Новая власть в Украине продолжает стремительно осваиваться. Международные встречи, кадровые перестановки… Оппозиция же тем временем создает теневые правительства и пытается сделать для власти хоть какой-то противовес. О своем видении текущей политической ситуации рассказал в интервью ForUm'у народный депутат Украины нескольких созывов, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности и руководитель Национального союза писателей Украины Владимир Яворивский.
- Владимир Александрович, правительство Азарова получило парламентское «да» на выполнение Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2010 год. Что Вы думаете об этой программе?
- Если честно, трудно на этот вопрос отвечать конкретно, поскольку эти полторы сотни страниц раздали за 40 минут до рассмотрения. Я умею читать очень быстро, но не мог вникнуть, тем более осмыслить эту программу. Однако, даже по тем деталям, которые я успел изучить, прослеживается общая картина.
У меня нет политического эгоизма. Я считаю, что результаты выборов - это беда для Украины, но я хочу верить в то, что это правительство справится. Я очень сердечно ему желаю успеха и не буду потирать руки, если у них что-то не получится. Ведь речь идет не об Азарова и Януковиче, а о государстве и миллионах людей. Но, увы, с каждым днем этой моей веры становится все меньше.
- Почему?
- Вот, например, в программе есть пункт под названием «Обеспечение ядерного производства и ядерного цикла». В ней говорится о том, чтобы делать в Украине законченный цикл по обогащению урана, производить топливо для ядерных станций и т.д.
Это очень хорошее намерение. Но подождите, несколько дней назад Виктор Федорович в Америке, в Нью-Йорке, для того, чтобы сфотографироваться с американским лидером Бараком Обамой, отдал уран.
Хотя тот даже и не просил, Янукович отдает тот небольшой запас, который был в Украине для ведения научных разработок. Сделал он это добровольно и очень охотно, хотя этим поставлен крест на нашей ядерной физике.
- Есть версия, что уран отдали потому, что о его дорого хранить ...
- Украина в свое время добровольно сдала свое ядерное оружие. Я тогда уже был в парламенте, членом президиума, беседовал с министром Константином Морозовым (первый министр обороны в Независимой Украине - авт.) Он тогда говорил, что в действительности ситуация очень сложная, начали греться ракеты под Первомайском, а мы не знаем, что делать, потому что все специалисты по этим технологиям в Москве.
В то время была колоссальная опасность. Мы могли наделать беды. Но мы отдали это оружие бездарно, за бумажку, которая ничего Украине не гарантирует. Это Будапештская соглашение. Договаривающиеся стороны, которые должны гарантировать нам безопасность, - это Америка и Россия. Там нет никаких реальных гарантий. Это просто бумажка, которую можно спокойно выбросить.
А что касается урана, то мы имели очень сильные школы ядерных физиков: харьковскую, киевскую и частично, львовскую. Теперь на них можем ставить крест. Они уже не имеют материала. Завтра им придется идти в дворники, учителя в школах, или бежать за границу. Их творческий потенциал угасает.
Что касается законченного цикла, то хочу напомнить, что мы в Украине имеем уникальную вещь - руду. Все Кировоградщина и часть Днепропетровской области стоят на этой руде. Конечно, можно было бы взять займы, привлечь в Украину определенные инвестиции, сделать законченный цикл.
Мы можем сами обогащать этот уран, производить ядерное топливо, а не покупать его в России. Мы могли бы делать все сами, и продавать во Францию, Германию и т.д. А мы взяли и отдали. Это алогично.
- Давайте все же вернемся к программе действий правительства. Что новая команда планирует делать с культурой?
- Там, например, написано, что нужно тесно сотрудничать с ЮНЕСКО, соблюдать все нормы.
Написано, ну и написано. Но давайте возьмем и посмотрим на реальные факты. На территории Киево-Печерской Лавры, которая находится под протекторатом города, т.е. мальчиков Леонида Черновецкого, строятся абсолютно современные офисы. А когда ходишь, спрашиваешь, то ничего об этих строения узнать не можешь. Мы делали выездное заседание комитета и пытались выяснить, кто за все это отвечает, Московский патриархат или киевская мэрия. Ситуация невероятно сложная. А ведь этот уникальный памятник находится на учете в ЮНЕСКО.
Знаете, когда приехали представители ЮНЕСКО и все это увидели, они просто не поверили своим глазам.
Я дважды вносил проект постановления, чтобы собственность всей украинской нации передать под протекторат правительства, более ответственный, сильный финансово, который прозрачней, чем абсолютно неуправляемая городские власти Черновецкого. Регионалы за него не голосовали. Тогда у меня вопрос, как же тогда будет выполнять все эти их постулаты и предписания?
Поэтому, я еще раз скажу, что не хотел бы быть злым пророком, но программа, построенная на лозунгах, на услышанных от кого-то призывах, абсолютно не поддержанная реалиями, нежизнеспособна. Правда, еще надо посмотреть, каким будет бюджет, ведь там уже должно быть конкретика.
- Новая власть пока занимает кабинеты и начинает настраивать работу на свой лад. А что тем временем делает оппозиция?
- Я, пожалуй, выскажу супер-непопулярную мысль, но все же выскажу, я в нашу оппозицию верю. Я вам говорю, что не буду радоваться, если будут неудачи, провалы. Но они (власть – авт.) все делают нахраписто, переступая через Конституцию. Они обмели пыль с ботинок Конституцией и пошли дальше. Был у нас Конституционный Суд высшей инстанцией. А его, собственно говоря, разогнали, раскололи…
Мне кажется, что весь тот азарт, вся эта мощь бульдозера, который все сметает на своем пути, - для оппозиции это хорошо.
- Чем?
- Все же на глазах! Вот для примера снова уран, который отдали и даже не пытались поторговаться.
А что касается непосредственно Америки, то меня очень обидело то, что хваленая американская демократия, которую мы постоянно все эти годы ставили в пример, так себя повела. Никто не спросил ни о решении Конституционного Суда Украины, ни о том, что происходит в Украине.
Все, что сегодня делается, очень очевидно, лежит на поверхности. И оппозиции теперь нужно очень мало: это все обобщить.
Принятием программы правительство себе обеспечило неприкосновенность на год работы. И накопление этого колоссального антиукраинского негатива, который они буквально «скирдуют» ежедневно, не пройдет незамеченным. Я уже не говорю о Дмитрии Табачника, о праздновании 9 мая, когда российские солдаты будут маршировать по Крещатику, о газе для Фирташа, а не для государства.
А мы за дешевый газ можем сдать Черноморский флот. Хотя, думаю, что пролонгировать пребывание ЧФ РФ в Украине не удастся.
- Вы уверены?
- Я очень рад, что они не читали Конституцию Украины. Если бы они ее прочитали, то увидели бы, что невозможно из ВР 300 голосами отменить 10 ст. Конституции.
- Объясните, пожалуйста.
- Даже если они скупят 300 голосов в парламенте, для того, чтобы ЧФ РФ находился в дальнейшем в Украине, нужно проводить референдум. И если вдруг он будет, я убежден, что Украина к тому времени уже будет другой, поймет свою роковую ошибку, и что она натворила на выборах.
- Все-таки скажите, оппозиция будет бороться между собой или будет выполнять функции противовеса власти?
- Вы знаете, конечно, проще было бы собрать все те маленькие оппозиционные осколки, и им задать этот вопрос.
Объясню вам свою позицию, чтобы те, кто будет читать материал, не подумали, что Яворивский чего боится. Я просто не могу выступать деструктивной силой. Я не имею права заходить за красную линию. Мы сегодня стоим за то, чтобы объединиться.
Но я убежден, что в данном случае мы имеем рецидивы малороссийства, хохлатчины, которая нас приводила к потерям. Вот что нам сегодня делить в оппозиции? Я стараюсь как можно осторожнее об этом говорить. Есть 147 депутатов Юлии Тимошенко. Есть яркая Юлия Тимошенко.
Есть лидер, было 45% доверия населения. Теперь у нее, наверное, уже больше, многие уже разочаровались в новой власти. Это реальность. Социология показывает, что Украина сегодня поддерживает единого лидера оппозиции - Юлию Тимошенко. У нее около 50%. За ней идет Яценюк, у которого 16%. А остальные, Костенко, Матвиенко, имеют вообще жалкую цифру.
О чем мы еще говорим? О чем дискутируем? Хотим создать четыре теневых правительства? Да это же посмешище! С чем мы пойдем на выборы? .. Ребята, да опомнитесь!
- 2012 год уже скоро...
- Да, он уже не за горами, и пойдем на выборы. Ну, не хочу каркать. Хочу верить, что такая сила, как Янукович, объединит демократию гораздо быстрее, чем час до расстрела.
- Тимошенко всегда была мощным оппозиционером. Но сейчас этой мощности почему-то не видно. Это последствия проигрыша?
- Нет, это не последствия проигрыша. Я убежден, что это разумная тактика. Они месяц у власти. Что вы хотели, чтобы мы уже выводили людей на улицу? Дадим возможность им наделать ошибок либо успехов. Дай Бог им успехов!
Если мы в первый день начнем действовать против них, то это будет смешно. Люди скажут: подождите, дайте им хоть сесть за стол.
Я не думаю, что нам нужно отходить после выборов. Мы уже отошли, прекрасно себя чувствуем в оппозиции, нарабатываем какие вещи. Думаю, что в последние дни вся страна почувствовала, что оппозиция есть, она не грубо, не вульгарно подает голос, является колоссальным санитаром. Дайте нам еще немного времени, и вы увидите, что будет.
- Вы только что сказали слово «санитар». От вас после выборов очень много людей убежало.
- Это еще мало. Будет больше. Убежит еще человек 5-6. Я к этому отношусь очень спокойно. Представьте себе команду в 150 с лишним человек. Их на рентгене не просветишь. Это же огромный массив людей. Кто-то кого-то привел. Кто-то прибился сам к нашему берегу.
Кстати, я еще до победы Януковича говорил, что человек 15-20 пойдет к нему. Меня тогда просили назвать фамилии, но я сказал, что их не знаю. Я знал, но иногда можно и ошибиться. Например ,Зубов, который на фракции сидит напротив меня, и я ему всегда смотрю в глаза, постоянно рвал на себе рубашку, и говорил, «Пустите меня на трибуну, я их порву!». В тот день, когда он перешел (в коалицию Януковича – авт.), Зубов тоже сидел напротив меня, но молча что-то рисовал.
Полунеев тоже мне казался таким интеллигентом. А оказывается, он уже подал заявление на приватизацию квартиры, и т.д., и т.п. Поэтому я действительно не хочу персонифицировать.
Я говорил между своими, а теперь могу сказать публично: если бы Юлия Тимошенко выиграла выборы, то 80-90 человек из ПР перешли бы к нам. Я даже знаю их фамилии.
Хотя и так было видно, как люди перед выборами подходили, терлись, и говорили: «Ну, ты же понимаешь, у меня же бизнес».
Поражение обычно многих учит, ставит все на места. Думаю, что мы здорово очистимся. Нам надо и низы чистить. Очень много людей разных набилось, из тех, что искали легкого хлеба. Много политических неликвидов, которые мигрируют.
Грядет некий свежий ветер в партийные ряды. Но то, что БЮТ может стать маргинальным, сползти на обочину, я в это не верю. Колоссальная сила еще есть. Она живая. Она дышит. Она трепетная. Она будет работать.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом