Украина - трудный пациент. Не поймешь, «жив» он или «мертв»? Пора ли его «реанимировать» или оставить на волю Божью? Но эти вопросы, по всей видимости, задают себе восточные и западные страны-«доктора». Для самой Украины все очевидно – мы живее живых! Утихаем только в невыборное время, зато во время выборов способны встряхнуть не только себя, но и весь мир!

Об удивительных «фишках» предстоящей предвыборной кампании, об «украинском экономическом чуде», и о шике-блеске наших чиновников, рассказал в интервью ForUm’y известный геополитик Владимир Дергачев.

- Владимир Александрович, меньше чем через месяц официально стартует избирательная кампания в Украине. Какой она будет?

- Кампания будет более чем интересной. Но на этом весь интерес закончится: предстоящие выборы не приведут к переменам. Несмотря на разгул демократии, Украине придется выбирать между хреном и редькой. А, как известно, хрен редьки не слаще.

Как это ни парадоксально, все три основных кандидата в президенты, не считая молодого поколения и «киндер сюрпризов», используют традиционно американских политтехнологов и будут демонстрировать свою лояльность к США. Именно проамериканская ориентация дает гарантию на сохранение тех капиталов, которые разными путями были приватизированы в нашей стране.

- Политологи в один голос твердят, что ничего нового от этой избирательной кампании ждать не стоит. Неужели политическим лидерам нечем нас удивить?

- Поверьте, удивить есть чем. Самое большое удивление – это конец европейской интеграции Украины. Наша политическая элита уже живет по европейским стандартам, но «другая Европа» ей просто не нужна. Эта «другая Европа», в отличие от США, при реальной интеграции может задать неудобные вопросы вроде: «Откуда дровишки?» или «Откуда капитал?». Это грозит всяческими неприятностями, которые нашей политической элите абсолютно не нужны.

- Давайте пройдемся по «зачаткам» предвыборных кампаний кандидатов. Какие «фишки» будут использовать основные претенденты?

- Одна из «фишек» этой избирательной кампании – дороговизна. Я только что вернулся из Германии, где буквально на днях начнутся выборы. Там считается неприличным выставлять огромные бигборды из-за кризиса. Налогоплательщики такое просто не поймут. Бедная же Украина утыкана дорогими бигбордами. Удивляет и то, что у нас много технических кандидатов. Не слишком ли большая роскошь для страны, находящейся на задворках Европы, тратить такие средства на заведомо проигрышных претендентов?

Следующей «фишкой» стало то, что основные кандидаты убрали свои лица с плакатов. Но главная «изюминка» этой избирательной кампании в том, что выборы будут основой «украинского экономического чуда». Выборы у нас - это бизнес на государственных ресурсах. Ты вложил деньги, купил депутатский мандат, затем получил определенную должность, После этого основанная задача – «отбить» вложенные ранее деньги и заработать для семейного бизнеса, для детей и внуков. Не случайно, в Украине в 2009 году коррупция увеличилась на 20%.

- Виден ли свет в конце туннеля?

- Свет в конце туннеля мы увидим только, если откажемся от формирования власти по политическому принципу, а будем формировать ее по принципу профессиональному. То есть чиновник, претендуя на высший государственный пост, должен подписать контракт о своей непричастности к какой-либо политической силе. Если чиновник скроет эту информацию, то будет притянут к уголовной ответственности. Такая система существует в Ирландии. Не случайно, эта страна занимает второе место по уровню жизни после Люксембурга. Конечно, и там есть коррупция, как и везде в мире, но она сведена к минимуму, а не стала основной «национальной идей» как в Украине.

- Виктор Ющенко недавно побывал в Туркменистане. В эту страну он полетел на двух самолетах, при этом взял с собой многочисленную делегацию и музыкантов. В мире принято с таким шиком обставлять рабочие поездки?

- Могу однозначно сказать, что нет. В прошлом году я был в Швейцарии в районе Женевского озера. Это европейский курорт. Там должно было состояться заседание комиссии «Евросоюз-Украина». Президент Франции решил предварительно ознакомиться с материалами подготовки к этой встрече. Выяснилось, что украинская сторона практически завалила план подготовки. Поэтому было принято решение перенести встречу в Париж. Президент Франции посчитал, что его избиратели не поймут, если чиновники целую неделю проведут на совершенно неподготовленной и бессмысленной встрече на дорогом курорте.

В Украине же это норма. Ведь для нашей политической элиты характерны продажность, «шкурный» интерес и абсолютная безнаказанность. Если в этом отношении ничего не изменится, то будут летать и на десяти самолетах.

- Владимир Александрович, Вы часто бываете в Европе. Как там относятся к Украине?

- Европа вообще мало вспоминает об Украине. За месяц, что я был в Лондоне, на общеевропейских телеканалах ни разу не упомянули о нашем государстве. Объясняется это просто. В информационных программах Европы чаще всего говорят о позитиве. Зачем вспоминать страну, где что-то украли или продали какую-то должность? Такие новости не ласкают слух слушателей Британских островов и Европы. Кроме того, европейцы не понимают политики русофобства и непозволительную роскошь украинкой власти.

- Логичным будет задать вопрос и о нашем восточном соседе. Украинско-российские отношения еще поддаются «реанимации»?

- Отношения с Россией у нас действительно настолько заморожены, что реанимировать их будет сложно. Но у РФ и без Украины много проблем. В этом году ВВП в России, скорее всего, упадет на 8%. Это меньше, чем у нас, но мало не покажется. Поэтому Кремлю сегодня не до Украины. Однако это не значит, что там перестали заботиться о том, чтобы рядом был предсказуемый сосед.

- И напоследок непростой вопрос. Недавно исполнилось 9 лет с момента исчезновения Георгия Гонгадзе. Как Вы думаете, мир когда-нибудь узнает имена заказчиков убийства, или это дело положат в копилку «вечных» предвыборных тем?

- Омерзительно, что эту трагедию уже не в первый раз используют в политических играх. Мать Гонгадзе – мужественная женщина, если до сих пор все это терпит. Но мы почему-то забываем об очень интересном аспекте этой проблемы. Сколько было убито в Украине журналистов за годы независимости? Почему именно одна трагедия стала «фишкой» для власти? Кстати, на Западе тоже говорят об убитых журналистах только в качестве статистики, конкретно же вспоминают Гонгадзе.

Дело в том, что этот журналист возглавлял интернет-издание, которое финансировалось Соединенными штатами. США просто озверели, когда узнали об убийстве журналиста, работающего на них. Это была большая оплеуха для нашей политической элиты. Естественно, на будущее все сделали для себя вывод: если убивать, то журналистов «другой политической ориентации».

Возвращаясь к теме вопроса, скажу, что нынешняя политическая элита не заинтересована в завершении этого следствия. Опять возникнут вопросы, кто сидел на президентском «диване», кто поддакивал президенту, кто нет? Мало не покажется от тех фамилий, ведь большинство из этих людей до сегодняшнего дня находятся в первом эшелоне власти. Поэтому до смены политических элит правду мы не узнаем. А такая смена предвидится нескоро.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4824