Сегодня в парламенте состоится очередной «судный день» - Юлия Владимировна будет отчитываться перед депутатами о проделанной работе. Состоится после этого отставка правительства или нет – вопрос хоть и не риторический, но актуальный. Во всяком случае, инициатор отчета Партия регионов на каждом углу заверяет, что свято верит в «здравый смысл» своих коллег и «конструктивную позицию» коммунистов, которые, судя по поведению, не горят желанием снимать Тимошенко. О своем видении сложившейся в украинском политикуме ситуации в интервью ForUm’y рассказал недавно покинувший ряды Партии регионов, народный депутат Тарас Чорновил.
- Тарас Вячеславович, в парламенте давно ходят слухи, что Тимошенко планирует предложить пост первого вице-спикера коммунистам, чтобы они не проголосовали за ее отставку. Сам Лавринович не исключает, что его место займет Мартынюк. Насколько вероятен такой сценарий развития событий?
- В принципе, вероятность этого может быть. Когда-то это была идея Партии регионов, которая вначале этого созыва долгое время не представляла кандидатуры на должность вице-спикера, настаивая на том, что они готовы отдать этот пост именно коммунистам за их поддержку. Поэтому говорить о том, что кто-то придумал что-то новое – смешно.
- А что, на ваш взгляд, стало катализатором?
- Катализатором стало эпатажно-жесткое выступление Лавриновича в тот день, когда обсуждался вопрос по Национальному Банку. При всей моей абсолютной антипатии к Стельмаху я не участвовал в этом голосовании. То голосование выходит за рамки Конституции. Человек, который сидит в президиуме должен как-то сдерживать свои эмоции. Вспомните, за что сняли Яценюка: за излишние комментарии, выступления и заявления. И в данном случае Лавринович повторил то же самое. Эмоциональный выпад, когда он про позор рассказывал и все такое прочее – очень Стельмаха защищал. В ответ появилась эмоциональная контрреакция, которая проявилась в разных «шушуканьях». А у нас же, как правило, если идет «шу-шу» идет, значит, оно имеет под собой какие-то основания. Просто так эти «жу-жу» не бывают. Если они есть, значит, где-то есть пчелы, а там где пчелы, там есть и мед. Это значит, что кто-то эту тему обсуждает.
По уровню компетенции и умению работать в президиуме Верховной Рады равного Мартынюку в парламенте нет. Он лучше работает, чем Литвин.
Но тут есть политический аспект, который заключается в том, что должность первого вице-спикера гарантировано принадлежит оппозиции, а наибольшая оппозиционная фракция – Партия регионов, и поэтому конфликт должен быть в будущем замят. Я думаю, что будет много шума, но почему-то мне кажется, что до голосования не дойдет. Тем более, что проект постановления пока в зал не вынесен, и это свидетельствует, что «жу-жу» было, и что за этим «жу-жу» если какой-то мед и был, то он оказался где-то высоко и далеко. Поэтому возможно никто шариков надувать не будет и за тем медом лететь тоже не будет.
- Поговаривают, «регионалы» намереваются сложить свои депутатские мандаты…
- Ну, во-первых, от них мы уже это не в первый раз слышим. Во-вторых, подписи о сложении депутатских мандатов сами по себе ничего не дают. По каждому конкретному пункту, по каждому заявлению о сложении депутатских полномочий должно быть голосование в зале парламента. А голосование может быть результативным не по всем депутатам. Вот, скажем, за сложение депутатских полномочий Левочкина отдадут 400 голосов, за Януковича - 350, а потом начнут отдавать 220,215. В итоге депутатские мандаты потеряют только порядка 10-15 человек. Поэтому этот механизм абсолютно безнадежный.
Механизм, который задействовали БЮТ и «Наша Украина» в прошлом созыве, когда хотели приостановить полномочия Верховной Рады, тоже запустить очень сложно.
- Почему?
После последних досрочных выборов вступили в силу изменения в закон «О выборах народных депутатов», внесенные Еленой Лукаш.
Теперь для того, чтобы обновить списки, необходимо провести ультрасложную юридическую процедуру. Это может растянуться на годы.
Поэтому все так, как было в каком-то анекдоте: хоть чем-нибудь, как-нибудь, но напугать ежика. Только знаете, ежик может немножко попугаться, а результат в итоге будет плачевный – придется идти к травматологу и долго и нудно лечить зеленкой, йодом и пластырем отдельные места. Так что это тоже не сработает.
- А что вы скажете о блокировании трибуны Партией регионов?
- Правительство те законы, которые хотело, уже провело. Основные правительственные антикризисные законы приняты еще до нового года. А теперь появилась необходимость править глупые законы. Которые приняты так, как будто Венеру Милосскую топором из мрамора вырубили – косо, криво, не очень удачно и бьет по людям. Как, например, «Закон о транспортном сборе». Сейчас Кабмин вроде бы инициирует исправление своего же закона, по-хорошему, правильно делает, а Партия регионов блокирует трибуну. Вот и скажите мне, кого полюбят в такой ситуации владельцы всех старых «Волг», «Уазиков» или «Жигулей», а кого возненавидят? Того, кто заблокировал для них именно сейчас, перед самым прохождением техосмотра, внесение изменений в этот закон.
И в такой ситуации Тимошенко расскажет, что из-за Партии регионов не сможет провести те законы, которые даже не думала принимать. И какой обвал рейтинга будет у Януковича за неделю такого блокирования, можно только гадать. Поэтому, я думаю, что ситуация патовая со всех сторон.
- Как вы думаете, Президент появится в парламенте?
- Что-то у меня такое ощущение, что он не придет. Ющенко не Кучма. Я против Кучмы боролся всеми силами и помню, как мы делали ему обструкцию в парламенте, но он (Кучма – ред.) знал, что по Конституции должен прийти и приходил. Ющенко Конституция безразлична, он ее не читал никогда и не знает. И, думаю, что ни в какие определенные Конституцией сроки мы его в Верховной Раде не увидим.
- Некоторые депутаты из НУ-НС считают, что после аварии вашему отцу «помогли» умереть. Тоже самое не исключает и его бывший пресс-секретарь Дмитрий Понамарчук. Это правда?
- У меня есть очень большие сомнения по поводу этого заявления. Во-первых, я нигде не видел, чтобы оно было сделано непосредственно Дмитрием Понамарчуком. Я видел, что это озвучивали, очень усиленно ссылаясь на Понамарчука, два человека, словам которых я никогда в жизни не верил – это Кендзьор и Стойко. И в данном случае, мне кажется, что это очередное желание «засветиться». Они даже внесли проект постановления о создании следственной комиссии как бы на основе этих фактов, в которые я, честно говоря, не верю.
Я знаю, что авария была подстроена. У меня достаточно фактов, чтобы утверждать это совершенно однозначно. Я изучал материалы дела, как ближайший родственник я имел возможность изучить два тома, которые были тогда, а потом и более поздние материалы. Собственно, расследование проводили чисто технически. Следователь Пастушенко, который занимался делом, провел следствие до мельчайших подробностей. Как и куда был нанесен удар, как машина входила в дугу – это все было расписано до мелочей. Я видел фотографии непосредственно с места событий и могу утверждать: то, что сегодня делают Кендзьор и Стойко – очень грязное ковыряние памяти Вячеслава Черновола. Вместо этого надо действительно разобраться, почему не был принят целый ряд постследственных фактических материалов, почему координатору аварии сначала дали возможность избежать ответственности, а потом он так странно умер. Пару лет назад проводилась эксгумация его тела, и было выявлено содержание некоторых веществ, в 150 раз превышающих смертельную дозу. Вот эти вещи надо расследовать. И еще: почему прокуратура, когда этот факт вышел наружу, начала угрожать людям, проводившим эксгумацию, уголовным делом.
- Тарас Вячеславович, вернемся к делам насущным. Президент Польши Лех Качиньский недавно заявил, что прошлогодние летние события в Грузии и нынешний газовый конфликт между Украиной и Россией связаны. Как, по-вашему, действительно ли есть связь и как вы лично оцениваете газовую ситуацию?
- Я не буду комментировать высказывания Качиньского, поскольку много его заявлений носят сомнительный характер. Я не являюсь фанатом именно этого президента Польши, меня больше интересует позиция Дональда Туска, премьер-министра, который очень взвешенно и умело реагирует на события, а он пока подобных заявлений не делал.
Что касается моего личного мнения: аналогии определенно можно делать, но, в принципе, это особенности цикличности российской внешней политики. То Россия в течение определенного времени занимается тем, что они называют расширением земель, внешней экспансией, поддержкой соотечественников за рубежом, историческим пространством. Потом наступает период внутреннего зацикливания. Одни это называли «укреплением российского государства изнутри», другие «закручиванием гаек». И за последние 18-19 лет такие циклы были заметны.
Я думаю, что на данный момент мы переживаем период внешней составляющей российской политики, которая используется и для внутренних целей, и для внутренней пропаганды. И это надо просто пережить. Это как в клетке с хищным зверем - лучше не делать слишком резких движений, потому что в любом случае от тебя мало что зависит. Мы увидели позицию Европы: она Украину сдаст точно так же, как сдала Грузию – при первых же удобных ей обстоятельствах. Так что с этой стороны тут полный ноль поддержки.
Связывать события в Грузии и события на газовом рынке можно. Хотя говорить о том, что весь удар пришелся на Украину тоже нельзя. Россия хотела показать, что с ней надо считаться, что они значимы. Это был в первую очередь сигнал для Евросоюза и для геополитического оппонента – США. Мы просто оказались посредине, и поэтому попутно Россия решила забрать еще и нашу ГТС. Но все закончилось и, как говорится, – слава Богу.
- А как вы оцениваете результаты газовых переговоров?
- Я до сих пор аутентичного текста не прочитал. Может, он уже и появился – меня не было некоторое время, возможно, я что-то и прозевал. Поэтому сегодня оценить позитив-негатив, мне, например, еще сложно. Но я вижу первый негатив в том, что результате газовых договоренностей мы на долгое время привязали себя к обязательным объемам закупок российского газа. Это означает, что мы фактически сознательно блокируем свою внутреннюю газодобычу, причем без реэкспорта российского газа.
- А что скажете о формульной цене?
- Я не думаю, что в ближайшее время будет резкий скачок цен на нефть, поэтому, наверно, можно считать, что эта формульная привязка является достаточно адекватной. Но вроде бы в тексте заложена базовая максимальная цена в 450 долларов за тысячу кубов. Правительство не должно было ее закладывать, потому что привязка к ней – это та цена, по которой Европа уже никогда не позволит поставлять ей газ. Одним словом, сомнительный контракт. Но, возможно, это максимальное из того, что можно было сделать на данный момент.
- Скажите, каким, на ваш взгляд, будет 2009 год для Украины?
- Мне трудно что-то прогнозировать, потому что в последнее время мои прогнозы почти не сбываются – все идет по системе абсурда. Я, действительно, считаю себя неплохим политологом, но я не могу оценивать по абсурду. Когда решения принимаются только лидерами фракций, мнение депутатов вообще, никого не интересует. Лидеры живут в другом мире, они не знают, например, что на встречах с избирателями все могут окружить забором и людей, которые действительно их поддерживают и которые искренне хотят их послушать, могут и не пустить. Лидеры не понимают, что делается внизу, они как будто в инкубаторе живут. Из-за таких обстоятельств прогнозировать их действия, в принципе, невозможно. А действия такого человека, как Ющенко, я вообще никогда не берусь прогнозировать, потому что они по большей части неадекватны.
Что касается прогнозов, то мне кажется так: газовая война стихла, то есть перешла в окопную фазу. У нас будут еще какие-то перепалки с Россией, но ничего катастрофического не будет.
Следующее: взаимоотношения внутри страны. Партия регионов своими действиями уравняет рейтинг Януковича и Тимошенко. Процентов на десять они обвалят рейтинг своего лидера – это надо быть специалистом, чтобы настолько неумело, топорно работать в политическом спектре. Когда у Януковича снова будет процентов пятнадцать, они схватятся за голову и опять начнут работать намного адекватнее и спокойнее. Может, это и хорошо. В период президентских выборов мы войдем с политиками, которые немножко испугались реакции на свои неадекватные действия и поэтому предвыборные кампании начнут не так скандально, как до сих пор планировали.
- Будет ли отставка Кабмина?
- Отставки Кабмина, я думаю, не будет. Роспуска Верховной Рады тоже. Будет привычное натягивание каната по принципу «сам дурак», «маразм крепчал» – а что делать?
- И последний вопрос – лирический. Я знаю, Вы любите путешествия, откуда вернулись на этот раз?
- Моя первая жена давным-давно эмигрировала в Германию и двое моих старших детей являются гражданами этой страны, сейчас они живут в Мюнхене. В прошлом году, когда им исполнилось двадцать лет, я не смог их поздравить с праздником – только по телефону. А в этот раз у меня было немножко свободного времени и я сел в машину и махнул в Мюнхен.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом