Не секрет, что за последние пять лет взаимоотношения Украины и России были заметно подпорчены разного рода причинами. На сегодняшний день, появилась надежда на двустороннее улучшение, однако, безусловно, это дело не одного дня.

Свое видение ситуации, а также некоторые прогнозы относительно возможного «потепления» в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’a рассказала бывший российский политик Ирина Хакамада.

- Ирина Муцуовна, новый украинский Кабмин шокировал Европу рекордным количеством министров и вице-премьеров. Как полагаете, можно ли в данном случае говорить о соотношении количества и качества?

- Ха, в России тоже когда-то мечтали о сокращении количества высших бюрократических позиций. Помню, когда Владимир Путин приходил к власти, количество вице-премьеров сократили до одного, но дальше их становилось все больше и больше.

Я полагаю, в данном случае, Украина не исключение. Такое количество вице-премьеров – временное явление, связанное с необходимостью «всем сестрам раздать по серьгам».

- Кабмин Азарова уже прозвали «камикадзе»…

- В демократической стране во время кризиса любой Кабинет обменивает непопулярные реформы на свой рейтинг. В России в свое время ненадолго это был Кабинет Гайдара. У Путина с Медведевым, поскольку они договариваются, происходит обмен министрами – так в свое время «отдали» и нынешнего посла России в Украине.

Я думаю, эффективность правительства не определяется рейтингом доверия. Во время кризиса действительно надо что-то делать. И не всегда это будет раздача денег направо и налево. Главное, чтобы этот «технический» Кабмин справился с проблемой, потому что вторая волна кризиса может начаться или даже уже началась. А, может быть, Украина даже еще не достигла дна…
 
- На сегодняшний день эксперты обрисовывают внешнюю политику Януковича как многовекторную. Как Вы думаете, правильна ли такая позиция или же с конкретным направлением все-таки придется определяться?
 
- Я думаю, это правильный шаг, поскольку внешняя политика Украины сегодня зависит от двух сторон: от Запада (Брюсселя) – это касается кредитов МВФ, договоренности о сотрудничестве в области транзита газа, других кредитных линиях. И от России – в отношении цен на газ, на транзит.
 
Поэтому Украине сейчас нужно «играть на всех столах». Сегодня главным приоритетом во внешней политике нужно поставить вытаскивание самого государства. Так что сегодня не до крутых позиций типа «мы идем в НАТО, в ЕС или идем четко сближаться с Россией». Сейчас нужно сохранить собственный украинский суверенитет за счет повышения эффективности экономики.
 
- Тогда и о Таможенном союзе можно будет подумать? Правда, зарубежные СМИ уже предположили, что с его помощью Путин поспешит установить полный контроль над Украиной…
 
- Янукович уже задержал этот вопрос, фактически он его «замывает», поэтому сейчас это не актуально. А сам по себе Таможенный союз выгоден и Украине и России, но только при условии, что Украина будет эффективным партнером. Хотя в любом таможенном союзе всегда выиграет тот, у кого более сильная экономика.
 
- Поговаривают, Москва может сбросить Украине цену на газ, если получит доступ к внутреннему рынку страны. Как, по-вашему, такое возможно?
 
- Я не думаю, что это произойдет, поскольку даже с Лукашенко у России была куча проблем из-за того, что Россия удерживала завышенную цену. Ну, это такая концепция «Газпрома», его заявленная стратегия – то, что газ будет продаваться по международным ценам. Россию много обвиняли в том, что она торгует политическими ресурсами и манипулирует ценами на газ, поэтому, я не думаю, что все дойдет до таких копеек в обмен на допуск кого-то куда-то. Это все расплывчато. «Газпром» - это «Газпром», газ – это газ, деньги – это деньги. И они России нужны.
 
В России также сейчас дефицит бюджета, там тоже стагнация в производстве, абсолютное сокращение процентов роста ВВП. Так что, мне кажется, Россия не пойдет на это.
 
- Недавно Президент Украины Виктор Янукович предложил своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву дать Украине право стать местом подписания нового российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Как, по-вашему, удастся ли воплотить в жизнь эту идею?
 
- Это «предложение» придумал кто-то пиарщиков: типа, если сделать Украину серединной площадкой между Россией и Америкой, то у Украины будет имидж посредника, «мостика дружбы».
 
Украина, конечно, не тянет ни на какого посредника между Америкой и Россией. Хотя при Буше она была «разменной картой», потому что его администрация жестко вела линию на усиление влияния Соединенных Штатов Америки в таких ключевых постсоветских государствах, как Украина и Грузия.
 
При Обаме это все сникло, сошло на нет, и уже не играет никакой роли. Я думаю, что самое главное – это подписание российско-американских договоров и ратификация их сначала в одной стране, потом в другой. Если обе стороны соглашаются это сделать в Украине – да на здоровье, но это совершенно не имеет никакого значения на будущее.
 
- Кстати, о Грузии. Там уверены, что теперь отношения с Украиной ухудшатся – из-за Саакашвили. Что Вы думаете по этому поводу?
 
- Ой, сейчас с этим ничего не ясно. Саакашвили поздравил Януковича с тем, что тот стал Президентом еще до того, как была закончена окончательная интрига. Так что понятно, что ему тоже нужны нормальные отношения с соседскими государствами, даже если его друзья уходят.
 
Да и в самой Грузии сейчас очень не стабильно, поэтому сегодня отношения Украины с Грузией скорее зависят от стабилизации обстановки в самой Грузии. Как только там будет такое же обновления власти, как у вас и станет ясно – остается Саакашвили или идет в оппозицию, тогда, от этого, уже можно будет плясать дальше.
 
- Теперь пару слов о ЧФ РФ. На днях с должности командующего Военно-морскими силами Украины был уволен Игорь Тенюх, который в свое время был инициатором информационной войны против базирования российского флота в Крыму. Многие утверждают, что такие действия продиктованы желанием украинского президента угодить России. Хотелось бы и Ваше мнение узнать?

- Я думаю, продиктованы они исполнением обязательств, высказанных во время избирательной кампании – о том, что будут нормализованы отношения с базированием ЧФ РФ в Севастополе.

До этого правительство Тимошенко угрожало не продлевать арендный договор и ужесточить условия, Ющенко тоже объявлял об этом. Черноморским Флотом торговали и в «газовой» войне… А сейчас все правильно – что обещано, то и сделано.

Ну, и потом, когда вы меняете команду и хотите удержать власть, то на ключевые позиции, особенно связанные со стратегическими партнерами, ставите своих людей. Так что тут все нормально.

- К слову о предвыборных обязательствах: что скажете о языковой Хартии, которую предлагает Янукович?

- А мне нравится эта идея. Для меня она одна из самых симпатичных. На самом деле, это очень правильно – оставить украинский язык единым государственным, но при этом дать возможность развивать региональные языки в зависимости от количества людей, проживающих в отдельных регионах.

Я думаю, в этом случае Украина только выиграет, потому что раздраи ни к чему хорошему не приводят, а люди теряют средства, бизнес. Я, например, знаю, что многие люди перестают ходить в кинотеатры и водить туда детей только потому, что русские фильмы дублируются на украинский язык. А почему бы не сделать и то и другое: где-то дублировать, где-то нет?

Кстати, в свое время были какие-то решения о том, чтобы запретить русский язык в школах и учителя даже во время перемен должны были говорить по-украински – вот это, по-моему, перегиб. Ведь если взять, скажем, европейскую культуру – ту же Швейцарию: там на всех языках говорят и никого это не волнует.

- Теперь давайте о нашей новой оппозиции поговорим…

- Ну, для Юлии Тимошенко находиться в оппозиции, по-моему, - совершенно комфортное и приятное состояние. Может быть, оно на данный момент даже намного адекватнее, в первую очередь для нее, судя по ее настроению. Кстати, если бы года полтора-два назад в борьбе с Ющенко Тимошенко ушла в оппозицию, то, может быть, сегодня была бы Президентом.

- В чем, на Ваш взгляд, она ошиблась во время избирательной кампании и после нее?

- Во время президентской кампании ошибок никаких не было. Они как могли – так и работали и взяли много процентов. Все хорошо. Что получилось, то и получилось.

А после выборов каждый работает по темпераменту, поэтому я не могу здесь называть ее поведение ошибкой. Я только могу сказать по поводу ее лозунга: «Она – это Украина».

- Скажите.

- Ну, если «Она – это Украина» и выборы проиграны, то на ее месте, я бы поздравила Януковича раньше, чем все остальные. Объявила бы действительную оппозицию – в общем, сделала то, что он предлагал. Легитимизировала бы власть Януковича и за счет этого быстрее договорилась «по каким-то людям» и реперным точкам о том, что, несмотря ни на что оппозиция будет поддерживать партию у власти для того, чтобы вытащить Украину из кризиса.

Это как раз то, что сделали демократы и республиканцы в Штатах. Обама победил и республиканцы голосовали за нужные вещи, которые позволили Америке получить необходимые средства для вливания, например, в рынок.

Это раз уж «Она – это Украина», потому что, в противном случае, все опять пойдет по кругу – один будет разбалтывать власть другого, а поскольку силы поделились почти пополам, у народа Украины просто нет шансов.

- Сегодня некоторые зарубежные эксперты высказывают предположения, что Тимошенко психологически «сгорела» и ей вряд ли стоит рассчитывать на президентский реванш через пять лет. А Вы что думаете?

- Не знаю. Каждый человек должен чувствовать, когда его тренд закончился. Это не он сгорает, а все вокруг заканчивается. Политологи такого никогда не угадывают. Главное – самому политику быть адекватным, иметь обратную связь с внешним миром и чувствовать себя – если он интуитивный политик.

Женщина только тогда может побеждать, если включает интуицию и убирает все честолюбивые, амбициозные, тщеславные – какие угодно – препятствия, которые не позволяют ей слышать свой собственный внешний и внутренний тренд. Поэтому, что будет через пять лет – неизвестно.

Если человек снова окажется в тренде и все сделает правильно – может быть, у него и появится шанс. Тут ведь еще многое зависит от Януковича: если за пять лет «синие» со всем справятся, тогда у нее шансов никаких нет. Если они совсем не справятся и Тимошенко этому поспособствует – будет сильно мешать, они перевалят все на нее. В таком случае, шансов у нее тоже нет.

Тут ситуация не шашечная – это шахматы. Но все-таки самое главное – это вытащить страну из кризиса и оставить ее на демократическом пути.

Главное – выход на подъем экономики и одновременное развитие демократии. Если это будет сделано, они все еще сто раз успеют быть президентами, если нет – все проиграют. Вместо них придет третья сила и еще неизвестно, какой она будет. Может еще все закончиться плачевно…
 
- Ирина Муцуовна, и в завершении беседы традиционный вопрос: когда снова к нам?

- Думаю, это будет 23 апреля, привезу в Киев очередной мастер-класс, на этот раз «Айкидо деловых переговоров».

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

10548