С недавних пор, в особенности после воскресных признаний председателя ПР Виктора Януковича о «тайных отношениях» с БЮТ и его лидером, премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, общественность погрузилась в очередные размышления на тему «политического тотализатора». А именно – быть «любви» между двумя мега-фракциями в широком смысле этого слова или не быть.
По мнению политолога, президент социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, пока переговоры на эту тему идут тайно – «из них ничего не получится». Об этом и многом другом он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Виктор Сергеевич, наконец-то Виктор Янукович публично признался, что ПР ведет активные переговоры с БЮТ. Как Вы думаете, о чем это свидетельствует?
- Это свидетельствует о ряде вещей. Первое, что у сегодняшних крупных политических сил нет денег на избирательную кампанию. Второе, никто не уверен в своей победе. Третье, внутренние конфликты. Все-таки тот факт, что конфликт между группой «РосУкрЭнерго», продавцами газа и промышленниками, которые его покупают, никуда не делся. Он там не просто личностный, а экономический: кто кем будет руководить – либо продавцы газа его потребителями, либо наоборот.
Кроме того, непонятная ситуация с Луганском. Я не думаю, что Тихонов был прав в своем желании открыто выступить в конфликте, причем по такому странному вопросу, как футбол. Я считаю, за этим скрывается желание Луганска минимизировать свои политические риски. У него нет своего представительства – партии и лидера, и если Янукович не становится Президентом, они выпадают из политики. Вот что скрывается за этими футбольными конфликтами.
Но не нужно забывать, что выборы не приведут к решению проблем Конституции, страны и, особенно, кризиса - он в самом разгаре. Мы начнем выходить из кризиса только в 2010 году. Значит, любой, кто становится Президентом, «сгорает» в два раза быстрее, чем Ющенко.
- Поговаривают, что на выходных Янукович провел тайную встречу с Тимошенко, на которой обсуждался вопрос изменений к Конституции и раздел власти между БЮТ и ПР. Якобы они до сих пор не отказались от идеи заключить «политический брак» на много лет вперед. Удастся ли им договориться?
- Пока переговоры идут тайно, не публично, с участием партийных активов – из них ничего не получится. Никто не может гарантировать как счастливое окончание переговорного процесса и заключение договора, так и его выполнение, кроме как публичность и признание необходимости такого союза всеми активистами партий и с одной, и с другой стороны.
Украинцам не надо изобретать велосипед. Проблема переговоров двух политических сил, которые всегда были противниками, в политологии очень старая. Но она решается только таким образом, как я сказал – публичность и минимальный консенсус партийных элит. Все.
- Стоит ли ожидать, что парламентарии нынешнего созыва изменят Основной закон?
- Для этого же надо два созыва. По крайней мере, будет очень неприятно, если один созыв начнет этот процесс, а другой вдруг передумает. Поэтому надо, на самом деле, решать – идут они до конца или нет и ради чего.
Кроме того, очень важно время. Этот союз не нужен вечно ни нам, ни ПР, ни БЮТ, ни Януковичу, ни Тимошенко. Он нам необходим для создания нескольких спокойных лет стабильности, позволяющих власти и бизнесу в Украине за счет международных финансовых, политических институтов быстренько спасать экономику. Олигархи должны четко понять, что хотя бы на несколько лет они обязаны национализировать свои интересы. Если выживет украинское государство – выживут и они, не выживет государство – то же будет и с ними. Все очень просто. До кризиса такой дилеммы не было, а сейчас есть. Поэтому они должны немного стать патриотами, чтобы сохранить высокий процент своих капиталов.
- Виктор Сергеевич, депутаты до сих пор не назначили дату президентских выборов? Почему тянут?
- По той же причине – из-за альтернативного решения вопроса. Если будет заключен публичный договор между двумя наибольшими политическими силами, нет необходимости в объявлении выборов. Если после изменений Конституции выборы Президента будут в парламенте, то что тогда дает точная дата якобы общенациональных выборов? Она тогда будет соблазнять одну из политических сил сорвать переговоры. Ни БЮТ, ни ПР не хочет попадать «в растяжку» между двумя альтернативами.
Но если переговоры о договоре и изменениях Конституции двух политических сил будут затянуты до последней минуты - начала избирательной кампании, то это уже будет не избирательная кампания, а «русская рулетка», в которой может выиграть, кто угодно. Особенно будет неожиданным появление третьего лица с самыми удивительными голосами, потому что население будет очень сильно дезориентировано.
- Многие политики говорят о том, что после президентских нас ждут досрочные парламентские выборы. Если ПР и БЮТ не договорятся, насколько это вероятно?
- Опыт переговоров может быть сохранен двумя политическими силами, которые будут иметь первые места. Нужно отказаться от принципа, что победителю достается все. Если это будет сделано, то на второй же день после инаугурации новый Президент может вступать в новый переговорный процесс со второй политической силой. Тогда опять встанет вопрос о конституционности, разделе полномочий, учете экономических интересов и так далее. Такой путь тоже есть. Он бы сильно удивил Восточную и Западную Европу тем, что вместо передела собственности, выяснения отношений вдруг неожиданно новый Президент, не важно, кто это будет, вдруг опять предлагает садиться за стол переговоров и установить правила игры из-за кризиса.
- Виктор Балога заявил, что одной из причин его ухода от Ющенко – желание Виктора Андреевича баллотироваться на второй срок. В Президента уже совершенно никто не верит?
- Не надо мерить все одним годом. Ющенко всего 55 лет. На самом деле, ему нужны выборы только для того, чтобы потом вообще остаться в политике. Если он не будет идти на них, то, действительно, может потеряться. Потом будут нужны годы для восстановления имиджа и известности. Это, во-первых.
Во-вторых, он же считает, что у него кампания будет идеологическая. В этой ситуации ему не так важны проценты. Ему важно подтвердить какие-то принципиальные вещи национал-демократического характера – борьба с коммунистической системой, Голодомор, трагическая роль Трипольской культуры в жизни Украины. Кстати, он говорит много правильных вещей, но как художник-абстракционист не задумывается о том, как это передать «зрителю». Выглядит так: вот я гений, а то, что я нарисовал, стоит очень больших денег, вы должны восторгаться. А где те политологи, которые бы занимались сурдопереводом того, что говорит Ющенко?! Таких практически нет.
- То есть, спустя несколько лет мы еще узнаем о Ющенко?
- Обязательно. Это хорошо и правильно. Пусть никуда не исчезают Кравчук, Кучма и Ющенко – пусть они потом берутся за руки и делают какой-то комитет бывших президентов. Все, что накоплено в Украине, не должно исчезать.
- Виктор Сергеевич, что изменит приход Веры Ульянченко в Секретариат Президента?
- Надо присматриваться к Вере Ульянченко. Мне кажется, она сильно изменилась. У нее высокий уровень амбиций. Кроме того, не совсем понятно, есть ли у нее какой-то свой политический план. Я не услышал ни одного слова, которое бы намекало на это. Правда, возможно, тут нужен сурдопереводчик, как это принято в Секретариате?!
- А отношения с парламентом и правительством изменятся?
- Нет, ни в коем случае. Ненависть к Кабмину и личная ненависть к Тимошенко – это первое условие лояльности.
Вот в том то и дело, что, с одной стороны, Ющенко – носитель правильных национал-демократических ценностей, а с другой – ненавидит парламент, Кабмин, Тимошенко и пренебрегает Януковичем, что последний очень тонко чувствует.
- Давайте поговорим еще о международных проблемах. После состоявшихся в пятницу в Астане переговоров Тимошенко и Путина эксперты заговорили о том, что «температура» украинско-российских газовых отношений снова повышается, и что они будут ухудшаться. Так ли это?
- Да, они будут ухудшаться, потому что отношения России и Европы тоже будут портиться. Это будет параллельный процесс. Если та «газовая война» была связана Украиной и Россией, хотя Украине удалось втянуть в нее ЕС, и все закончилось брюссельскими декларациями, то сейчас ситуация хуже. В связи с кризисом уменьшается потребление газа, и Россия по отношению к Украине находится тоже в очень тяжелом положении. То есть, с одной стороны у Украины нет денег, чтобы купить газ, а с другой – Путин - достаточно прагматический человек, понимающий, что ему этот газ тоже некуда продать. Этот газ Европа не берет. У Путина своя задача: как поднять резко упавшие поставки газа. Он сейчас не может диктовать свои условия Украине.
- А Путин велел всем не вмешиваться в отношения России и Украины. Его послушают?
- Нет, конечно. Если упала продажа газа в Европу – разве это показатель силы? Поэтому не послушают. Многое зависит от того, что он предложит Украине и другим странам СНГ. Путину уже давно надо «похоронить» концепцию СНГ и выстраивать двусторонние отношения с каждой страной. Но это большой кусок работы, который российские дипломаты ленятся делать.
Хотя, может быть, эти слова Путина означают очень серьезную ревизию всех отношений. Кремль должен решить для себя, какой же алгоритм отношений он выбирает - сейчас говорить про шантаж Путину не с руки. Давайте подождем пару месяцев. Кстати, надо отдать должное тактичности Тимошенко, которая не показывает, что у Кремля есть какие-то проблемы с газом и с нефтью. Она терпеливо выслушивает все пожелания России, зная, что Путину некуда деваться – он все равно даст этот газ.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом