Известно, что дипломатия – это средство осуществления внешней политики государств. И если на войне, как говорится, все средства хороши, то в тонкой сфере дипломатии как раз делается все для того, чтобы розни не допустить.
С дипломатией связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.
О том, насколько современные украинские дипломаты способны сегодня решать внешнеполитические проблемы и защищать соотечественников, а также о многом другом в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’a рассказал дважды министр иностранных дел Украины (июль 1990-август 1994 гг., октябрь 2000-сентябрь 2003 гг.) Анатолий Зленко.
- Анатолий Максимович, недавно в Украину, наконец, прибыл российский посол. Как вы считаете, сумеет ли г-н Зурабов восстановить изрядно пошатнувшиеся за последние пять лет взаимоотношения двух государств?
- Приезд нового посла Российской Федерации в Украину был долгоожидаемым событием, предыстория которого понятна: обострение отношений между Украиной и Россией вызвало соответствующую реакцию у российского руководства, которое и приняло решение отложить отъезд нового посла к нам. Назначение Зурабова состоялось 5 августа 2009 года – практически полгода в Украине не было посла России и в этой связи я задаю себе вопрос: кто выиграл от этого?
- И кто же?
- Я считаю, проиграли обе стороны. Но в большей степени, конечно, Россия, поскольку у нее не было возможности на должном уровне осуществлять и продвигать свои интересы. Плюс – были утрачены контакты и доступ к соответствующей информации, который в посольской работе очень важен, поскольку этим преимуществом пользуется, как правило, только глава дипломатической миссии.
Именно поэтому очевидно, что приезд посла, означает то, что Российская Федерация сейчас пересматривает некоторые свои приоритеты и на этом этапе, когда в Украине еще не завершился избирательный процесс, все-таки принимает решение в отношении приезда своего нового посла в нашу страну.
И мне кажется, это положительный фактор. Его можно рассматривать под разными углами и точно также по-разному расценивать, но, на мой взгляд, это дает основания говорить о том, что российская сторона настроена на дальнейшее развитие двусторонних отношений.
Естественно, за почти двадцать лет независимости Украины и России повестка дня перенасыщена проблемами, которые требуют если не незамедлительного, то, во всяком случае, достаточно быстрого решения.
Я не буду называть их – они и без того всем хорошо известны. Здесь и вопросы правонаследия, и торгово-экономического сотрудничества, которое, кстати, в течение прошлого года сократилось почти вдвое, и составило примерно двадцать миллиардов долларов. В то время как 2008 год был завершен на уровне сорока миллиардов долларов.
Это также вопросы функционирования и пребывания Черноморского Флота, вопросы делимитации акватории Азовского моря, Керченского пролива, экономической зоны в Черном море. И хотелось бы надеяться, что приезд нового посла даст новый импульс развитию отношений и решению, в частности, этих вопросов.
Новый человек, новая личность, который совершенно по-новому может дать оценку ситуации и того переговорного процесса, который ведется по каждому из названных мною вопросов. Будем надеяться.
- Кстати, первое выступление Зурабова на украинском языке произвело на многих впечатление…
- Мне тоже было приятно, что новый посол приехал и сделал первое заявление на нашем государственном языке. Это указывает на то, что он настроен на работу, готов к ней.
Он проявил уважение к нашей истории и традициям, и поэтому я хотел бы пожелать ему успехов, поскольку самое главное – это дальнейшие усилия обеих сторон по нормализации двусторонних отношений между Украиной и Россией.
- Какими они должны быть?
- Прогнозируемыми, добрососедскими, уважительными, полноправными и взаимовыгодными. И мы ожидаем, что именно в этом ключе будет реализована работа посольства во главе с новым руководителем дипломатической миссии Российской Федерации.
- Теперь давайте перенесемся в украинский парламент, куда на минувшей неделе группа депутатов подала законопроект, согласно которому граждане стран ЕС, США и ряда других государств смогут приезжать в Украину, только получив предварительно визу. Вместе с тем, сами авторы законопроекта не вполне уверены, что документ будет принят. Хотелось бы узнать и Ваше мнение на этот счет. И как, по-вашему, мир воспримет такой неоднозначный шаг?
- Начнем с того, что вопрос о визовом режиме на повестке дня стоит уже несколько лет. Напомню: в 2005 году Украина в одностороннем порядке приняла решение, которым ввела безвизовый режим для граждан европейского Союза и ряда других стран.
Тем самым мы продемонстрировали нашу готовность следовать евроинтеграционным курсом. И это решение вписывалось в тот внешнеполитический курс, который определяет приоритеты Украины, как на ближайшее время, так и на более отдаленную перспективу.
В свое время оно вызвало неоднозначную оценку. Да и сегодня в украинском обществе отношение к нему далеко неоднозначное. И поводом к такому отношению, прежде всего, является то, что наших граждан, которые обращаются в иностранные посольства, аккредитованные в Киеве, зачастую обслуживают нецивилизованным образом.
Поэтому и Президент, и правительство в свое время, на разных этапах пытались инициировать возвращение этого вопроса на круги своя для того, чтобы Украина «играла» по тем же правилам, которые применяют другие страны в отношении обслуживания и выдачи виз для иностранных граждан.
Сейчас Министерство иностранных дел Украины ведет активные переговоры с европейской комиссией в отношении безвизового режима. И уже после нескольких раундов таких переговоров, заметно, что процесс движется в отношении положительного решения этого вопроса.
И если бы, условно скажем, на данном этапе мы приняли решение об отмене предыдущего решения 2005 года, то это во многом усложнило бы переговорный процесс и поставило в целом под угрозу вопрос введения безвизового режима между Украиной и Евросоюзом.
Я в этом глубоко убежден. Таким образом, я за то, чтобы переговорный процесс продолжался, и мы выполнили те требования, которые ставят перед нами наши партнеры.
- Какие конкретно требования?
- Нам нужно выполнить целый ряд административных мероприятий, критериев и стандартов.
Кстати, я не исключаю, что к Евро-2012 Европейский Союз может сделать широкий жест и отменить визовый режим, который на сегодняшний день существует.
А что касается того проекта закона, о котором Вы говорили, тут, мне кажется, нужно учесть все, о чем я только что сказал, поскольку поспешные мероприятия могут существенно осложнить переговоры и создать условия, при которых мы будем вынуждены отложить решение этого вопроса.
- Анатолий Максимович, уже вступило в силу соглашение между Украиной и ЕС о реадмиссии. По самым негативным прогнозам, за последние 15 лет через украинскую территорию в Европу проникло около полумиллиона нелегалов. Что же будет, когда этот поток хлынет обратно?
- Да, действительно, 1 января 2010 года вступило в действие соглашение о реадмиссии, которое как раз и предусматривает защиту нашей страны от нелегалов. А также создание условий для предотвращения превращения Украины в терминал или отстойник для них.
Таким образом, Европейский союз подписал с нами соглашение и в рамках выполнения оного взял на себя некоторые обязательства в отношении оказания финансовой и технической помощи для обслуживания этой категории лиц.
Но когда мы говорим о реадмиссии, мы должны учитывать и то, что этим будут пользоваться и наши граждане, отбывающие в третьи страны. И эти моменты нельзя сбрасывать со счетов.
- Скоро полгода с тех пор, как наш МИД получил, наконец, главу. Как Вам Порошенко в качестве министра иностранных дел? В политике его знают как хорошего антикризисного менеджера…
- Я считаю, начало неплохое. Есть определенные подвижки, положительные наработки. И это, прежде всего, касается достижения ратификации договора о границе с Белоруссией, демаркации молдавского участка в Приднестровье. Я думаю, в недалеком будущем будут переговоры и по ряду других вопросов. Одним словом, чувствуется, что МИД Украины заработал.
Так что будем надеяться, что с новым главой этого внешнеполитического ведомства будут осуществляться решения, соответствующие национальным интересам нашего государства.
В данном случае я не переоцениваю возможности нового главы, поскольку проследил и назвал лишь мероприятия, осуществленные в течение пары месяцев. А если к этому добавить, скажем, его визиты в ряд стран, в частности, его первый визит в Россию, переговоры с коллегами, то все в целом и дает основания говорить, что в работу Министерства иностранных дел Украины сейчас привнесена динамика. И я хотел бы, чтобы она не только сохранялась, но и возрастала, поскольку внешнеполитические ведомства – особые ведомства и по их работе наши партнеры во всем мире ориентируются на состояние и развитие страны.
Главное, чтобы новый министр иностранных дел решил вопрос достаточного финансирования, поскольку тогда ему легче будет выполнять стоящие перед ним задачи.
Ну, и немаловажно, чтобы в стране сохранилась политическая стабильность, заработала экономика, внешняя политика была предсказуемой, а МИД был в состоянии защищать и продвигать наши национальные интересы.
- Насколько наши дипломаты сегодня способны отстаивать интересы украинцев за рубежом? Как в целом Вы оцениваете общий уровень современной украинской дипломатии?
- Я считаю, что на сегодняшний день уже сложилась когорта, объединяющая опытных и молодых дипломатов, которые в таком тандеме способны защищать интересы нашего государства.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом