Сегодня для оппонентов Президента появилось еще одно радостное сообщение - общая сумма долгов партии Ющенко «Нашей Украины» достигла 37 миллионов гривен. О «смерти» этой политсилы заговорили давненько, но конкретных сумм пока никто не называл. Правда, сами же «нашеукраинцы» не скрывали, что у партии большие финансовые проблемы. Народный депутат из НУ-НС Владимир Стретович объясняет это тем, что проект изначально был неправильно построен, поэтому заканчивает свое существование. Об этом и текущей политической ситуации в стране он рассказал в интервью ForUm’y.
- Владимир Николаевич, Ваш коллега Нестор Шурфич считает необходимым создать новую следственную комиссию ВРУ по изучению обстоятельств отравления Виктора Ющенко во время президентской избирательной кампании в 2004 году. Если такой вопрос будет вынесен в сессионный зал, Вы будете голосовать?
- Нет, не буду, потому что вопрос отравления кандидата в президенты расследует Генеральная прокуратура. Квалификация следователей и экспертов, которые причастны к этому делу, намного выше, чем политиканов, которые сегодня хотят на этом «нагреть» политический «капитал». Поэтому надо спокойно поручить комитету по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности или по вопросам борьбы с коррупцией, чтобы он заслушал отчет о состоянии расследования дела. Если надо – пригласить туда автора законодательной инициативы товарища Шуфрича, и он может с первых уст услышать, как продвигается расследование.
Но будоражить сегодня общество, когда оно напряжено, как натянутая струна, абсолютно нецелесообразно, потому что бумерангу свойственно возвращаться к тому, кто его запускает.
- Исходя из политической ситуации в парламенте, этот вопрос может быть поднят в ближайшее время?
- Может, но он нецелесообразен. В парламенте ест «группа ястребов», которые беспокоятся не об Украине, а о своем реноме. Они считают, что от того, насколько они успешно выступают в разных ток-шоу, и красуются на трибуне, зависит их политическое будущее. Но сегодня Украине, как никогда, нужно спокойствие и прагматичная, каждодневная, деловая работа, чтобы «не раскачивать лодку», которая имеет свойство переворачиваться в штормовом море, а спокойно плыть к намеченной цели.
Создание сегодня такой комиссии в связи с вступлением в силу закона о временных следственных комиссиях ВРУ – это еще один виток нагнетания ситуации в Украине, чтобы ее дестабилизировать. Если кто-то работает на другие страны и хочет, чтобы государства Украины не было, тогда понятно, почему происходят такие действия.
- В Украине за время независимости не раскрыто ни одно резонансное дело. Стоит ли ожидать, что ситуация изменится?
- Этот вопрос нужно адресовать тем, от кого это зависит. Он абсолютно актуален для парламентской работы. Для этого, как предусматривает закон, нужно заслушать отчет Генерального прокурора, который каждые полгода должен отчитываться перед парламентом о состоянии борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Сегодня вы говорите о том, что мы повторяем 17 лет – вопрос в том, как работает главный орган по проведению расследований и по наблюдению за соблюдением прав и свобод граждан. Я имею в виду Генпрокуратуру. С нее нужно и спрашивать, опять же, в рамках парламентского контроля, как это предусмотрено Конституцией и законами Украины.
Если ГПУ сама не может справиться, пусть даст соответствующие указания МВД, создаст специальную, комплексную группу из специалистов СБУ, МВД, прокуратуры и выйдет на какой-то результат по расследованию резонансных дел.
Общество дальше не может терпеть. Ваш вопрос полностью закономерен, что мы за время независимости не достигли никакого результата. Хотя должен отметить, что исполнители убийства Георгия Гонгадзе получили свои сроки, не установлен только заказчик.
Как по мне, то наша прокуратура слишком политизирована, поэтому, она, возможно, не осмеливается высказать свои видения и выводы.
- То есть, Медведько из-за политических мотивов не приходит на отчет в парламент?
- Я думаю, что политические мотивы играют не последнюю роль.
- Владимир Николаевич, спикер ВРУ считает вероятным проведение досрочных парламентских выборов. Вы согласны с его мнением?
- Я считаю, что в этом году эти выборы вряд ли возможны, поскольку для этого нужны определенные основания. Если выборы ради выборов, а не ради будущего страны, то те, кто правят страной последнее десятилетие, конечно, захотят узаконить свое господствующее положение и забыть о каких-либо демократических преобразованиях и о создании гражданского общества.
Я со своей политической силой буду выступать категорически против таких выборов. У нас в этом году – выборы Президента. Это ответственный шаг для всего общества. Желательно, чтобы он состоялся, и никто не изменил Конституцию и не посягал на право граждан избирать Главу государства. А после этого возможны варианты. Хотя, опять же, согласно Конституции, срок полномочий ВРУ – 5 лет. Поэтому с сентября 2007 по сентябрь 2012 года парламент должен работать. Могут меняться коалиции, конфигурации, но в рамках действующего парламента. Ничто так не спасает страну, как стабильность и порядок.
- А импичмент Ющенко возможен?
- Я сегодня в одной из радиопередач услышал, что срок импичмента – 9 месяцев. А у нас до президентских выборов осталось меньше этого срока, даже если они пройдут 17 января, которое часто называют вероятной датой их проведения. Зачем «дрова ломать», если можно легальным способом обратиться к воле не политиков, а народа, который избирал Президента и может подтвердить или нет его полномочия на следующий срок.
- Стало известно, что общая сумма долгов «Нашей Украины» достигла 37 миллионов гривен. Можно ли говорить о том, что партия Ющенко «умерла»?
- Я нахожусь в одном блоке с этой политической партией, поэтому не буду критиковать наших коллег по коалиции. Этот вопрос лучше адресовать партийным функционерам. Думаю, они объективнее бы прокомментировали ситуацию, зная ее изнутри. А извне я только сожалею, что этот политический, извините, употреблю это слово, проект, который всколыхнул миллионы, так неудачно заканчивает свое существование. Я сознательно использовал слово «заканчивает», потому что я понимаю, что «Наша Украина», как партия, не является конкурентоспособной на сегодняшнем политическом рынке.
Объективная реальность показывает, что то, что было неправильно построено и «замешано на песке», упало, как карточный домик.
- Это вина партии или лично Ющенко?
- Это вина политической организации и ее менеджеров, которые не смогли в критический момент направить ее в правильное русло, избрать руководство, чтобы спасти тех, кто плыл в этой лодке.
- Владимир Николаевич, как Вы считаете, замешаны ли Президент и премьер в деле экс-судьи Зварича?
- Я не могу ничего сказать, поскольку не состою в комитете по вопросам борьбы с коррупцией или по вопросам правосудия. Поэтому не могу рассказать деталей деятельности Зварича.
Единственное могу сказать, исходя из политического опыта, если бы не было какого-то конфликта между председателем апелляционного суда и тем, кто «заказывал ему музыку», то об этой истории никто бы не узнал.
Я считаю, что Зварич мог кому-то отказать или, возможно, с кем-то вошел в персональный конфликт, и это было своеобразной местью за то, что он ослушался власть имущих. Потому что полгода наблюдать и смотреть на те безобразия, и не предпринимать никаких мер, а потом дать отмашку, можно только при одном условии, что он, когда «попался на крючок», сделал еще один шаг, «разбудив» тех, кто его поставил на эту должность. Поэтому советую журналистам начать расследование с момента назначения Зварича. Очевидно, слуга ослушался хозяина, и он рявкнул.
- Чем может закончиться эта история?
- Никто не может опережать решения суда. Поэтому давайте наберемся терпения, подождем и посмотрим, как будет карать судья из того же «цеха», что и Зварич.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом