призыве ЕС к консенсусу украинского правительства и оппозиции относительно евроинтеграционных устремлений Украины?
- Он, кстати, был продемонстрирован. И в документе также говориться, что консенсус есть, и оппозиция, и власть едины в своих европейских стремлениях. Но я думаю, что общее согласие нам нужно искать касательно евроатлантической интеграции Украины.
Хотя?.. Быть может, тут идет речь о другой «оппозиции», о потенциальных союзниках ПР – ВО «Свободе», которая выступает против вступления Украины в ЕС? Но они - не оппозиция, не власть. Это что-то такое среднее.
- Украина заявляет, что проблем с поставками российского газа в Европу не будет. Но скоро Новый год, и невольно возникает вопрос «Будет ли традиционная газовая война?». В СМИ появилась информация, что российская сторона готова к обсуждению с украинскими партнерами всех вопросов, связанных с поставками газа. Боле того, Президент РФ Дмитрий Медведев готов искать с Президентом Украины Виктором Януковичем «золотую середину». Ваш прогноз, как будет решаться газовый вопрос?
- Да все просто! Будет «золотая середина»! Россия скажет, что могла поднять в два раза цену на газ, а поднимет лишь на чуточку.
Они не хотят демонстрировать никаких партнерских отношений. Более того, партнерские отношения может быть между народами, а между государствами кто-то должен быть главным, а кто-то второстепенным. Вот Украина тут должна вежливо и качественно играть роль второстепенного партнера, делать все, что скажет РФ.
Думаю, что такие разговоры появляются для того, чтобы удовлетворить неоимперские аппетиты российской власти.
- Значит, никаких обострений газовых отношений не будет?
- Нет. Никаких обострений не будет. Украина продолжит отдавать все что можно. Думаю, что будет показательное грозное размахивание пальцем перед РФ: «Мы можем, но так и быть, не будем».
Опять же, Россия теперь дует на холодное, потому что достаточно сильно обожгла пальцы на Президенте Белоруссии Александре Лукашенко (последний газовый конфликт РФ и Белоруссии, - авт.).
- Давайте поговорим о внутренних вопросах. В Украине сейчас проходят акции протестов предпринимателей против Налогового кодекса. Известно, что среди них обострились противоречия. Насколько настоящий этот протест? Что будет, если предприниматели переругаются?
- В демократических структурах всегда есть дискуссия. И это дискуссия. Никой ссоры я там не вижу. Правда, может быть, мне не все известно. Это дело самоорганизованных предпринимательских структур.
Думаю, люди не отступят. Они сами приняли решение протестовать. Власть действительно наступила на горло малому и среднему бизнесу. И если ничего не делать, никто не сможет комфортно чувствовать себя в своей стране.
Понимаю, что для власти малый и средний бизнес – чужд. Они им никогда не занимались. Их ипостась – большой бизнес. Опять же, у многих представителей власти презрительное отношение к бизнесменам, имея опыт бурной молодости, они относятся к ним, как к барыгам.
Вот эта классовая нетерпимость толкнула людей выйти на улицу. Акция искренняя. А любая искренняя, настоящая акция имеет свои плюсы и минусы. Она закончится либо всем, либо ничем. Третьего тут не дано.
Но в любом случае, чем бы не завершилась акция, она все равно будет прологом к очень короткой повести об этой власти. Она не долго будет действующей, как бы ни старалась углубиться, усилиться, укрепиться и так далее.
- Многие эксперты говорят, что «БЮТ-Батькивщина» «примазалась» к акции предпринимателей, чтобы лишний раз пропиариться.
- Понимаете, нельзя «примазаться» или «спекульнуть» на этом.
- Почему?
- Потому что всегда есть простая реакция самих участников. Если бы все было так, как вы говорите, то заявления такого рода шли бы не от экспертов, главное задание которых - обеспечить свое безбедное существование, а самих протестующих. Но ни единого слова от самих предпринимателей об этом нет.
Боле того, мы не собираемся возглавлять акцию, перетянуть на себя процесс. Хотя действительно, были люди, которые, как муха над волом, пытались поживиться, доказать, что они тоже имеют отношение к процессу вспахивания поля. Например, кое-кого пришлось даже вышвырнуть. (Оргкомитет акции протеста силой удалил нардепа Олега Ляшко со сцены на Майдане Независимости, - авт.).
Наше же задание - не дать власти подавить протест. Для того чтобы внимание властей и, в частности, правоохранительных органов было направлено не на создание провокаций, а на само событие и его причины, мы вместе с предпринимателями.
У нас до сих пор общественный протестный процесс – дело опасное. И для того, чтобы он был безопасен для протестующих, некоторые депутаты присоединились к нему.
- Депутат от НУ-НС Андрей Парубий на одном из эфиров заявил, что люди могут митинговать на Майдане Незалежности не только против Налогового кодекса, но и против Трудового кодекса и закона о языках, и к предпринимателям могут присоединиться студенты и работающие. Насколько это реально?
- В данный момент на Майдане действует одна акция. Дело в том, что защита права на предпринимательскую деятельность – это очень важно. Когда мы говорим о свободном обществе, то именно защита свободного общества должна быть прерогативой. Вот давайте говорить искренне, если у человека забрать надежду, это одно, а когда средства на существование – совсем другое.
Теперь, что касается надежды. Думаю, ее также будут пытаться отнять. Но у них это никогда не получится. Вера и надежда украинцев уже ломала горы и впредь будет ломать. Просто процесс накопления негативной оценки действий власти – постепенный.
Но власть уже сделала немало «хорошего». И тут стоит вспомнить хотя бы местные выборы. Люди имели шанс продемонстрировать свое отношение к власти. А теперь что? Назло врагам корову продадим, чтобы наши дети молока не выдели?!
- Что Вы имеете в виду?
- Ну, это же очевидно. Кто-то не пошел на выборы. Кто-то отдал голос тем, кто, прикрываясь разными патриотическими лозунгами, на самом деле сотрудничает с действующей властью.
А что было бы, если люди сделали оценку событий, которые состоялись после президентских выборов?! У нас же на выборах доминировало отчаяние. Теперь люди надеются исправить ситуацию и победить с помощью акций протеста.
Поэтому думаю, что акция предпринимателей – это только начало. Не знаю, присоединиться ли кто-то к ним сейчас или же потом будут новые протесты. Сейчас нужно дождаться весны-осени, как начала кампании по сворачиванию антиконституционных шагов нынешней власти.
Следующий шаг – ее смещение любым способом, будь то перевыборы или очередные выборы. Я уверен, что после следующих выборов значимая часть украинцев не отдаст голоса действующей власти.
Юлия Артамощенко,
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом