Наконец, все основные политические игроки определились с датой президентских выборов. Скорее всего, ею станет 17 января 2010 года. Эту дату поддержали «бютовцы», а неделей раньше – «регионалы». Дело за немногим: проголосовать ее в парламенте. Однако депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко заверил ForUm, что этот день – худший для голосования. Украинцы будут праздновать и просто не придут на избирательные участки.
О многострадальной дате президентских выборов, о все еще «тлеющей» «ширке» и о том, был ли вообще отравлен Виктор Ющенко, рассказал в интервью ForUm’у Вадим Колесниченко.
- Вадим Васильевич, депутаты от БЮТ предлагают определиться с датой президентских выборов очень быстро и назначить ее на 17 января. Парламент проголосует за это?
- Меня удивляет, что это депутаты от БЮТ инициируют этот вопрос. У нас есть норма закона, в соответствии с которой президентские выборы должны проводиться 17 января. Кроме того неделю назад лидер Партии регионов заявил о принятии этой даты. Получается, это БЮТ поддерживает инициативу Партии регионов. Что касается даты голосования, то для нас это не имеет ни малейшего значения, голосовать мы готовы.
Дата выборов будет назначена на 17 января, плюс-минус две недели, исходя из объективных реалий. Дело в том, что в этот день невозможно провести избирательную кампанию потому, что это большой религиозный праздник - Новый год по церковному календарю. Мы заранее должны понимать, что назначать выборы на 17 января очень рискованно. Проголосовать в этот день будет сложно, особенно жителям сельской местности. Трудно будет организовать даже явку членов участковых избирательных комиссий, я уже не говорю о самих избирателях.
- Депутаты также рассматривают возможность сокращения президентской избирательной кампании с 120 дней до 90. Это возможно?
- Безусловно, трех месяцев на избирательную кампанию хватило бы. Но если мы сейчас назначим дату выборов, то они пройдут согласно старому законодательству, то есть избирательная кампания будет длиться 120 дней. Если мы хотим сократить термин кампании, сначала нужно внести изменения в закон о президентских выборах, а затем уже голосовать за дату.
- Если шанс что досрочные парламентские выборы состоятся до президентских?
- Конечно, это возможно. Именно такого развития событий и боится Тимошенко. Не исключено, что завтра президентская фракция выйдет из коалиции, тогда появятся все законные основания для начала внеочередных парламентских выборов. Это далеко не в интересах Тимошенко, ее спонсоры уже не дадут денег на новую парламентскую кампанию. Поэтому она так торопиться назначить дату президентских выборов, чтобы запустить механизм невозможности роспуска парламента. Ведь после начала президентской кампании выборы Верховной Рады не проводятся. Но если дата выборов не будет определена, парламент останется в подвешенном состоянии.
Что касается Партии регионов, то мы только за то, чтобы как можно скорее провести выборы в Верховную Раду. Парламент должен быть переформатирован потому, что сейчас он просто не в состоянии управлять правительством, которое работает только на свой карман и ради «любимой-луноликой».
- Значит, если дату выборов определят, угроза перевыборов парламента исчезает?
- Не обязательно. Все аналитики говорят о том, что не зависимо от того, кто станет Президентом, следующим этапом будет избрание нового парламента. Но здесь есть еще один критерий. Если президентом станет Янукович, у него хватит воли обеспечить нормальную работу парламента и создать новую коалицию. Не проводить выборы было бы оптимальным вариантом, ведь дальше запланированы выборы в местные советы. А во время кризиса очень тяжело изо дня в день ходить на голосование.
- Будут ли после президентских выборов возобновлены переговоры о «ширке»?
- После президентских выборов все начнется заново. Мы и сегодня не отрицаем возможности объединения БЮТ и ПР в различных голосованиях, которые не противоречат нашим программным принципам. При этом мы не можем в данные момент создать коалицию в силу различных идеологических посылов. Хотя у БЮТ нет никаких идеологических установок, они всеядные.
- А что будет с Конституцией?
- Мы не выходили из конституционного процесса. Всем очевидно, что без изменения Основного Закона бессмысленно говорить о какой-либо коалиции. Любое объединение в парламенте будет «междусобойчиком» на ближайшие два-три дня. В стране нужно проводить реформы судебной системы и местного самоуправления. Эти проблемы «горят», и должны были быть решены еще вчера.
- В понедельник Тимошенко встречалась с Ющенко. По словам премьера, она почувствовала «поддержку» и «конструктив» со стороны Президента. Неужели лед в отношениях двух лидеров начал таять?
- Тимошенко говорит «халва», а у народа во рту оскома. Этот сто первый раз, когда премьер заявляет о своей любви к Ющенко, это уже можно занести в книгу рекордов Гинесса. Верить ей нельзя. Это вынужденный альянс двух врагов, которые друг друга ненавидят.
Но проблема не столько во внутренних отношениях Ющенко и Тимошенко, сколько в том, как это выглядит со стороны. Мировое европейское сообщество устало наблюдать за их «признаниями» то в любви, то в ненависти. Нам уже четко сказали, что нестабильной стране, где Президент и премьер дуют в разные дудки, ничего давать не будут.
- И тем не менее Украина просит МВФ увеличить размер транша. У нас есть шансы на дополнительные «зеленые» от валютного фонда?
- Просить-то мы, конечно, можем, но ничего это не изменит. Европейский союз дал четкий ответ: в их бюджете не предусмотрено обеспечение финансовой стабильности Украины. Нашей стране просто нечем платить за газ, но помогать нам не будут.
- Значит, «газовой войне» быть?
- Газовые войны будут до тех пор, пока у руля страны находятся люди, которые откладывают все деньги на свою избирательную кампанию. К власти должны прийти прагматично настроенные люди, которые четко будут понимать, что такое энергетическое партнерство ради будущего Украины. Какой смысл ходить в вышиванке и топтаться на могилах наших предков?
- Вадим Васильевич, будет ли на этой неделе создана следственная комиссия по расследованию инцидента, связанного с «бютовцем» Виктором Лозинским?
- Это сложный вопрос. К сожалению, СМИ часто искажают реальные факты. Если есть люди, которые этим вопросом занимались и готовы подтвердить события, то мы должны создать временную следственную комиссию. Мы должны дать понять обществу, что у нас нет неприкасаемых. И не важно, к какой политической силе относится депутат. Если человек, нарушая закон, применяет оружие, он должен понести наказание. Здесь не будет никакой корпоративной солидарности.
- Поговорим о деле по расследованию отравления Ющенко. В Украине свидетельские показания по этому делу дали более тысячи человек. Сейчас хотят допросить и Владимира Путина. Зачем все это делается, если за пять лет мы так и не получили ответа?
- А было ли вообще это отравление? Мы все больше получаем информации о том, что отравление Ющенко – это пиар-технология. Президент и его камарилья к началу избирательной кампании хотят сделать выброс информации в общество, чтобы показать бессмертность «национального героя» Ющенко, которого травили «москали». А вот с помощью Путина хотят показать, что россияне не хотят давать показания, которые подтвердили бы факт отравления нашего «героя» страшным ядом. Тем ядом, которого якобы травили Ющенко, никто никогда не травит. Это очевидно для всех, кто хоть чуть-чуть занимается этим вопросом. Это все пиар-технологии и к здоровью господина Ющенко не имеют ни малейшего отношения.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом