Согласно нововведениям закона о выборах Главы государства, де-юре президентская гонка стартует чуть больше, чем через месяц. Но «запах жареного», перебор политической рекламы и взаимные обвинения друг друга во всех смертных грехах конкурентов давно не удивляют украинский народ. Насколько это может надоесть и, соответственно, могут ли украинцы не придти на избирательные участки, пока сказать тяжело. Хотя заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера уже сейчас уверен, что явка будет хорошей. Об этом и многом другом он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.

- Андрей Иосифович, Ющенко уже обратился в КСУ по вопросу конституционности поправок к закону «О выборах Президента Украины». Как Вы считаете, сможет ли решение суда как-то повлиять на избирательный процесс, учитывая, что официальный старт президентской гонки уже «на носу»?

- Это вопрос не ко мне, а к Конституционному суду, поскольку все зависит исключительно от него.

Скажу только, что есть особенная процедура - так называемое рассмотрение конституционных представлений в неотложном режиме, который устанавливают постановлением КС. Поэтому тут от других органов власти ничего не зависит.

- Если суд все-таки признает конституционным этот закон, какими тогда будут выборы?

- С этими изменениями сейчас много сложностей. Но могу сказать, что ЦИК сделает все возможное, чтобы выборы прошли соответственно требованиям закона. Правда, возможности Центризбиркома не являются какими-то неограниченными, поэтому процесс выборов во многом будет зависеть от роли политических сил, поскольку они будут заинтересованы в объективности и эффективной работе тех же наблюдателей. Опять же, многое будет зависеть и от реакции общества на события.

- Просто многие эксперты говорят о возможных фальсификациях…

- Я не исключаю, что они могут быть.

- На сегодняшний день насколько ЦИК готов к этим выборам?

- ЦИК сейчас готовит все необходимые документы для обеспечения организации избирательного процесса. Речь идет о постановлениях, которые необходимо будет принять для выполнения закона о выборах Президента. Буквально на этой или на следующей неделе эти документы будут рассмотрены и, таким образом, будут приняты необходимые решения. Времени, конечно, у нас еще достаточно, но мы заранее готовимся.

- А как обстоят дела с реестром избирателей?

- Реестр избирателей работает в своем обычном режиме соответственно тем срокам, которые установлены постановлениями правительства. Уже завершается процесс первичного уточнения данных государственного реестра избирателей. В среду-четверг у нас уже будет статистическая информация по результатам первичного уточнения. Будем работать в этом направлении.

- Не секрет, что избирательная кампания неофициально стартовала уже давно. Давайте сравним президентскую гонку 2004 года и нынешнюю.

- Я бы разделил это вопрос на две половины. Во-первых, если сравнивать законодательство 2004 и, например, 2006 года, когда проводились парламентские выборы, то это был существенный, серьезный шаг вперед в развитии законов о выборах.

Во-вторых, если сравнивать законодательство 2004 и 2009-2010 годов, то, как по мне, сейчас есть много таких норм, которые сворачивают те демократические приобретения и ценности, которые вырабатывались многие годы. Это касается, в том числе, работы ЦИК, создания избирательных округов, возможностей обжалования тех или иных решений и вопроса внесения изменений в списки избирателей. Вот норма о том, что в день голосования могут быть внесения изменения в эти списки, не выдерживает никакой критики. Я уже не раз заявлял, что в силу внедрения такого нововведения могут возникнуть серьезные основания сомневаться в точном количестве проголосовавших избирателей. Если на это сейчас не хотят обращать внимание, то потом уже может быть поздно.

Поэтому моя позиция остается неизменной: необходимо внести точечные изменения в закон о выборах Президента и просто выбросить оттуда самые одиозные вещи. Это должен быть консенсус всех без исключения парламентских фракций, а не одной или двух, чтобы потом в обществе не возник вопрос относительно легитимности избрания Главой государства того или иного кандидата.

- Но пока неизвестно, когда опять заработает парламент…

- Я – оптимист, и почему-то верю, что любой из потенциальных кандидатов должен прекрасно понимать, что Президентом нельзя становиться любыми методами и способами. Необходимо, чтобы легитимность его избрания не вызывала сомнений как в Украине, так и за границей.

- Но пока парламенту активно советуют распуститься. Насколько целесообразно в сложившейся ситуации провести еще и досрочные парламентские выборы?

- Вопрос целесообразности досрочных парламентских выборов находится в политической плоскости, поэтому я не имею права его комментировать.

Однако обращу внимание на юридические механизмы. Действительно, парламент может стать неполномочным, как в 2007 году, когда полномочия депутатов были досрочно прекращены, а решениями партийных съездов списки кандидатов в парламентарии были аннулированы. Такое возможно, но в данном случае я бы хотел подчеркнуть, что Указ о назначении внеочередных выборов в силу неполномочности ВРУ издает только Президент Украины, и никто не может его заставить это сделать. То есть, теоретически возможна ситуация, когда парламент неполномочен, но Президент не издает Указ о назначении внеочередных выборов, и такой процесс может длиться аж до наступления срока очередных выборов в ВРУ.

- Если депутаты примут решение уйти в долгосрочный отпуск, как предлагает тот же Томенко, как оно повлияет на выборы и, в частности, на работу ЦИК?

- Каким-то существенным образом не повлияет. Единственное, если кто-то собирается идти в отпуск, нужно, чтобы перед этим был принят закон о госбюджете на следующий год. Он необходим не только ЦИК, парламенту или Кабмину, а всей стране. Как по мне, то это ключевой момент. Все остальное зависит от политической конъюнктуры. Но скажу, что в данной ситуации это меня мало волнует, так как меня больше интересует, чтобы избирательный процесс все-таки состоялся соответственно тем требованиям, которые предусмотрены законом.

- Можно ли говорить о том, что политики сейчас вмешиваются в работу Центризбиркома, и будет ли такое на выборах?

- На сегодняшний день я такого не ощущаю. Но с началом избирательного процесса, я думаю, такие попытки будут иметь место. Правда, если кто-то будет так себя вести, то это будет сразу известно. Скажем, лично я через СМИ сразу проинформирую об этом общественность, потому что считаю недопустимыми такие вещи.

- Андрей Иосифович, а возможен ли сейчас третий тур выборов, как в 2004 году?

- Тогда по законодательству у Верховного Суда тоже не было прямого права пересматривать результаты, но он исходил из положения Конституции относительно верховенства права. Я бы не хотел, чтобы ситуация пошла таким путем, что возникла бы необходимость отменять результаты повторного голосования.

А если будет повторное голосование, я верю в то, что оно будет отображать волеизъявление народа, и что для этого не будет серьезных преград.

- Учитывая, что выборы будут проходить в зимние праздники и финансово-психологические проблемы народа, насколько вероятен срыв явки избирателей на участки для голосования?

- У меня нет таких ощущений. Как показывает опыт всех предыдущих выборов, как Президента, так и парламента и местных органов власти, обычно при избрании Главы государства наблюдается наибольшая активность избирателей. Это персонифицированные выборы, когда народ прекрасно понимает, за кого голосует.

Конечно, совершенству нет границ, и хотелось бы, чтобы активность избирателей была не 70 , а 80 % и больше. Но это уже вопрос какого-то идеала, к которому нужно стремиться.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3031