Страну запугали финансовым кризисом настолько, что страшно включать телевизор и открывать газеты. Тем не менее, ситуация налицо. Зарплаты выплачивают все реже, продукты дорожают, предприятия закрываются. Правительство дошло до того, что начинает засекречивать данные падения ВВП. Но даже в таких условиях можно жить, уверен научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк.

О том, как на самом деле обстоят дела в Украине, что поможет украинцам выжить и у кого следует брать кредиты, рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a Степанюк.

- Всеволод Владимирович, какова сейчас реальная экономическая ситуация в стране?

- Экономическая ситуация в Украине напоминает ситуацию 1995-1996 годов. Как и тогда, сейчас предприятия среднего и малого бизнеса переходят сугубо на наличный расчет. Причем все стараются рассчитываться наличкой. Гривни никто брать не хочет.

Украина не только больше всех пострадала от кризиса, она находится еще и в самых плохих условиях для выхода из этого кризиса. В связи с падением мировых рынков во всех странах мира цены на энергоносители и основные сырьевые товары падают. Для нашей промышленности цены настолько растут, что это уменьшает ее конкурентоспособность. Вступление в ВТО принесло бы Украине плюсы в случае растущего рынка. Но в условиях падающего рынка это только ухудшило нашу ситуацию. Сейчас в Украине может произойти серьезное перераспределение собственности в пользу тех, у кого есть капитал.

- Госкомстат засекретил цифры падения ВВП. Это экономическая осторожность или политическое давление?

- Комитет статистики начал исполнять политические заказы. Это свидетельствует о том, что страна полностью потеряла управляемость, а правительство боится сказать людям правду. Показателен тот факт, что данные засекретили именно за январь. Ведь в начале года Украина столкнулась с «газовой войной», принудительным отключением промышленных предприятий. Значит, показатели были не самыми лучшими.

Такое решение Госкомстата только усугубит кризис. В тяжелых условиях данные нужно публиковать как можно чаще, ведь чем больше данных о динамике экономики, тем легче управлять ею.

- Засекречивание цифр ударит по частному бизнесу?

- Нет. На бизнесе это не отразится. Бизнесмены достаточно хорошо знают ситуацию по своим рынкам. К тому же последние пять лет бизнес в Украине живет сам по себе, люди сами по себе, а правительство само по себе. Но засекречивание данных показательно для рейтинга страны, для крупных инвесторов, которые хотели бы вкладывать деньги в Украину. Если страна не публикует отчетность, значит, дела у нее слишком плохи.

- То есть Украине не стоит рассчитывать на новый транш от МВФ?

- Я бы вообще не делал ставку на такие кредиты. Нет ни одной страны в мире, которой помог бы кредит от этой организации. Наоборот, все страны, которые сотрудничали с МВФ, имели только ухудшение ситуации. МВФ думает не о развитии страны, а о возврате своих денег. Более того, те условия, которые выставлялись Украине, говорят о том, что деньги должны были пойти на спасение экономики наших стран-кредиторов. МВФ не дал Украине денег. Это позволит нам аннулировать договор и больше таких денег не брать. Кредит, обставленный столькими условиями – это не кредит, а вымогательство.

- В таком случае, какие кредиты нужны Украине?

- Полезнее для нашей страны были бы межгосударственное кредитование. Оно хорошо тем, что эти кредиты можно реструктуризировать, продлить. Деньги сразу бы пошли на валютный рынок и стабилизировали курс. Кроме того, такие кредиты не оговорены условиями макроэкономического характера, как на этом настаивает МВФ.

По сути, межгосударственные кредиты - это единственное спасение для Украины. Без этого я не вижу способов, как выполнить бюджет даже в его урезанном варианте. Денег не хватит даже на защищенные статьи, и рыночных предпосылок для оживления украинской экономики в ближайшие годы нет. Для того, чтобы пережить ближайший год, Украина вынуждена занимать деньги. Было бы неплохо, чтобы, например, Россия одолжила Украине пять миллиардов долларов.

- Но отношения между Украиной и Россией обостряются. Чего стоит скандал с заявлением господина Черномырдина. Захочет ли РФ давать нам кредит?

- Отношения между Украиной и Россией на уровне населения и бизнеса дружественные, поэтому на кредит рассчитывать можно. Что касается ситуации с Черномырдиным, то она напоминает русскую поговорку «Вор всегда кричит: «Держи вора!». Если дипломат говорит в нелицеприятной форме правду, угрожать объявлением его персоной нон-грата некорректно. Тем более, что министру иностранных дел Украины никто такого права не давал. Черномырдин это все-таки бывший премьер-министр России. Он слишком серьезная политическая величина, чтобы ему затыкал рот какой-то ненавидящий Россию украинский министр.

- А что касается деятельности нашей власти? Не слишком ли оптимистичные заявления делаются политиками с экранов телевизоров?

- К сожалению, украинская власть во многом способствовала углублению кризиса. Если в соседних странах мы видим реальные шаги по борьбе с кризисом, то наше правительство декларирует что-то с опозданием в несколько месяцев. Но и эти декларации о программах спасения страны остаются пустыми словами. Можно сказать, что Украина не имеет власти, способной вывести страну из кризиса и избежать таких неприятностей как дефолт.

- Получается, европейские эксперты правы, и Украину ждет «экономическая катастрофа»?

- Смотря, что они называют катастрофой. Да, действительно, украинский корпоративный сектор не сможет выполнять свои обязательства перед кредиторами развитых стран. Когда должники не отдают долги, для кредитора это катастрофа. Но Украина пока что может избежать государственного дефолта. Такой катастрофы не будет.

В социальном плане все сложнее. ВВП упадет минимум на 10%. Прибыль предприятий может снизиться к однозначным цифрам, поэтому наполняемость бюджета сомнительна. Этим кризисом Украина отброшена за черту 2000 года, но для простых людей это не станет катастрофой.

- Значит, народных волнений не будет?

- Если они и будут, то не очень большие. Для масштабных волнений нужна организующая и направляющая сила, которой в Украине нет. А учитывая то, что в нашей стране достаточно хорошо развито сельское хозяйство, с голоду массово умирать никто не будет.

- И тем ни менее, что можно посоветовать украинцам. Как выжить в условиях кризиса?

- В условиях кризиса нужно экономить. Хорошо, есть, что экономить. Многие предприятия перестали платить зарплату, и людям просто нечего отлаживать. Все мы помним, как в начале 90-х годов не платили зарплат. Да и денег, которые выплачивали, хватало разве что на кусок хлеба и килограмм колбасы. Но тогда была система колхозов, больше населения жило в деревне, были какие-то сбережения. Сейчас, к сожалению, такого нет. Даже если у кого-то есть участок в деревне, то для того, чтобы на нем что-то выросло, нужно 4-5 месяцев.

Последние годы по украинским телеканалам широко рекламировался западный образ жизни: как хорошо жить в кредит. Те, кто взяли кредиты, сейчас имеют большие проблемы. Они могут задать вопросы нашим чиновникам: так хорошо или плохо жить в кредит? Все-таки плохо.

Как не парадоксально, Украину может спасти теневая экономика. Вероятно, сейчас вся украинская экономика уйдет в тень и будет работать там.

- Как вы отнеслись к увольнению Виктора Пинзеныка?

- Виктор Пинзенык был достаточно конъюнктурным министром. С другой стороны, он является неплохим специалистом. Вероятно, правительство перешло ту грань, когда нельзя совмещать популизм с профессиональными действиями. Пинзенык не захотел быть крайним и подал в отставку. Думаю, он хочет сохранить свое лицо и себя для политики в будущем.

- Значит, мы можем ожидать его возвращения?

- Этого нельзя исключать. Но Пинзенык уже три раза был министром, и каждый раз его руководство министерством финансов заканчивалась не лучшим образом. Думаю, при новой власти он не будет министром, но может стать депутатом и возглавить комитет.

- Уход Пинзеныка, вероятно, не последний. В Кабмине планируются серьезные ротации. Стоит ли ожидать прихода профессионалов?

- Серьезные люди не захотят сотрудничать с нынешней властью, да еще и в таких тяжелых условиях. Для того, чтобы вырабатывать политику выхода из кризиса, нужна команда единомышленников, а не популистов. Нынешний премьер-министр хорошо говорит, но ничего не делает для исполнения обещания. Сейчас даже не известно, что случится с Украиной через год. Возможно, нам и не придется проводить выборы. Может начаться естественный распад страны по принципу бывшей Югославии и СССР. Ведь власть разделила Украину на несколько регионов, и за четыре года разделение увеличилось. Действие центробежных сил в условиях криза может стать очень сильным.

Для того, чтобы страна стала на путь развития, Президент, премьер, большинство Верховной Рады должны принадлежать к одной политической силе. Если этого не будет, о таком политическом проекте, как Украина, можно будет забыть.

Анна Гончаренко

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

6071