Один из самых верных соратников Виктора Андреевича, нынешний заместитель столичного мэра Евгений Червоненко – человек непростой и в чем-то даже скандальный. В интервью корреспонденту ForUm’a он рассказал о большой ошибке Президента, о психическом здоровье своего нынешнего начальника и о многом другом.

- Евгений Альфредович, как Вам работается у Черновецкого? Не «мелковато» после губернаторской работы?

- Знаете, прежде всего, нужно жить в ладу с самим собой. Мелковато-не мелковато – это определяет жизнь. И потом, это кадровое предложение было искренним. И Киев – это далеко не мелковато. Киев – один из ключевых городов страны и политически, и по Евро-2012, в частности.

- Методы патрона одобряете?

- В силу должности и своих понятий я не комментирую публично действия своего руководителя. Все, с чем не согласен, я говорю ему в глаза.

- И как он реагирует?

- Я пришел из большой политики и плюс Черновецкий знает меня много лет, поэтому он реагирует нормально. Кроме того, я стараюсь это делать как можно менее публично. Если с чем-то не согласен, я стараюсь аргументировать. Но я не из разряда «подпевал», у которых одна цель – не привлекать к себе внимание, а тихо в стороне решать свои крупные и мелкие вопросы. Точнее, мелкие – крупные так не решаются.

- Все разговоры о психической неполноценности Черновецкого - это просто разговоры или действительно«что-то есть»?

- Я не собираюсь огульно обвинять кого-то в чем-то…. Знаете, многих гениальных людей тоже считали «не совсем». У нас же многое, что не вписывается в общепринятые нормы, часто вызывает ненависть. К примеру, у нас принято всем рассказывать, какие мы бедные, а по расходам жить «на широкую ногу» - даже по западным меркам. А если свое состояние не скрывается, то это ненормальность? И к такой ситуации все привыкли. На все ответят выборы.

- В одном из интервью Вы сказали, что, если во второй тур президентских выборов выйдут Тимошенко и Янукович, Вы проголосуете за Януковича. Почему? Вы же были преданным соратником «оранжевых», неужели за пять лет все так поменялось? И, может, лучше, чтобы в таком случае в 2004 году Янукович все-таки стал президентом?

- Начну отвечать со второй половины вопроса: нет. И объясню почему. Во-первых, сегодняшний Янукович – это совсем другой Янукович, по сравнению с 2004г., воспитанный демократией последних четырех лет. Во-вторых, я думаю, все политические силы усвоили наши ошибки, из-за которых команда Президента разлетелась на куски. Там (в ПР – ред.) своих не сдают. У Юли, к сожалению, людьми пользуются. Многие не выдерживают и уходят. Это мое личное мнение.

Я говорил, что я не против Тимошенко, я ей тоже когда-то вначале верил, и, если вы помните, мы тоже охраняли ее и Зинченко. И много раз с ней работал – в правительстве Ющенко она была вице-премьером по ТЭКу, я был председателем госрезерва. Я против: а) неправды, с широко раскрытыми глазами в объективы телекамер б) внесения силовых и волюнтаристских методов военного коммунизма в экономику. И самое главное – я против неумения слышать и слушать друг друга, неумения держать слово.

Вы прекрасно знаете и видели, какие запросы (по причастности к отравлению Президента – ред.) на меня пошли со стороны отдельной группы депутатов из БЮТ. У меня возникает вопрос: а раньше где они были? Но это вопрос морали. Получается, всех, кто имеет свое мнение, отличное от других, которое не укладывается в их рамки и задачи, надо уничтожать.

Мне сейчас поступила информация о том, что в БЮТ утверждена информационная программа по нейтрализации и дискредитации меня, чем-то я их нервирую. Я сам себе задал вопрос, зачем им это надо? Это комплексы неполноценности, или пацаны боятся, что у меня прорежутся мэрские амбиции и хотят «лупануть» на опережение?

И все эти запросы – это первые ласточки. Но мне кажется, что как раз «крыло» этих молодых и рьяных ее (Юлию Тимошенко – ред.) и дискредитирует. Есть такие люди, как Александр Турчинов, Андрей Кожемякин, Женя Корнийчук, Наташа Королевская, Андрей Сенченко – абсолютно вменяемые, с ними можно нормально разговаривать.

А когда мальчишки начинают себя так вести, напрашивается один комментарий: я слышал, что в политикуме ходят слухи о нетрадиционной ориентации некоторых молодых людей, но это же не повод так ко мне приставать! Я – ярковыраженный мужчина.

- «Мальчишек» по судам поводить не собираетесь?

- Вы знаете, во-первых, я не считаю, что значимость этих фигур настолько велика, что мне это должно быть важно. Мне важно мнение тех людей, которых я считаю авторитетными, фамилии их я перечислил, и тех, с кем меня связывает жизнь, в каком бы лагере они не были – в «регионах», в БЮТ или у Литвина – да и самого Литвина. Это люди, которых я знаю много лет, и они прекрасно знают, что я говорю правду, и если даю слово – держу его. И самое главное, что мораль и порядочность для меня – ключевой лозунг, из-за которого я часто терял очень многое в жизни, в том числе материально. Но «нагнуть» меня невозможно. И это доказано. Хотят, пусть кусают…. Мне кажется, это только добавит популярности, потому что цену в политикуме всем уже знают не по одному дню.

- Почему же на Вас в последнее время так часто стали нападать в связи с отравлением?

- Думаю, только потому, что не верят в Бога, и ни во что, кроме власти и денег.

Просто сейчас идет политическое переформатирование. А я не переформатируюсь. Сейчас мало правды, а я позволяю себе говорить правду или молчу. Думаю, даже не столько об экономических ошибках Юлии Владимировны, а в силу того, что, к примеру, в моменте с газом и «Альфой», я сказал две вещи: пусть на все вопросы отвечает суд, есть же законы – раз. И что это пример, который открывает возможность перераспределить собственность по политической целесообразности. Второе, издеваться над связанными «депутатской неприкосновенностью» солдатами – безнравственно. Это путь «шариковых».

Я считаю, что главным достижением 2005 года вообще в стране – нравится или не нравится Ющенко – является демократия. Сейчас идут попытки методом политической целесообразности назначать «своих». Вы видели, та же Юлия Владимировна, когда я еще был губернатором, кричала на всех углах: «Нет - «Днепроэнерго», все останется государству!» - а все и утихло. А ведь это был ключевой момент: «Твои дела кричат так громко, что я не слышу, что ты говоришь».

Я бы очень хорошо работал с Тимошенко, но я говорю правду. Из-за того, что происходят многие «не рыночные» методы. Выдавать желаемое за действительное, обманывать – это не метод. Популизм – не метод повышения рейтингов. Плюс – самое главное – это держать слово. Если политики не будут держать слово, я думаю, что независимости нашей страны, в конце концов, наступит конец. А на самом деле главное, чтобы мы сохранили самое важное для нас – демократию. Если нет, тогда уже не будет нормальной страны. А так мы как-нибудь из кризиса выйдем и переживем. Мне кажется, народ уже разбирается: у тех, кто обманывает – политического будущего нет. Самый большой патриотизм сейчас, показать логику и единство перед мировым сообществом и МВФ. Убедить их, что нам можно верить, и выполнить главную функцию власти – спасти страну.

- Вы сейчас видитесь с Президентом?

- Вижусь.

- Правду ли говорят, что Балога имеет неограниченное влияние на Ющенко?

- Не думаю. Характер Виктора Андреевича мне достаточно знаком. Балога имеет характер, и в отличие от двух предыдущих глав администрации, он, по крайней мере, эффективен. Проблема же в том, почему нужен жесткий и решительный Балога. Проблема в политреформе, которая во многом усиливает кризис в стране. У нас не было бы такого кризиса, если бы не постоянная политическая борьба. Вот эта политреформа как раз привела к одному: у нас торгуются не вокруг принципов, а торгуются вокруг должностей и денежных потоков, а это трагедия для страны – вот это главный тезис. Президент опутан политреформой, но пальцами тычут в него – мол, ты во всем виноват.

Я могу сказать, что в любой политической силе есть много людей, которые вообще в этот пропорциональный парламент попали «по непонятке». Оно им сто лет не надо было, но они теперь являются субъектами торгов. А при пропорциональной системе нужно договориться и с руководством, и заинтересовать всех остальных – мне так кажется. И теряется здравый смысл. Украине нужна была прежняя система сдерживания и балансирования. Это мое личное мнение.

- Почему Ющенко отрекся практически от всех своих соратников «образца 2004 года»?

- Не стоит драматизировать. Я говорил раньше, что Ющенко сделал ошибку, руководитель должен наказывать, но не отталкивать и прогонять своих людей. Хотя в украинской политике это, как говорится, «по закону жанра». Люди часто рисковали своей жизнью, не говоря о благополучии, идя вместе с ним. Потеря той команды – это ошибка, но никогда не поздно услышать людей и сделать так, чтобы услышали тебя. Хотя бы попробовать…. Хотя бы попробовать дать гарантию.

Сейчас, мне кажется, идет переформатирование всего политикума, но все равно мы должны стать как-то добрее друг другу. Иначе мы не выживем, а быть царем на кладбище не очень весело. Мы не ценили, что за годы этой власти пришли инвестиции, что мы живем свободно, в отличие от многих стран постсоветского лагеря.

У нас еще такая натура – что имеем, то не ценим. Все живут сиюминутным, а сегодня главное, как мне кажется, попытаться сохранить честь и умение понимать, что даже если кто-то или ты сам не станет царем – не страшно. Есть еще другая жизнь. Поэтому я спокойно живу в стенах киевской администрации и живу так, чтобы, выйдя отсюда, как из любого министерства, никто в меня не ткнул пальцем, что я в чем-то слишком противозаконном участвовал.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

7200