Уже не первый месяц эксперты трубят о катастрофическом состоянии украинской армии: солдатам не просто нечем стрелять и нечего заливать в танки, но и нечего есть. Поговаривали, что в октябре у армии полностью закончатся деньги. Правительство прислушалось к потребностям вооруженных сил и выделило 340 миллионов гривен. Однако экс-министр обороны Александр Кузьмук уверяет, что эти деньги вряд ли дойдут до адресата, поскольку для этого нужно внести изменения в закон о бюджете. А с худо-бедно работающей Верховной Радой сделать это будет ой как сложно.
О хроническом «недомогании» украинской армии, о переходе армии на контрактную основу и о возможных вооруженных конфликтах с Россией, рассказал в интервью ForUm’y экс-министр обороны Украины, депутат от Партии регионов Александр Кузьмук.
- Александр Иванович, Какие проблемы сейчас одолевают украинскую армию?
- Главная проблема – это хроническое недофинансирование потребностей вооруженных сил. Причем это проблема не только текущего года. Это заранее непродуманный и обреченный на провал бюджет на год. Такая же ошибка повторяется в проекте бюджета на 2010 год.
Недофинансирование приводит к тому, что армия теряет свою боеспособность в результате старения вооружения и техники, отставания от общепринятых в мире стандартов. Армия не получает новую технику и вооружение. Она практически полностью лишена запасов материальных средств. Социальная политика государства по поддержке и защиты вооруженных сил находится в неудовлетворительном состоянии. Военнослужащий получает мизерное денежное довольствие. В пересчете на каждого члена семьи офицерский корпус находится за чертой бедности. Не решаются вопросы по предоставлению жилья военнослужащим. Низкое финансирование действует и на моральный фактор, что делает невозможным реализовать все, чему научили военнослужащих.
- Насколько в таких условиях украинская армия боеспособна?
- Несмотря на все эти проблемы, боевой дух в армии достаточно высок. Вооруженные силы, прошу не путать с Министерством обороны, управляемые. На удовлетворительном уровне находится воинская дисциплина. То есть армия и флот функционируют настолько, насколько это сегодня возможно. В остальном - дело за государством.
- Вы заявляли что вчера, 5 октября, у украинской армии кончатся деньги. Какова ситуация сейчас?
- К моему большому огорчению, она практически не меняется. Правительство приняло постановление об увеличении ассигнований на потребности Министерства обороны в 2009 году. Это 340 миллионов гривен, которые предусматривают оплату продовольствия, вещевого имущества, оплату услуг связи, жилья для военнослужащих. Эти деньги помогли бы военнослужащим выжить, но для реализации этого постановления нужны изменения в законе о государственном бюджете. Ситуация в Верховной Раде не позволяет надеяться на то, что в ближайшее время эти изменения будут приняты.
- Придем ли мы когда-либо к армии на контрактной основе? И нужна ли она Украине? Если да, то какой минимальный срок реформирования?
- Мы обязательно придем к контрактной армии, но не с нынешним руководством. Было заявлено, что в 2008 году закончится призыв, и армия будет контрактной, но ничего для этого не сделано. Более того, лозунги о переходе на контрактную армию привели к тому, что в обществе переход на контракт у потенциальных контрактников вызывает апатию. К примеру, в этом году принято на контрактную основу 2100 человек, а уволилось 3200.
Не заработала идеологическая машина для того, чтобы привлечь людей, чтобы потенциальный контрактник знал, что он нужен стране, и что он будет обеспечен. Для этого нужны деньги. Но не было выделено ни копейки. На 2010 год еще и кардинально уменьшили средства для перехода на контрактную армию.
Если реально начать работу, то за семь лет мы можем полностью перейти на контрактную основу.
- США заявили, что Украина сама создает для себя препятствия на пути к НАТО. Вы согласны с этим утверждением?
- Абсолютно согласен. Никогда за всю историю Украины не было столько искусственно созданных препятствий, сколько за последние пять лет. Это притом, что руководство, в первую очередь Президент, говорило о том, что мы почти в НАТО.
- Возьмут ли Украину в НАТО, или дверь захлопнута окончательно?
- Я склоняюсь к тому, что Украина не будет членом НАТО при любой ситуации. Украина обязана проявлять инициативу к участникам систем безопасности и европейской, и мировой, но не к системе НАТО. Я сторонник участия нашего государства в мировых институциях безопасности, но это должны быть новые институции. Они обязательно появятся. Мы видим, что НАТО не модернизируется, оно завязло в Афганистане. Растет фактор России, Китая и Индии. Жизнь заставит создать более мощную и широкую систему безопасности, где Украине найдется место.
- США отказались размешать системы ПРО в Чехии и Польше. Это победа России или стратегический шаг Соединенных Штатов?
- Я думаю, это шаг навстречу друг другу с учетом сегодняшних реалий и угроз. США и России лучше не ссориться, а наоборот, искать совместные решения. США тут поступили правильно.
- Появилась информация о возможной отставке главнокомандующего Вооруженными силами Украины Сергея Кириченко. Вам что-нибудь об этом известно?
- Конечно, мне известно. Я вчера с ним встречался через полчаса после его заявления. После полуторачасовой беседы я понял причину его ухода. Последние пять с половиной лет Сергей Александрович служил начальником Генерального Штаба при двух президентах, четырех министрах обороны. Иногда эта деятельность была на пределе человеческих возможностей. Многолетняя служба, проблемы и сложности деятельности в последние годы отразилась на его здоровье. По настоянию врачей он госпитализирован. Перед этим Кириченко принял решение уйти в отставку, понимая, что должность начальника Генерального штаба требует особой энергии и работоспособности.
- Если завтра Вам предложат стать министром, согласитесь?
- Я не исключаю такой возможности. Я вижу, что нужно сделать. В феврале месяце я докладывал на заседании оппозиционного правительства план функционирования вооруженных сил в кризисной ситуации. Он был одобрен оппозиционным правительством и отправлен в Кабмин, Секретариат и Минобороны. Но, к моему глубокому сожалению, к нам не прислушались.
- Ваш сын тоже военный. Он даже побывал в горячей точке в Боснии. Вы не боялись за сына, не отговаривали от военной карьеры?
- Было бы глупо говорить, что я с семьей чувствовали спокойствие, когда сын был в Боснии. Тем более что сын министра обороны был бы интересной персоной для возможных провокаций. Конечно, как и любые родители, мы с женой переживали за него. Но сын достойно служил там, и достойно вернулся домой.
- В Украине начался осенний призыв на срочную службу. Почему молодежь всячески «косит» от армии, ведь раньше служба в армии считалась престижной, даже необходимой?
- Происходит это из-за отсутствия какой-либо идеологии. У нас идеология строится на крестах и на могилах. Я не против этого, мы должны все помнить. Но кроме этого есть в нашей истории яркие страницы, которые могли бы обогатить наших людей. Идеология отсутствует, поэтому молодым людям странно слышать, что служба в армии – это почетная обязанность.
Вторая причина – склонность нашей власти принимать законы перед очередными выборами. Сегодня можно найти более сорока возможностей, подкрепленных законом, не идти в армию. Это должно закончиться.
- Украину пугают возможными вооруженными конфликтами с РФ в Крыму. Допускаете ли Вы возможность таких конфликтов?
- Я не допускаю такой возможности, потому что надо иметь абсолютно извращенное мышление, чтобы допустить такое. В Российской Федерации достаточно своих внутренних проблем. Украина с 46 миллионным населением и сильными вооруженными силами может дать отпор.
Сегодня еще продолжают говорить о последствиях войны в Грузии, хотя это была война совсем иного масштаба. Украина же перегружена техногенно, поэтому ни одна страна не отважится на нас напасть. Да и цели такой не может быть априори. Поэтому я отбрасываю саму эту философию. Скорее всего, эти заявления носят провокационный характер и делаются для того, чтобы понравится кому-то, показать, насколько мы ершисты.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом