Политики отдохнули и приступили к работе. Уже сейчас понятно, что этот политический сезон станет непростым для всех, поскольку власть имущим нужно не только принимать выгодные для страны решения, но и выгодно выглядеть в глазах избирателей. О том, каким будет политсезон- 2010/11, чего «маленькому украинцу» ожидать от сильных мира сего, а также о многом другом в интервью ForUm'у рассказал известный украинский эксперт-политолог, директор Института Горшенина Владимир Фесенко.
- Владимир Вячеславович, первый вопрос – традиционный для начала сентября: каким будет новый политический сезон?
- Одно можно сказать точно –сложным, противоречивым и, местами, горячим.
Во-первых, это связано с тем, что 31 октября нас ожидают местные выборы. Они пройдут по всей стране. Исключение – Киев и Тернопольский областной совет. Отзвуки кампании будут и в ноябре.
Результаты местных выборов достаточно серьезно повлияют на общую политическую ситуацию в стране (в том числе, и в Верховной Раде).
- Как именно?
- Если ПР сможет укрепить свою власть, выиграв эти выборы в большинстве регионов страны, показать, что они контролируют политическую ситуацию, то это может придать новые импульсы ее действиям, формированию нового политического режима в целом.
Если нет, тогда может ослабнуть единство и результативность коалиции, и ситуация в ВР рискует стать более противоречивой.
Кроме того, осенью нас ожидает еще одна громкая тема – судьба Конституционной реформы 2004 года, возможная ее отмена решением Конституционного суда.
Также Президент уже заявил о необходимости проведения новой Конституционной реформы. Пока неизвестно, когда он выдвинет свою инициативу и каким будет ее содержание, но тема уже заявлена. Реализация новой конституционной реформы может начаться после отмены изменений-2004.
Естественно, осенью нас ожидает новый бюджетный процесс. В этот раз он будет связан с принятием в сентябре Налогового кодекса. Кроме того, уже вскоре необходимо начать законодательную базу реализации реформ, которые анонсировал Президент в июне этого года. Часть их будет связана с выполнением наших обязательств перед МВФ.
Непопулярные реформаторские законодательные решения, имеющие непопулярный характер, видимо будут отложены на период после выборов. Но, так или иначе, по целому ряду направлений реформы надо будет начинать уже осенью или до Нового года.
- А на внешней арене с Украиной что будет?
- Нас ожидают достаточно интересные и значимые внешнеполитические события. Уже сейчас мы видим новый виток внешней политической активности Президента. Осенью Янукович будет достаточно активно осуществлять свои функции по разным геополитическим направлениям.
Наиболее значимыми будут европейская и российская темы.
В октябре должен состояться Саммит Украина-ЕС, на котором будет обсуждаться вопрос подготовки нового базового соглашения о политической ассоциации и зоне свободной торговли между ЕС и Украиной. Вряд ли все будет подписано уже в октябре. Во всяком случае, по зоне свободной торговли мы еще далеки от завершения переговорного процесса.
А вот соглашение о визовом режиме между Украиной и ЕС, может быть, и подпишут. Но слабо верится, что мы получим безвизовый режим. Более вероятна либерализация визового режима для украинских граждан либо оформление некоего графика, предусматривающего либерализацию виз вплоть до их отмены на протяжении определенного срока.
А что касается отношений с Россией, то тут снова главной будет тема цены на газ. Во всяком случае, соответствующее пожелание уже озвучено украинской стороной. Соответственно, нас ожидает новый виток переговоров. И если Россия пойдет на какие-то уступки, то только в обмен на что-то со стороны Украины. Вопрос, какими будут наши уступки, пока открыт.
Точно так же открытым остается вопрос формата и функций совместного предприятия между «Газпромом» и «Нафтогазом». Переговоры о его создании идут уже не первый месяц. Возможно, темы цены на газ и совместного предприятия будут объединены. Но точно можно сказать, что новый виток газовых переговоров будет в значительной мере определять дальнейшие перспективы украино-российских отношений.
- Газовые войны будут?
- Пока для них нет предпосылок. Сейчас другие политический климат, контекст отношений между странами. Есть «харьковские договоренности».
Да. Цена на газ растет. Это не очень устраивает нашу сторону. Украина, конечно, будет пытаться договориться об изменении формулы ценообразования. Но вряд ли нынешнее руководство Украины пойдет на какие-то жесткие меры, например по ограничению транзита российского газа в Европу. Я в это не верю. Такого рода сценарии не вписываются в логику нынешних действий ни Януковича, ни Азарова.
Что касается российской стороны, то если бы между нашими странами не было долгосрочных договоренностей, а РФ, допустим, хотела каким-то образом воздействовать на Украину, то теоретически можно было ожидать нового витка газовой напряженности. Но россиянам сейчас это не нужно. Поэтому они не будут закрывать кран на трубе, по которой газ идет через Украину в Европу.
Иными словами, вероятность новых газовых войн - минимальна и в ближайшей перспективе практически исключена. Но очень важен процесс переговоров, удастся ли договориться, и если да, то о чем и на каких условиях.
- Давайте вернемся в Украину. Скажите, на Ваш взгляд, кадровые ротации во власти будут? Если да, то когда?
Да. Они возможны. Как показывает опыт, через 7-9 месяцев или примерно через год после президентских выборов идет первая волна масштабных кадровых ротаций, обновление новой правящей команды.
Не исключено, что это произойдет уже осенью. Первая волна кадровых перемен была еще в начале июля. Вторая может быть уже вскоре. Это может быть как замена отдельных министров, так и оценка деятельности губернаторов и глав районных администраций по итогам местных выборов.
- А Администрация Президента?
- Теоретически есть возможность перемен и там. Хотя это менее вероятно.
Это может произойти разве только в случае форс-мажорных обстоятельств. Например, причиной может послужить конфликт между влиятельными фигурами в окружении Президента, в руководстве ПР. Вот если случится некий локальный кризис в правящей команде, то и в АП могут быть кадровые перестановки. Но пока никаких предпосылок для этого не просматривается.
- Кто из политиков будет играть первую скрипку? Президент?
- Конечно. Нет никакого сомнения, что Президент будет играть главную скрипку. И в этом особенность нового политического режима.
В стране де-факто уже сформирован президентско-парламентский политический режим. Сейчас хотят придать ему юридическую форму либо президентской, либо президентско-парламентской республики.
Что касается статуса, веса и влияния других политических фигур - то посмотрим этой осенью, как все будет. Тут могут быть, конечно, перестановки. Но пока очевидно, что очень значима роль главы Администрации Президента. Также вполне возможны перестановки в окружении Президента.
Весомой будет позиция премьера, несмотря на разные слухи о его возможной отставке. Увольнение Азарова возможно только в случае крайних форс-мажорных обстоятельств. Пока и для этого нет никаких предпосылок.
- Какой будет оппозиция? Что будет с Юлией Тимошенко? Появится ли в политике Виктор Ющенко?
- Появится ли Ющенко?.. (смеется - авт.) Знаете, если он и будет появляться, то вряд ли это существенно повлияет на шансы и перспективы «Нашей Украины». Показательно, что Виктор Андреевич все чаще и чаще стал пропадать, точнее – выпадать из политического процесса.
Тимошенко уже сейчас показывает повышенную активность после возвращения из отпуска. Думаю, она попытается радикализировать политическую ситуацию, предпринять контратаки не только 7-го сентября. Она постарается использовать тенденции роста социального напряжения в связи повышением цен на коммунальные услуги, на газ, возможными инфляционными тенденциями осенью, подорожанием продуктов питания и т.д.
Естественно, местные выборы будут главной площадкой столкновений интересов власти и оппозиции. Причем, на свою долю в оппозиционной нише претендовать будет не только Тимошенко, а и другие оппозиционные и полуоппозиционные силы.
- Реальные народные волнения в Украине возможны?
- Я не берусь загадывать.
В свое время, когда начинался экономический кризис, тему массовых социальных протестов, бунтов, и чуть ли не революции активно обсуждали. Я и тогда говорил, что не нужно спешить, что риск есть, но это не автоматический процесс. И, посмотрите, даже в условиях кризиса ничего сверходинарного не произошло. Были локальные протесты, но в общем ситуация была достаточно спокойной, и потом она была канализирована президентскими выборами.
Думаю, и сейчас нет предпосылок для прогнозов массовых социальных протестов. Конечно, повышение коммунальных тарифов и другие проблемы могут привести к росту социального напряжения, локальным вспышкам протестов. Но грядут выборы. Они могут канализировать протестные настроения.
К тому же, пока нет предпосылок для масштабных и острых кризисных проявлений. Понятно, что рост цен не будет радовать, а наоборот, усилит критические настроения. Но, во-первых, не все мы зависим от цены на газ. Во-вторых, эта проблема будет, как бы размазана, дифференцирована по разным социальным группам.
Если действующей власти и ПР удастся результативно организовать работу по выдаче социальных субсидий – соцнапряжение можно уменьшить. Но рост напряжения может сказаться на результатах местных выборов.
- А на явке избирателей?
- Наверняка! Хотя на активности людей отобразится не столько социально-экономические проблемы, сколько усталость от политики, разочарование не только в бывших «помаранчевых» силах (БЮТ, НС-НУ), а и в ПР. К снижению явки также может привести и то, что теперь местные выборы проводятся отдельно от парламентских.
- Скажите, а что Вы думаете о новинках избирательной кампании, например о «выборах перед выборами» Сергея Тигипко и кандидатах от домов-дворов от Арсения Яценюка?
- Об акции «Фрона змін» Яценюка я пока подробно не знаю.
Что касается «праймериз» Тигипко, то саму идею первичных выборов можно оценивать положительно. Хотя, как показывает американский и европейский опыт, первичные, внутрипартийные выборы, больше подходят для голосования по партийным лидерам, выдвижению кандидатуры на Президентский пост либо на парламентские выборы.
На местных выборах – сложнее. Люди просто могут не знать кандидатов. Я тоже смотрю сейчас на плакаты «Сильной Украины» где изображены кандидаты, и, во-первых, не понимаю, куда, в какой совет они баллотируются. Или, может, они кандидаты в мэры?
Во-вторых – я никого из них не знаю. Даже я, человек, профессионально занимающийся изучением политических процессов. А что говорить о простых людях?..
Это скорее такая информационная пиар кампания. Это не реальный отбор кандидатов, самых популярных людей, а имитация. Главная задача процесса – создание информационного повода: смотрите, какие мы современные и прогрессивные, советуемся с людьми.
У Тигипко это сработало. Рейтинг «Сильной Украины» вырос. Но, повторяю, это не реальные выборы, а имитация.
- Что скажете об угрозах Тимошенко снять «Батькивщину» с выборов?
- Это достаточно серьезное заявление.
Напомню, что мы в Институте Горшенина еще перед парламентскими каникулами рассматривали эту тему. Тогда появилась инициатива лидера Европейской партии Николая Катеринчука возможного бойкота из-за недемократичности закона о выборах. БЮТ тогда промолчал.
А вот теперь они заявляют о возможном бойкоте в связи с тем, что есть серьезные проблемы с перерегистрацией ряда областных организаций в Киевской, Львовской, Луганской и Харьковской областях.
Пока это выглядит как инструмент давления на власть, чтобы получить возможность перегистрироваться, послать на выборы своих людей, не допустить, чтобы под вывеской «Батькивщина» прошли те, кто на самом деле к Юлии Тимошенко не имеют никакого отношения. Также это средство привлечения внимания международного сообщества к демократичности избирательного процесса. Так что здесь несколько задач решается.
А будет ли бойкот?.. Посмотрим. Пока неясно, поддержат ли призыв Тимошенко другие. Но бойкот выборов – это уже крайний способ борьбы. И если идти на это, то «Батькивщине» надо договариваться с другими оппозиционными силами. Если будет поддержка большинства, то выборы в значительной мере утратят свою легитимность.
- Насколько реально, чтобы местные выборы были сорваны?
- Эта тема широко обсуждается. Ранее заявляли, что ПР может их сорвать, если результат будет невыгодным.
На самом деле, если механизм запущен, нельзя сорвать местные выборы по всей стране. Теоретически, возможен срыв голосования, подведения итогов выборов по отдельным регионам, районам, городам.
Но чтобы по всей Украине, через ЦИК?.. Это бы означало, что ПР свертывает демократию в стране. Думаю, она на такое не пойдут. В интересах ПР завершить этот избирательный процесс, и показать, что она остается достаточно конкурентной и демократичной.
Юлия Артамощенко,
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом