В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 3 декабря «Международным днем инвалидов». Украина приняла эту дату годом позднее. И хотя этот день нельзя называть праздничным, однако вряд ли кто-то поспорит с тем, что он все же заставляет нас подумать о том, как же сделать жизнь инвалидов в Украине хоть чуточку легче…

Думает ли кто-то в Украине о жизни людей с ограниченными возможностями, в интервью корреспонденту ForUm’a, рассказал президент украинского Национального паралимпийского комитета, народный депутат, глава Комитета ВРУ по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Валерий Сушкевич.

- Валерий Михайлович, в Европе говорят, что по защите прав инвалидов Украина в буквальном смысле «страна – страна третьего мира». Так ли это?

- Я не согласен с этим утверждением. Я вообще предпочитаю говорить о нашей стране не в контексте «третьего мира», а в контексте европейских стран. И считаю, что сегодня мы должны обсуждать не проблемы инвалидов, а защиту их прав, причем делая это на уровне государственных институций.

Должен Вам сказать, что, собственно, мы уже занимаемся этим. Такие обсуждения, пожалуй, и составляют главное отличие от тех разговоров, которые велись в разных странах на постсоветском пространстве. Тогда говорили о социальной поддержке. Но мир, в частности, Европа уже давно перепроецировали эту концепцию в другое направление – в действие. И давно перешли на решение проблем, связанных с правами инвалидов.

Таким образом, сегодня мы уже никак не страна «третьего мира», поскольку – подчеркиваю, мы не только говорим об этом, но уже и взялись за то, что называется «работой в этом направлении на уровне государственной власти».

- Однако степень дискриминации людей с ограниченными возможностями у нас сохраняется, причем на довольно высоком уровне…

- К сожалению, в нашем обществе привычка дискриминировать человека с инвалидностью напрямую сопряжена с ментальным восприятием его убогости. Если у человека в силу каких-то причин существует ряд проблем, связанных с дисфункцией организма, в результате чего он получил инвалидность, мы сразу же – бессознательно и в абсолюте проецируемся на то, что такой человек должен быть ограничен в правах. И это проблема нашего общества и государства.

- Но мир-то давно эту проблему решил!

- На сегодняшний день мы тоже уже начали понимать и осознавать, что нам необходимо двигаться к минимизации дискриминации. Я не говорю о том, что она совсем исчезнет. Во многих цивилизованных странах Европы и мира дискриминация в той или иной степени все равно сохраняется, но, конечно, не в тех «размерах», что у нас.

- В нашей стране что-то делают для сокращения этих «размеров»?

- В прошлом году Украина подписала Конвенцию по правам инвалидов, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Это уникальный документ, который во всем мире воспринят как общечеловеческая цивилизованная Хартия государств, осознавших необходимость правовой поддержки людей с инвалидностью.

Суть конвенции заключается в рассмотрении вопросов и рекомендациях по трудоустройству, охране здоровья, образованию, доступности окружающей инфраструктуры для людей-инвалидов с учетом уже существующего опыта цивилизованных стран мира по ликвидации дискриминации в правах граждан с инвалидностью.

Украина подписала его, но не ратифицировала. Я с колоссальной надеждой жду 3 декабря, когда в Киеве состоится уникальное событие – впервые за 18 лет государственной власти будет специальное заседание Кабинета министров, полностью – от начала и до конца посвященное проблемам прав инвалидов и их социальной поддержке. Причем первым вопросом, насколько мне известно, стоит принятие законопроекта о ратификации этой Конвенции, после чего, при благоприятном стечении обстоятельств, этот документ будет направлен в парламент.

Кстати, должен сказать, что судьба этого законопроекта достаточно непростая и далеко не бесспорная. В отношении него было много дискуссий, высказывалось огромное количество сомнений о целесообразности ратификации именно сейчас, когда еще не все украинское законодательство гармонизировано с положением Конвенции.

Однако я очень доволен тем, что премьер-министр проявила политическую волю и определила Конвенцию как документ, мощно мотивирующий все институции власти к выполнению ее норм. Для меня, как человека, который корпоративно связан с обществом инвалидов Украины, это принципиальный момент еще по другой причине. Конвенция содержит уникальное положение, которое необходимо именно для Украины.

- Какое именно?

- Стране-подписанту, ратифицировавшему этот документ, вменяется необходимость раз в два года отчитываться перед международным сообществом о степени дискриминации инвалидов в обществе и степени выполнения положений Конвенции. Вот это как раз то, что сегодня крайне необходимо нам.

Более того, страна-подписант принимает на себя обязательства добровольно подвергаться мониторингу со стороны комитета ООН по правам инвалидов на предмет выполнения Конвенции. И в условиях, когда законодательство Украины, мягко говоря, не всегда выполняется в отношении не только инвалидов, этот документ крайне необходим как вариант внешнего мощного влияния международного сообщества на Украину с точки зрения выполнения прав инвалидов.

Я говорю об этом прямо – как человек с инвалидностью и считаю, что это необходимо, в первую очередь, для власти. И подчеркиваю – мне очень приятно, что премьер добровольно пошла на включение Украины в мониторинг по правам инвалидов.

- Валерий Михайлович, а как сегодня осуществляется финансирование решения проблем инвалидов? Какие предусмотрены льготы?

- Я не хотел бы, чтобы все, что касается инвалидов, звучало как «льготы». Вот скажите, если меня, как человека-инвалида, государство обеспечивает протезированием – ведь это не льгота? Это решение моих вопросов, которое мне обеспечивает мои права в этой стране, компенсируя утраченные мной физиологические функции, о которых я говорил выше и которые, кстати, привели к дискриминации моих прав в жизни.

Чтобы не было этой дискриминации, любое цивилизованное государство, согласно Конвенции должно давать какие-то компенсации, которые бы обеспечивали мои возможности и права. Это может быть как выдача протезов, инвалидной коляски, автомобиля, так и обеспечение пандусами, нормальные широкие двери, куда Вы войдете, а я въеду на коляске. Обеспечение общественным транспортом, где для незрячих пассажиров остановки нужно объявлять. И это не льготы! Это система мероприятий со стороны государств, которые обеспечивают права людей.

В Украине есть законы, которые написаны и приняты, но они либо не в полной мере обеспечены государственным бюджетом, либо не обеспечены полностью. И это, к сожалению, реалии сегодняшнего дня.

Меня удивляет политический вой и крик по поводу неисполнения закона о социальных стандартах. Я могу назвать десятки законов Украины, которые не исполняются по отношению к инвалидам, потому что не могут быть профинансированы.

Они не финансировались ни Януковичем, ни Ехануровым, ни Ющенко, ни и другими субъектами власти на уровне премьеров и почему-то никто этого не замечал. А ведь это десятки законов, на миллиарды гривен! Почему об этом молчали полтора десятка лет, а сегодня кричат и говорят, что законы не выполняются?

Система невыполнения законодательства всеми президентами и правительствами до нынешнего времени у нас как «норма». Но сейчас, когда стало политически выгодно об этом кричать – они кричат.

Я приведу один пример, который меня и вдохновил и разочаровал. Однажды премьер Тимошенко инициировала принятие постановления правительства, согласно которому был бы выполнен закон в отношении инвалидов, стоящих в очереди на автомобили.

У нас люди в таких очередях стоят десятки лет! Если взять потребность инвалида в автомобиле, предусмотренную законом и то, сколько на самом деле профинансировано со стороны прошлых правительств, это составит около 3%.

Правительство приняло решение взять кредит у Китая – кстати, эта идея возникла после того, как наши паролимпийцы вернулись с Олимпиады в Пекине, – в виде сборки на «АвтоВАЗе» небольших, достаточно надежных и недорогих автомобилей, которые потом поступили бы на покрытие очереди для инвалидов.

Я был очень рад такому разумному решению. От инвалидов-колясочников мы послали делегацию, которая, извините, залезла в этот автомобиль, чтобы проверить его на предмет ручного управления, размещения коляски и так далее, но, к сожалению, на прошлой неделе Президент ветировал это постановление Кабмина.

В минувшую пятницу, на внеочередном заседании Кабмина премьер еще раз поставила это постановление «на принятие» и оно было еще раз принято. Я не знаю, какие теперь действия последуют со стороны Президента, но очень хотел бы, чтобы эта проблема начала наконец решаться. Мне очень жаль, что сегодня проблемы инвалидов стали вариантом политической борьбы. Об этом грустно говорить….

Точно такая же ситуация касается и других вопросов, на решение которых у государства за 18 лет ни разу не дошли руки. Только сейчас, за последние полтора-два года работы правительства идет интенсивное решение этих проблем – и я это вижу, чувствую понимание со стороны премьера. Мои теперешние слова – это не работа на избирательную кампанию Тимошенко, я называю факты, которые очевидны и очень значимы для инвалидов, которые решают их конкретные проблемы.

- А что скажете о медицине?

- Честно хочу сказать: я очень критично настроен по отношению к нашему нынешнему Министерству здравоохранения. Мне не нравится как администрируются эти вопросы нынешним министром и его командой. Руки у Минздрава Украины до решения проблем инвалидов пока не дошли.

3 декабря на специальном заседании Кабмина, о котором я говорил, планируется вынести целый блок медицинских проблем – от нового положения о медико-социальной экспертизе до того, что никогда в принципе не решалось. В частности, постановление правительства об обеспечении детей-инвалидов санаторно-курортным лечением.

На сегодняшний день в законах и нормативных актах Украины прописано, что взрослый инвалид имеет право на санаторно-курортное лечение, но ничего не сказано об обеспечении таким лечением деток-инвалидов. А ведь это ведомство Министерства здравоохранения.

 
И если есть сегодня инициатива и намерение правительства решать наши проблемы – давайте не оппонировать этим действиям, просто вместе поддержим их. Чтобы то, что по отношению к инвалидам Украины не решалось долгие годы, не было «заморожено» и сейчас.
 
Мне очень не хочется, чтобы проблемы инвалидов были инструментами политической борьбы. Это меня беспокоит.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

7732