Согласно Указу Президента Украины от 11 сентября 1994 года, День работников образования отмечается в Украине в первое воскресенье октября. По традиции накануне учителям и преподавателям преподносятся охапки цветов и слова благодарности, которые во все времена, несмотря ни на что, абсолютно заслужены.
О современном украинском образовании, его трудностях и лостижениях ForUm’y рассказал народный депутат ВРУ, глава подкомитета по вопросам специального образования Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, бютовец Виталий Курило.
- Виталий Семенович, в преддверии Дня образования позвольте вначале традиционный вопрос: как лично Вы расцениваете состояние украинского образования на сегодняшний день?
- Вы, может быть, удивитесь, но на этот вопрос однозначно ответить невозможно. У украинского образования, на мой взгляд, достаточно много сильных сторон, как традиционных, так и новоприобретенных.
Традиции качественной отечественной школьной системы опираются на фундаментальные знания, наряду с которыми применяется опыт, который мы «подглядели» в системах образования других стран.
Сегодня украинское образование находится в динамике. Безусловно, есть много спорных моментов, есть то, что тормозит его развитие, а где-то, может быть, даже и сдерживает.
- Деликатно ответили, ничего не скажешь. А то, что сегодня школы фактически существуют на средства родителей учеников и деньги «качаются» буквально на все, от новых окон до оплаты уборщиц – это что, по-вашему, динамика или фундаментальная традиция?
- Я прекрасно понимаю, о чем Вы говорите, у меня ребенок тоже ходит в школу. Но давайте уж начистоту – школе всегда не хватало денег. Я начинал свою учительскую практику в сельской школе, и когда в июне дети уходили на каникулы, директор давал мне два ведра и говорил: «Идешь сейчас в такую-то организацию, на завод, я с директором договорился, он нальет два ведра краски, принесешь и будем тут красить парты».
- И Вы красили?
- Красили дети-старшеклассники. Это было в благополучные семидесятые годы. Даже тогда школе не хватало денег на такие элементарные вещи как краска и кисточки. Да что там говорить, в школе не было ничего! И вот эта традиция школьной жизни по остаточному принципу осталась до сих пор. Правда, тогда не собирали денег с родителей, потому, что у школ были так называемые шефы – предприятия, заводы или фабрики, с которых время от времени собиралась определенная «дань», но в какой-то мере это все равно были деньги родителей, которые им не доплачивались, а перекочевывали в школу.
Теперь таких шефов практически нет. Очень редко какие-то предприятия оказывают регулярную помощь школам, вот и переключились напрямую на родителей. Это свидетельствует о том, что у нас традиционно сложилась система недофинансирования школы.
Сегодня своевременная выплата заработной платы учителям считается подвигом, что уж говорить о других статьях расходов, а ведь всем хочется, чтобы в классе детям было комфортно, уютно, чтобы там был ставший для нас уже привычным евроремонт.
- При этом еще кто-то пытается нагреть руки на этих деньгах.
- Я думаю, случаев воровства родительских денег за пределами Киева не так уж и много, практически единичные случаи, а то, что в столице их больше – да, до меня такие слухи доходят.
Понимаете, это все извращенность нашей системы. Родители не должны платить за школу. Школьное образование – оно бесплатное, его государство должно обеспечивать. Такое положение вещей – это свидетельство бедности государства или неправильное распределение ресурсов, имеющихся в нем.
- Нам с детства внушают, что самые достойные профессии – врач и учитель, но они фактически и самые низкооплачиваемые. Парадокс. Почему бы это не изменить?
- Да, я согласен с Вами. Я недавно был в Англии на большом семинаре по вопросам образовании и поинтересовался заработной платой английских учителей и профессоров в вузах. Так вот там зарплата учителя стоит в разряде «выше средней». Английский учитель в среднем получает в зависимости от стажа от 30 до 40 тысяч фунтов стерлингов в год.
Многие на это могут парировать, мол, Англия богатая страна, но ведь и мы, если хотим иметь качественное образование, должны соответственно платить учителям. Другими словами – какая зарплата, такие и знания. Из этого надо исходить.
Я, много лет находясь в образовании, наблюдаю, как сама по себе профессия учителя становится непопулярной. Ведь кто сегодня идет «на учителя»? Скромные девочки, склонные к работе с детьми, а те, кто хочет сделать карьеру и зарабатывать хорошие деньги, даже закончив педвуз, не идут в школу. Вот и получается замкнутый круг: после вуза в школу идут не самые сильные, большинство из которых тоже отсеваются, и в результате остаются кадры не самой высокой квалификации. Молодежь не задерживается в школе.
- Потому что мало платят.
- Да, потому что мало платят. Молодежь не задерживается в школе, в особенности мужчины. Когда я учился, во второй половине 60-х, начале 70-х гг. как минимум половина учительского состава были мужчины. На сегодняшний день в современных школах есть коллективы, где нет ни одного мужчины. Полный феминизм!
- Не от хорошей жизни, надо полагать?
- Вы правы, да. Это плохо. Сегодня в школах даже некому научить детей, как правильно гвоздь в стену забить. А с учетом того, что у нас достаточно много неполных семей, где детей воспитывает одна мама, некоторые детки и мужчину-то не видят взрослого. Поэтому надо вернуть в школу мужчин, высококлассных специалистов. Ведь, представьте, если сегодня в школу придет работать талантливый выпускник-математик и останется, то кадровая проблема в этой школе будет решена на 35-40 лет.
Надо привлекать талантливых людей, и платить конкретно, чтобы им не только уходить не хотелось, но они еще и стремились к дальнейшему развитию. И тогда таланты раскроются и у детей. Может быть, это надо начинать не со всех школ, поскольку мы не можем сегодня такое всем сделать, но нужно создавать какие-то системы стимулов, программы, поощрять тех, кто готовит детей на конкурсы, олимпиады.
Сегодня очень легко оценить работу учителя, в особенности в старших классах, по тому, как дети сдают независимое тестирование. Сразу видно как какой учитель подготовил ребенка. И доплачивать надо таким, которые преподают детям хорошие знания, премировать их, удерживать на рабочем месте и тогда другие будут что-то делать, тянуться.
- Министерство образования планирует серьезно сократить количество бюджетных (бесплатных) мест в вузах и если такое произойдет, то подавляющая часть украинской молодежи просто не сможет позволить себе получить высшее образование и будет вынуждена идти учиться в ПТУ, какие уж тут таланты?
- Нет-нет, это несколько искаженная подача информации, вырванная из контекста Табачника журналистами. Он сказал, что на следующий год будет серьезно сокращено количество бюджетных мест и это объективная реальность, поскольку в следующем году выпуск школ будет где-то около 1/3 по сравнению с нынешним.
Дело в том, что когда перешли на «двенадцатилетку», 30% детей из начальной школы пошли в четвертый класс, а 70%, по старой программе, «скакнули» в пятый и в этом году выпустились. Так что в следующем году будет очень маленький выпуск, а в 2012 году ситуация снова нормализуется.
Поэтому естественно, что в следующем году количество бюджетных мест будет сокращено по сравнению с нынешним годом – просто не будет необходимости в таком количестве бюджетных мест. Я думаю, в следующем году фактически каждый желающий сможет поступить на бюджет. Так что здесь не надо пугать, это объективная реальность. Вузам в следующем году будет очень тяжело.
- Украинские патриоты, в том числе и диаспора, ненавидят г-на Табачника, называют его украинофобом, стремящимся развалить украинское образование и внедрить русификацию. Уже неоднократно речь шла о том, что нужно серьезно требовать от Президента изгнания Дмитрия Владимировича из министерства. А как, по-вашему, он на своем месте?
- Я Дмитрия Владимировича знаю достаточно давно, еще с начала 90-х годов. Он достаточно талантливый политик и менеджер. Может быть, некоторые его высказывания слишком эмоциональные – я не знаю, зачем он это делает, но это, как говорится, совершенно другой вопрос. Из того, что сегодня делает в образовании Табачник ничего сверхъестественного или крамольного я пока не увидел.
Министерство образования не политическая структура, у министра достаточно много забот, связанных, прежде всего, со школой. С учетом того, какая зарплата у учителей, какие школы, как они ремонтируются и обеспечиваются, я министру не завидую – от него каждый день требуют денег.
- Вы – представитель парламентской оппозиции, которая едва ли не насмерть стоит против русского языка. Скажите, как лично Вы воспринимаете введение в список предметов ВНО русский язык?
- Здесь вопрос двоякий. До сих пор во многих вузах, в особенности в педагогических, есть специальность «русский язык и литература» и поэтому во введении этого предмета в ВНО я ничего особенного тоже не вижу. Есть предмет – значит, надо сдавать.
- Виталий Семенович, спасибо за беседу и позвольте от имени нашей редакции и читателей поздравить Вас с Вашим по-настоящему профессиональным праздником.
- Я, в свою очередь, хотел бы поздравить всех. День образования – это праздник миллионов. Я желаю всем учителям добиться того, чтобы дети шли в школу с удовольствием – этого нам сегодня очень не хватает.
Я желаю, чтобы предметы, которые преподаются в школах, были не только репродуктивными – от учителя к ученику, а еще и приносили действительную пользу. Чтобы детки могли и хотели использовать эти знания в жизни, чтобы они им на самом деле помогали и приносили пользу. Ведь именно во имя этого мы и учим. Это самая главная наша задача.
Лера Нежина,
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом