В народе говорят: «Не можешь пить – не мучай горло». Примерно в таком ключе сегодня в украинском парламенте за пьяный дебош в аэропорту Франкфурта «песочат» министра внутренних дел Юрия Луценко.
В связи с этим, некоторые эксперты полагают, что голосование по отставке Луценко, приоткроет «завесу тайны», к примеру над тем, что касается новой коалиции в составе БЮТ и ПР…
Политолог, президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев не считает «случай Луценко» из ряда вон выходящим.
Напротив, он подчеркивает, что «главным испытанием для коалиции является не отставка Луценко, а проблема ответственности за деятельность правительства». Об этом и другом эксперт рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Андрей Васильевич, сегодня в парламенте активно рассматривается просьба Луценко об отставке. Некоторые считают, что голосование по этому вопросу станет серьезным испытанием для коалиции. Что Вы об этом думаете?
- Сегодня самая актуальная тема, на мой взгляд, это фактическое признание лидерами западной Европы прекращения процесса о расширении альянса, а пьянство Луценко – тема для закрывающихся казино.
Мне кажется, в этом вопросе очень важно расставить акценты. Само по себе поведение министра, его отставка не являются испытанием, поскольку событие по-своему банально, хоть и унизительно для страны и огорчительно для тех, кто за этим наблюдает, но по сути своей рядовое.
Испытанием для коалиции является не отставка Луценко, а проблема ответственности за деятельность правительства. Я хочу напомнить, что Луценко уже третий министр, который покидает Кабинет министров и коалиция не в состоянии провести продуктивную ротацию.
Более того, коалиция до сих пор не выработала внятных механизмов, связанных с политической ответственностью – кто и когда будет отвечать за своих посланников в Кабмине?
Одно дело, когда отставка происходит по причине здоровья или некомпетентности и совсем другое дело, когда отставка происходит на фоне подозрений в нарушениях, существенных ошибок, которые наносят вред стране – как экономически, так и имиджево.
- И кто же будет отвечать?
- Вот в этом я и вижу проблему. Для коалиции проблемы начнутся не по факту голосования за Луценко, а по факту рассмотрения вопроса о ротации правительства и поддержке программы, на основании которой действует правительство.
Правительство сейчас действует, извините меня, так, как «утром приснилось». Испытания будут, но не нужно преувеличивать факт Луценко – это всего лишь очередное горькое разочарование в старых героях.
- Поговаривают, если часть БЮТ проголосует против Луценко, можно начинать говорить о реальной подготовке новой коалиции – БЮТ и ПР. Как Вы считаете?
- Проблема Луценко – это проблема, прежде всего, старой президентской команды, которая за эти годы распалась на молекулы. Есть огромное количество людей растерянных, есть и политические приспособленцы, которые успели поменять «майку лидера» и, пытаясь понравиться новым кумирам, ищут места в новых списках.
Что касается коалиции – это, прежде всего, зависит от совпадения или не совпадения интересов. Сейчас сложилась пикантная ситуация, когда стержнем действующей коалиции, которая существует, скорее, на бумаге, нежели в жизни, является команда Тимошенко. А все остальное – это просто механические «добавки», которые обеспечивают формальное голосование. И не более того.
Ни в Блоке Литвина, ни в «Самообороне» нет достаточно влиятельных групп, которые могли бы определять и влиять на политику правительства. Этим пользуется Тимошенко, которая имеет необходимое количество голосов в своей фракции, где есть влиятельное бизнес-окружение, которое и обеспечивает мнимое единство коалиции.
Другое дело – переговоры с Партией регионов, здесь недостаточно одних деклараций. На мой взгляд, очевиден конфликт интересов, разные подходы к стратегированию страны, разные подходы к антикризисной программе. БЮТ и Партия регионов защищают интересы разных групп капиталов и говорить о коалиции как о политическом альянсе с общей платформой, общим видением будущего и с общей ответственностью за правительство, мне кажется, сейчас не приходится.
Я думаю, что по большому счету возможны политические альянсы после досрочных парламентских выборов, когда произойдет серьезная внутренняя ротация у всех политических сил и когда переговоры начнутся, исходя из общих подходов к национальной экономике, к антикризисной политике. Тогда возможная коалиция, а сейчас, я повторюсь, я таких оснований не вижу.
- Вы упомянули о пикантности сложившейся ситуации. Как из нее «выкручиваться», ну, например, Тимошенко?
- Этот вопрос лучше адресовать ее советникам, зачем нам с вами этим заниматься? Но если говорить серьезно, Тимошенко на уровне государственной машины воспроизвела такую же финансово-потребительскую пирамиду, за которую критиковали украинскую экономику в 2007-2008 гг.
Только раньше у основания этой пирамиды стояли финансово-банковские группы, связанные с западным капиталом. Сейчас поставлено правительство, которое «раскручивает» такие же финансовые «пирамиды», используя внешние и внутренние кредитования, но принцип работы тот же.
И рано или поздно вот это государственное «МММ», в которое втянуты уже и Национальный банк, и МВФ, и некоторые внешние правительства-кредиторы рухнет по той простой причине, что эта пирамида не рассчитана на развитие реального сектора экономики, не рассчитана на производство новых стоимостей, не рассчитана на структурную перестройку.
Если уже, извините, бывший министр финансов, которого все считали ярким либералом, в жестких компетентных тезисах критикует собственное правительство, в котором работал еще три месяца назад, о чем еще можно говорить?
Модель, которую Тимошенко представила как антикризисную, эта модель временная, очень ограниченная в своих возможностях – это короткая дистанция. На мой взгляд, максимальный ресурс этой модели – это еще полгода, осень будет критичной для нее.
Когда будет верстаться новый бюджетный план, когда прорежутся все вехи и дыры финансового планирования, когда окажется, что нынешние рапорты, связанные с выполнением бюджеты – это просто рапорты, связанные с освоениями кредитов НБУ, МВФ, а в перспективе, возможно, и новых кредитных ресурсов. Когда окажется, что весь деловой класс Украины поставлен на колени по выполнению не просчитанных бюджетных маневров – вот тогда, действительно, наступит пик украинского кризиса.
И Тимошенко, понимая эти риски, конечно, заинтересована, чтобы конец года стал политически активным. И поэтому ее фракция поддержала идею выборов 25 октября, и поэтому она сама так спокойна сейчас, поскольку по такому сценарию вместо экономического кризиса все будут заниматься предвыборной кампанией.
- Вот как раз о выборах. Ходят слухи, что Ющенко перед самыми выборами может на всех обидеться и «сделать ручкой»…
- Ну, и слава Богу…
- По-вашему, такое реально? Или у него есть какой-нибудь «туз в рукаве», учитывая его бодрые заявления, что за ним миллионы?
- Никаких тузов у Ющенко нет. Есть чрезмерная самоуверенность и самовлюбленность и это, пожалуй, два самых главных порока нашего Президента.
Я думаю, он действительно верит в то, что у него есть шансы на победу в президентских выборах. И он действительно будет использовать все возможные инструменты для мобилизации внимания к себе. В частности, тему новой Конституции, новых экономических подходов.
Нельзя человека упрекать в том, что он уверен в собственных силах. Вопрос в другом – насколько эта вера адекватна. Сейчас серьезных предпосылок, серьезных оснований для повторного успеха Ющенко просто не существует.
В который раз повторюсь, что правильно и достойно для Виктора Ющенко – просто отказаться от участия в президентских выборах и передать власть следующему победителю, а не играться в эти странные неловкие игры в парламентские блоки.
Ну, не вижу я необходимости для Виктора Ющенко превращаться в рядового парламентария, который в своих интервью будет каждый день оправдывать бездарно прожитые пять президентских лет.
Мне кажется, ему нужно искать более символическую и компетентную нишу и в большой политике, и в составе национальной элиты. Пример Кравчука тут неудачен – парламентское кресло не должно быть уделом экс-президента.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом