Менее недели назад состоялось историческое, по мнению наших политиков, подписание соглашения между Украиной и Россией о цене на газ для нас и его транзите в Европу. Собственно, этим и ознаменовано завершение «газовой войны». Но, как и в любом крупном конфликте, его отголоски какое-то время еще будут будоражить общественность. Тем более, учитывая, что Президент принял решение о необходимости обсуждения данной темы сегодня на заседании СНБО, которому, правда, не суждено было состояться. Как утверждает заместитель Секретаря СНБО Степан Гавриш, в этом виновны «Нефтегаз» и правительство, которые не соизволили предоставить Совбезу все необходимые документы. Об этом и своей оценке «газового» конфликта он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Степан Богданович, почему отменили сегодняшнее заседание СНБО, на котором должен был рассматриваться газовый вопрос?
- Мы сегодня были вынуждены снять с рассмотрения СНБО этот вопрос, поскольку, обратившись к НАК «Нафтогазу» с просьбой предоставить соответствующие документы, которые были подписаны Тимошенко и Дубиной в Москве, на данный момент не получили необходимую информацию. Учитывая, что у нас отсутствовали уточняющие позиции украинской стороны на этих переговорах, сделать выводы для формирования решения СНБО было невозможно. На наши телефонные звонки и устные обращения, как и на письменные, также не было ответа.
Вторая проблема связана с тем, что Президент письменно обратился к правительству относительно необходимости разработки немедленной антикризисной программы в системе энергетической безопасности Украины, которая могла быть принята и усовершенствована путем принятия решения на заседании СНБО, и введена в действие Указом Президента. Таким образом, мы бы продемонстрировали солидарную позицию по выходу из энергетического кризиса, который может возникнуть вследствие подписанных соглашений в Москве. Ведь по нашим подсчетам, учитывая сами правила, которые установлены в этом контракте, мы в этом году должны закупить 40 миллиардов метров кубических газа. Причем, согласно этому документу, мы не можем закупить меньше. То есть, в 2009 году расчет составит приблизительно 14,5 миллиардов долларов. Нам нужно понять, какие ресурсы доходной части бюджета и экономические инструменты дадут возможность получить этот газ. Будет ли это связано с резким повышением цены на газ для предприятий легкой промышленности, коммунальным предприятиям, в том числе, гражданам Украины, или правительство будет пытаться провести эмиссию денег или, например, ценных бумаг, чтобы «въехать» в новые финансовые обязательства?
В целом, есть целый ряд проблем, требующих серьезного предварительного анализа, который мы не могли сделать без документов, которые бы должны были нам предоставить «Нафтогаз» и правительство.
- А может быть, проведение заседания СНБО специально блокируют?
- Осуществляемое достаточно эмоциональное и радикальное давление на конституционный орган, который является коллегиальным и принимает согласованные решения при участии премьер-министра и министров, свидетельствует, что работа СНБО блокируется. Кроме того, делается невозможным участие Совбеза в оценке кризиса, который может возникнуть, и принятии антикризисных мер всей системой политической власти Украины, что, в принципе, переводит весь механизм принятия решения в один монопольный центр – Кабинет Министров Украины. Тем более, что мы не знаем, какие директивы использовала премьер-министр в ходе переговоров в Москве – принимались ли они правительством, применяла ли она директивы, предоставленные Президентом. Без сомнения, сегодня речь идет об определенной блокаде СНБО.
Но хочу подчеркнуть, что предварительно большинство членов СНБО, с которыми я общался, и юридически, и фактически признали факт газовых соглашений с Россией, и не намерены их изменить или выразить им недоверие. Наоборот, мы руководствовались позицией Президента, что этот факт стал частью истории 2009 года, и что его нужно оценить согласно энергетической безопасности Украины. Поэтому само название заседания СНБО было «О неотложных мероприятиях по обеспечению энергетической безопасности Украины в 2009 году».
- Может ли Президент отменить газовые договоренности Тимошенко?
- Не может и не собирается. Но он будет делать все для того, чтобы сегодня правительство приняло целый ряд решений, в первую очередь, по экономии расходов природного газа, по созданию стратегических запасов мазута, нефти и угля.
- Как Вы считаете, кто выиграл «газовую войну» - Украина или Россия? И можно ли вообще говорить о победе в данном случае?
- Мы могли бы говорить о победе, если бы адекватно росту цены на газ получили также предложение о возможности повышения цены на транзит. Хочу сказать, что в Европе нет дешевле цены, чем 2,2 доллара за транзит на 100 километров…
- Повлияет ли этот конфликт на наши отношения с европейскими странами? Некоторые эксперты утверждают, что нам не «светит» членство в ЕС как минимум ближайших 10 лет…
- Я считаю, что это ничем не подкрепленные эмоции. Абсолютно уверен, что на наши евроатлантические стремления это никак не повлияло в негативном плане. Наоборот, мне кажется, что Европа поняла необходимость не только изменения собственной политики, но и поддержки Украины относительно обеспечения энергетической безопасности.
Я считаю, что в целом Россия проиграла этот конфликт, эту войну, и ее геополитические расчеты относительно Европы не оправдались, ведь она не среагировала так остро по поводу Украины, как этого хотела РФ.
С другой стороны, Европа все больше осознает необходимость предоставления нашей стране гарантий демократии развития. В первую очередь, это включает формирование политики энергетической независимости. Поэтому то, что Россия предоставила самый дорогой газ тем избирателям, которые были ее сторонниками, еще раз свидетельствует о потребности формирования собственной энергетической стратегической политики. И вот задание СНБО как раз состояло в необходимости дать оценку новому энергетическому балансу Украины и месту газа в этой политике. Дело в том, что, согласно энергетической стратегии, которая принята правительством до 2030 года, до 2020-го мы должны были бы сократить потребление газа вдвое. Но подписанные с Россией контракты противоречат данной стратегии.
- А можно ли говорить о том, что подписанные Тимошенко контракты в какой-то степени не соответствуют национальным интересам Украины?
- Я бы так не сказал. Но то, что они чрезвычайно серьезно давят на национальные интересы и обязывают нас всех добиться сегодня прозрачной политики и позиции правительства, не вызывает сомнений…
Конечно, беспокоит то, что после завершения переговоров в Москве БЮТ очень поспешно начал поднимать вопрос об импичменте Президента.
- Это просто угроза, или БЮТ действительно может пойти на такой шаг?
- Если это угроза, то она достаточно некорректна, поскольку именно Президент дважды приводил к власти премьер-министра. Именно он обеспечил ее интересы по внеочередным парламентским выборам, проведение которых, кроме него, фактически никто не поддерживал. В любом случае, сама по себе угроза свидетельствует об отсутствии единства украинской политической власти в понимании защиты национальных интересов.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом