Каждый день предвыборной президентской гонки приносит новые сюрпризы, провокации и сплетни. В этот раз «на орехи» досталось Главе государства, которого уже «отправили» на ПМЖ «за бугор». Поговаривают даже, что Ющенко уже отослал свой антиквариат самолетом в Канаду, а сам туда направится после выборов. Народный депутат из НУ-НС Владимир Стретович не верит в эти слухи. Об этом и многом другом он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Владимир Николаевич, некоторое время назад Вы говорили, что Генеральная прокуратура намерена Вас допросить по делу об отравлении Виктора Ющенко. Это уже произошло?
- Да, уже допросили.
- Расскажете, как и что?
- Не расскажу, поскольку это запрещено. Но могу спокойно говорить о том юридическом факте, что в течение двух дней мне пришлось посвятить следователю по особо важным делам примерно семь часов для того, чтобы она меня расспросила о событиях 2004 года.
- Ответили на все вопросы?
- Да, я ответил на все вопросы, которые мне задали.
- А после этого допроса у Вас изменилось мнение об этом деле или нет?
- Сложно сказать, так как мне следствие не докладывало свои версии и гипотезы.
Но я, как и в 2004 году, стою на позиции, что Ющенко действительно отравили, поскольку он был конкурентом на выборах, а его оппоненты не брезговали разными методами для достижения своей цели. Поэтому по делу ответ должно дать следствие.
Правда, я удивился, почему меня допрашивают, ведь тогда я был далек от основных процессов и не входил в близкое окружение Ющенко, будучи полевым агитатором. Но ответил все, что знал. Следователи меня поблагодарили за то, что я, в отличие от многих других депутатов, явился на допрос по первому зову и дал показания.
- В парламенте все еще функционирует комиссия по этому делу. Как Вы думаете, удастся что-то «накопать»?
- Сегодня, по сравнению с 2004 годом, статус временной следственной комиссии изменился, поскольку есть действующий закон. Но в Конституции записано, что выводы ВСК не являются обязательными для следствия. Поэтому я буду больше доверять ему, а не комиссиям, поскольку этот политический орган в большей степени поднимает шум вокруг проблемы, которая волнует общество. Было бы хорошо, если бы все материалы и информацию, которые получает парламентская комиссия, обрабатывались в рамках следствия.
Вот, кстати, вспомните, в сентябре глава комиссии Сивкович заявил о том, что Ющенко не был отравлен. Это заявление не выдерживает никакой критики, потому что, как говорят: «Факты налицо». Но было политически выгодно это сказать, после чего началась дискуссия на тему: «А был ли мальчик?!». В результате сегодня общество абсолютно дезориентировано. Но лично я по-прежнему считаю, что в 2004 году Ющенко отравили с целью достижения политического результата.
- Как юрист, поясните, пожалуйста, имеет ли право Президент комментировать следствие и высказывать свое мнение по поводу отравителей?
- Никто не может быть обвинен в преступлении, пока это не доказано судом. Поэтому все предположения должны оставаться с тобой, иначе это будет граничить с ущемлением чести и достоинства.
Кроме того, не стоит забывать, что в ходе следствия может возникнуть неожиданная линия, которая может вывести на совершенно другой путь. А куда ж тогда забрать слова, которые ты уже сказал?! Поэтому если бы наш Президент был правовиком, то он бы воздержался от комментариев. Но, видно, он слабенько изучал право в институте, поэтому и допускает такие некорректности.
- Кстати, о Гаранте. На днях появились слухи о том, что Ющенко после выборов якобы намерен покинуть страну и уже вывез самолетом некоторый свой антиквариат в Канаду. Лично Вы верите этому?
- Не верю. Я думаю, это от лукавого. Их распространяют те, кто «любит» нашего Президента. Но специфика украинской реальности состоит в том, что всякие, даже самые невероятные слухи через определенный промежуток времени подтверждаются. Поэтому я не верю, что это мог сделать Виктор Андреевич Ющенко, но верю, что где-то произошла «утечка», кто-то пустил этот слух, но это не имеет отношение к Президенту.
- Выходит, это один из моментов предвыборной кампании?
- Да. Это один из шагов для того, чтобы дискредитировать нынешнюю власть. Я считаю, это абсолютная провокация, которая будет распространяться на базарах, улицах, за семейными столами…
- Давайте теперь о парламенте поговорим. Учитывая сложившуюся ситуацию, как, по-вашему, есть ли надежда, что на следующей неделе Рада все-таки заработает?
- Вы знаете, у моральных людей есть понятие стыда. Если у ПР его перед обществом нет, то его негде взять, он ниоткуда не появится. Вот я сейчас в Херсонской области и мне стыдно объяснять людям, почему «регионалы» так поступают. Есть крылатое выражение пятилетней давности - «Тому що…». Вот оно и сегодня влияет на их подсознание, и они, таким образом, пытаются получить авторитет, а фактически подрывают не только свой, но еще и авторитеты парламента и государства.
Мне досадно на это смотреть, но пусть в будущем рассудит избиратель.
Поэтому я скептически смотрю на разблокирование парламента. К тому же депутатская работа проходит не только в сессионном зале, но и в округах, с запросами, с приемами. Так что мы свою работу исполняем. Но все-таки досадно, что мы в непростое для страны время не можем принять адекватные законы, чтобы быстрее выбраться из кризисной ситуации.
- Понятно, что неработающий парламент не только дискредитирует законодательную ветвь власти, но и наносит достаточно большие убытки стране…
- Мы сегодня не можем поменять народ, который избирает парламент демократическим путем. Мы можем только изменить его сознание. Фучик писал: «Люди, будьте бдительны». Так вот сегодня хочется кричать и говорить эту фразу людям, просить их смотреть, кому на выборах они вручают свое будущее.
Проблема в том, что наш народ придавлен экономической ситуацией, рядом своих социальных проблем, поэтому он покупается на золотую «обертку», а потом тот, кто ее предложил, пытается в процессе своей деятельности сделать три таких «обертки» для себя, чтобы возместить свои убытки.
Наша политическая система построена настолько неправильно, что это приносит чрезмерный вред богатой, плодородной Украине. В этой ситуации нас может спасти только замена политических элит. Но так сработала система в Украине, что она не дает возможности вырастать кому-то другому в этой монополии. Не дают возможности нормально развиваться.
- Почему?
- Потому что все бизнесмены в коррумпированной стране бегут к тем, кто решает вопросы, у кого есть сила и влияние. Поэтому очень тяжело их привлечь к построению страны, которая будет основываться на идеологических ценностях, мировоззренческих постулатах – каким должно быть общество и его граждане. Но мы боремся.
- Так какой выход?
- Строить идеологические структуры, которые бы соревновались не денежными мешками, а мировоззренческими принципами о том, какой должна быть новой украинское государство. Как оно должно строить отношения со своими гражданами и видеть свое место в мире.
- Владимир Николаевич, а теперь позвольте «шкурный» вопрос: Вы зарплату за сентябрь получили?
- Нет, зарплату за сентябрь не получал. Но, поверьте, она не будет мне «печь» руки, потому что я работаю сутра до вечера. Я «подбираю» возле парламента людей, приглашаю их к себе в кабинет, вникаю в их дела и проблемы, даю поручения помощникам. Люди не нашли правды в районе, поэтому приезжают под парламент искать справедливости, где я их и нахожу. Меня знают все, потому что я не могу на это спокойно смотреть.
- А как вы думаете, насколько правомерно и правильно поступил спикер, когда подписал распоряжение о том, чтобы депутатам за время блокирования работы парламента зарплату не платили?
- Депутату зарплату выдает не спикер, а украинское государство. А он только самый первый среди депутатов, как организатор этого всего процесса. Я не знаю, что лучше: чтобы я поехал в Малин разобраться с конфликтной ситуацией, когда сессия не работала, или чтобы не пришел на заседание и не поставил свою напрасную подпись. Я должен делать то, что от меня требует наш избиратель, а не сидеть там и читать газеты, журналы, пить внизу пиво или кофе с журналистами и заниматься мотовством.
У меня есть вопрос к моим коллегам-депутатам из любой фракции: «Скажите, а вы зарабатывайте свою зарплату? Или вам просто нравится то, что вы не сходите с экрана телевизора вместо того, чтобы делать реальную работу, которой сегодня так много?».
- Владимир Николаевич, недавно на парламентских выборах в Германии победил Христианско-демократический союз, возглавляемый Ангелой Меркель. Как Вы восприняли это событие?
- Госпожа Ангела, с которой я хорошо знаком, прекрасно понимает, что сегодня обществу нужно предлагать прагматические, реальные шаги для выхода из кризиса. После войны в 1949 году немцы поняли, что должна быть создана линия развития страны и доверились христианским демократам.
Сегодня в нашей стране преимущественно смотрят, за кого, а не за что голосовать. Так вот у меня есть желание, чтобы украинский избиратель тоже посмотрел, а за что ему предлагается голосовать, что несут в себе составляющие пункты политических программ и организации, которые их предлагают. Я уверен, что настанет время, и у нас Христианско-демократический союз пройдет в парламент своей фракцией, а потом придет к власти…
- Как думаете, теперь отношения между Украиной и Германией поменяются?
- Я думаю, особенно не поменяются, поскольку немецкие христианские демократы, как и французские, имеют связи с единоросами, и поэтому нам придется быть на вторых ролях.
Вот если бы мы «навели порядок» в своем доме», стали на путь развития и прогресса, то, конечно, ситуация была бы другой. А так Европа рассматривает Украину, как придаток к России, поэтому в ближайшее время без наведения порядка у нас надеяться на улучшение внешних отношений с другими странами не приходится.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом