Недавний скандал, связанный с поимкой экс-генерала Пукача, не дает о себе забыть. Казалось бы, это событие «обсосали» со всех сторон: и как нашли, и как задержали. Уже построили всевозможные гипотезы о том, почему Пукач нашелся только сейчас, и кому выгодна его поимка. Но тема себя не исчерпала. На радость украинской и мировой публике с завидной методичностью всплывают новые подробности «пикантного» дела.
О возможном покушении на жизнь экс-генерала, о том, когда же двери НАТО распахнутся для Украины и об украинско-российских «войнах» рассказал в интервью ForUm’у член комитета ВРУ по иностранным делам, депутат от БЮТ Андрей Шкиль.
- Андрей Васильевич, в понедельник во время осмотра камеры, где находится Алексей Пукач, была обнаружена полутораметровая веревка. Вы верите, что жизнь экс-генерала в опасности или это пиар-ход?
- Думаю, это больше пиар-ход, чем реальный факт. Из собственного опыта могу сказать, что в местах, где пребывает Пукач, такого размера веревку сделать не из чего. Внести ее тоже невозможно. Зная большой криминальный опыт Пукача, как-то достать веревку он не мог. Это невозможно.
Распространяет эту информацию подозрительный неизвестный источник из правоохранительных органов. Думаю, это также и давление на Пукача через средства массовой информации. Его уговаривают, показывают, что в случае «неправильного» поведения с ним случится то, что случилось со многими другими фигурантами дела Гонгадзе. Считаю, что это нужно воспринимать как «пиарное давление» на Пукача. Ведь он не может ни опровергнуть, ни подтвердить информацию. Никакого заявления от него мы не сможем услышать: из чего он сделал эту веревку, для чего. Возможно, он хотел сделать себе четки? Не исключено, что это также давление на фигурантов этого дела.
- Как Вы считаете, дело Гонгадзе доведут до конца, виновных накажут?
- В то, что виновных накажут, мне верится слабо. А вот то, что хотят все завершить судовым процессом перед самыми выборами, это понятно. Я полностью поддерживаю позицию Мельниченко и считаю, что объективным досудебное и судебное следствие может быть только по завершению выборов, но никак не во время избирательного процесса. Если бы следствие началось уже после первого тура, это было бы вовремя.
- Значит, страну ждет новое «шоу»?
- Я в этом уверен, хотя это будет шоу на костях. Это реальное дело, реальный человек, которого убили ради интересов тогдашних элит. Но перед теми, кто сейчас дергает за веревочки этого дела, не стоит задание расследовать убийство. Перед ними стоит задача использовать дело для давления на нынешнюю политическую элиту.
- Недавно между Украиной и Россией разразилась дипломатическая «война». Какими могут быть ее последствия?
- Эта дипломатическая «война» сама является последствием «газовой войны» и так называемого «флотского» или «черноморского» противостояния. Нам нужно четко понять, что как бы хорошо мы не относились к России, она будет к нам относиться как всегда. Белоруссия – яркий тому пример. Поэтому нужно бороться не за того, кто лучше относится к Российской Федерации, а за того, кто заставит ее перейти не на братский, а на прагматичный разговор. Не всегда хорошо жить с братьями, с партнерами – другое дело.
Возьмем, к примеру, газовое соглашение. Можно спорить, выгодно оно Украине или нет, но то, что от слов мы перешли к делу, что заключили длительное соглашение, это уже позитив. Пора поставить точку и в проблемах, связанных с российско-украинской границей. Ничего антироссийского нет в том, если мы будет знать, где проходит граница.
Подобные дипломатические противостояния будут случаться и дальше. Относиться к этому как к чему-то необычайному не стоит. Нужно бороться не с последствиями, а с причинами. Причина сложившихся отношений в том, что украинский политикум постоянно показывает, как сильно он любит Россию. Нужно любить папу, маму, ребенка. Можно любить Украину, а Россию нужно уважать. РФ - это большой сосед, но сильно прогибаться не нужно – спина может не выдержать.
- А как Украине строить свою политику в отношении НАТО? Консул альянса Расмуссен недавно заявил, что наша страна пока не готова к членству в альянсе. Стоит ли нам вообще ждать приглашения?
- Расмуссен – очень хороший дипломат. При его премьерстве Дания сделала самый большой рывок среди северных и скандинавских стран Европейского Союза. Ему нельзя отказать в умении вести переговоры. То, что Расмуссену досталась неблагодарная роль, это правда. Нужно понимать, что на вопрос относительно Украины и Грузии он отреагировать как на второстепенный. Первоочередным для него есть вопрос боевых действий в Афганистане. А Украине нужно понять, что не по нашей вине, а по вине мировых обстоятельств этот вопрос не является первостепенным. Смена администрации в Белом доме подтверждает это.
От консула НАТО не зависит продвижение Украины в эту структуру. Это не зависит даже от позиции Франции и Германии. Все будет зависеть от политических элит самой Украины, которые должны решить вопрос дальнейшего пребывания нашей страны на внешнеполитической арене.
Украина не сможет ни в каком случае говорить хотя бы о минимальной обороноспособности вне военного союза. Нужно выбирать какой-то военный союз: идти путем Белоруссии или Польши. Третьего пути не существовало, не существует и никогда существовать не будет. Проблема в том, что сейчас украинские элиты еще не определились, что же выбрать. Но, я уверен, что формальное определение произойдет через год после президентских выборов. Приблизительно в это время в 2011 году мы уже будем говорить о реалиях и перспективах.
- Россия предполагает, что Грузия готовится к новой войне с Южной Осетией. Вы разделяете эти опасения?
- Вполне вероятно, что противостояние будет, но не стоит ожидать предыдущего масштаба боевых действий. Внешнеполитические друзья России подобного испытания уже не выдержат. Я уверен, что Российская Федерация захочет продемонстрировать свою военную мощь, учитывая, что недавно прошли большие оппозиционные акции. Но горячих военных действия я не ожидаю.
- Закончился визит Патриарха Кирилла в Украину. Уже можно подвести итоги?
- Подводить итоги не так легко. Я ожидал обычного пасторского визита. Предыдущий визит Алексия II был менее политическим. В этот раз нам обещали, что никакой политики не будет, но ее оказалось слишком много.
Политические заявления не политиков воспринимаются как заявления депутатов, например, о моде. Кому какая разница, как депутат Петренко относится к современной моде? Это ни на что не влияет. Тем ни менее, главное обещание организаторов визита не было выполнено. Политика в визите Кирилла была.
Заявление Московского Патриарха о том, что в Украине никогда не будет автокефальной церкви, свидетельствует о том, что она у нас в ближайшее время будет. Я как греко-католик в данной ситуации могу быть объективнее, чем другие.
- Андрей Васильевич, как для Вас проходит лето? Где собираетесь отдохнуть?
- Я побывал в Трускавце. Каждый год приезжаю в этот городок. Мне кажется, что это лучший курорт такого уровня в Украине. Также планирую съездить к друзьям в Венгрию, если все у меня получится. Вы же прекрасно понимаете, что предвыборный год сложен для планирования отпуска.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом