Не так давно Президент Украины заявил, что кризиса в нашей стране нет, а если и есть, то исключительно в головах украинцев. Однако, спустя некоторое время у Гаранта вдруг «открылись глаза» и, ужаснувшись тому, что гривня в свете сложившейся дестабилизации экономики в стране логично «сделала ручкой», с энтузиазмом принялся делать украинцам предсказания одно страшнее другого. Не забывая, при этом, как всегда, «переводить стрелки» на Кабмин и Верховную Раду.

В отличие от пессимизма Президента Украины, президент аналитического центра «Академия», экс-народный депутат Александра Кужель считает, что у украинцев оснований для паники нет. По словам Александры Владимировны, панику порождают неадекватные действия правящей политической элиты, которой давно пора уже прекратить считаться с тем кто больше прав. Об этом и многом другом, Александра Кужель рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’a.

- Александра Владимировна, дайте оценку нынешней экономической ситуации в Украине.

- Если раньше говорили, что две наши беды – это дураки и дороги, то сейчас это паника и неадекватное действие власти. Ведь не так уж страшен черт, каким его малюют. Если сравнить с рынком ценных бумаг и ипотеками европейских стран и Америки, то у нас эти рынки, к счастью, были не развиты и не могли вызвать кризис. Основной кризис, который у нас совпал с мировым – проблема рынка металлургии и химии. А все, что дальше – неадекватные действия власти и то, что устроили панику с банками. Разве НБУ в марте не видел ситуацию по потребительским кредитам по последнему году? Видел. Разве не НБУ говорил нам, что будет идти стабильная гривня? Политики всех уровней говорили, что курс меняться не будет. И когда все уже произошло, без толку выяснять кто виноват. Пора принимать адекватные меры.

- Какие именно?

- Мы сидели больше двух суток – специалисты, банкиры, аналитики, ипотечники и выписывали закон, в котором, во-первых, предусмотрели возможность участия в капиталах банках государства для того, чтобы не разорить, а защитить людей. Во-вторых, мне стыдно сейчас это признавать, потому, что я сама много лет добивалась независимости Национального Банка, но мы тупо выписывали прозрачность процедур НБУ для снятия коррупции. Это же додуматься до такого в период кризиса? Если во время войны главный лозунг был «Ты записался добровольцем?», то сейчас главный лозунг должен быть «Не укради!» Потому, что во времена кризиса обратное сродни мародерству. Почему мы так тщательно выписывали прозрачные процедуры рефинансирования и валютообменных операций? Да потому, что совершенно достоверная информация есть обо всех банках и откатах, которые платят банкиры при получении рефинансирования.

- Что происходит с валютой?

- Интервенцию валюты должны делать, согласно закону, но нигде не сказано, что через аукцион. Если вы проанализируете, кто покупает валюту в последнее время, то увидите, что это не крупные банки-игроки, а мелкие, у которых почти нулевой капитал. Таким образом, совершенно понятно, что происходит спекуляция, на которой нагревается 90% населения. Почему, несмотря на все это, команда Нацбанка до сих пор не уволена или хотя бы над ней не поставлен контроль? Где оппозиция, которая должна контролировать каждый шаг? Где счетная палата? Кабмин не имеет права…. То есть мы сделали такой независимый орган, который пирует во время чумы.

- Вы хотите сказать, что для стабилизации ситуации достаточно сменить нынешнюю команду НБУ?

- Да! И у нас вообще бы проблем не было, если бы мы вели правильную политику – без паники. И нам не нужен был бы кредит МВФ. Если посчитать, то за последние месяцы люди вынесли из банков (сняли с депозитов – ред.) 150 млрд. гривен, а мы взяли у МВФ 14 млрд. долларов – вот и сопоставьте.

- Так что делать?

- Первое: убрать панику. Объяснить людям, что никакой банк не собирается у них забирать квартиры, такое попросту невозможно и это пошагово выписано в действующих законах. Вопрос заключается в другом. Банкам не квартиры нужны, им нужны деньги. Если политики выступая, говорят: «Вы никому ничего не возвращайте», то эти политики должны объяснить также, где взять деньги тем, у кого они на депозитах. И что делать предприятиям, которые в банках имеют расчетные счета и когда по ним не проходят платежи. Паника породила тромб в самой главной кровеносной системе страны – в платежной, все остановились.

- Как быть?

- Нашему государству нужно перестать искать «свой путь», и начать, наконец, действовать так, как действуют во всем мире. Везде очень четко выписано: банки делят риск на троих – на государство в лице Национального Банка, на банк, который выдавал кредит и немного на гражданина. Мы предлагаем НБУ ежемесячно продавать 200 млн. долларов только по реестру ипотечных кредитов или хотя бы под залог квартиры.

- Если все так просто, зачем тогда власть имущие сеют панику?

- Потому, что вместо того, чтобы сесть, принять решение и действовать, эту проблему «заговорили». Начавшиеся самоубийства среди населения – паника, а ведь, на самом деле, никакой паники нет. Оснований для паники нет! Сложившуюся ситуацию нужно просто спокойно пережидать. И может быть, правительству имеет смысл обратить внимание на то, что главная отрасль у нас не металлургия, а сельское хозяйство. Ведь за время кризиса можно очень широко развить самозанятое население и малый бизнес, для которого этот период, кстати, – время побед. Для этого не нужно поднимать предприятия – дайте не социальную помощь, а микрокредиты на занятость.

- Есть ли у вас сведения о том, сколько на сегодняшний день предприятий малого и среднего бизнеса заявили о своем банкротстве?

- А об этом никто не будет заявлять. Банкротство – это, вообще, очень интересный механизм, зачем о нем заявлять? Банкротство – это оздоровление, вы в курсе? Если ты банкротишься, ты спасаешь свою фирму, посылаешь на фиг всех, кому ты должен. У нас это мало кто знает, поэтому и будут сидеть до последнего: не будут подавать отчетность, будут писать нули, вешаться или стреляться. А банкротство очень хорошая вещь. В Казахстане так сделали и послали все страны мира и Украину в том числе, сохранив при этом все свои предприятия. Просто у нас грамотности экономической очень мало.

- А малый бизнес?

- Он должен выжить в первую очередь. И для этого ему необходимо выдержать основные принципы: полностью прекратить панику на собственной фирме. Каждый руководитель малого бизнеса должен стать спокойным и трезвым человеком. И он должен обеспечить такое же спокойствие в семье, потому что если внутри него будут неурядицы, это, естественно, скажется на бизнесе. Дальше – он должен все спокойно рассказать коллективу. Например: такая ситуация, я не могу взять деньги, ибо наш товар сейчас не продается. Смотрите, у нас есть возможности – я не могу взять деньги в банке, давайте сбросимся вместе, закупим товар и продадим его. Таким образом, мы с вами будем зарабатывать. То есть я хочу сказать, что в этой ситуации вместо паники нужно находить варианты. Привлекать своих друзей, у которых может спрятаны в кубышке деньги, а не сидеть и ждать, что вместо вас кто-то что-то сделает. Никто ничего не сделает. Кризис для малого бизнеса – это час победы. Там где большие фирмы, большие затраты, большие офисы, большие обязанности – там гораздо сложнее перестроиться. Предпринимательство – это варьирование, а не ожидание, когда к тебе придет рынок.

- Что скажете по нашему кредиту МВФ?

- То, что я вчера услышала «у Савика Шустера», что из этих денег собираются платить долг по «Нафтогазу» - это мародерство. Нам из этих денег обещали стабилизацию гривны, обещали направить их на микрокредиты, хотя, и прописано все так, как мне не нравится: «на погашение процентов для кредитов малого бизнеса» - это коррупция. Я всегда настаивала на редакции «микрокредиты», но, как вы сами понимаете, у нас кому кризис, а кому и мать родная. Далее: из денег МВФ обещали на программу доступного жилья (оживления строительства – ред.). Могу вам сказать, что до тех пор, пока в банках не будет прозрачной программа реализации залогов, ни один банк не продолжит кредитование. Сейчас банки не выдают кредиты даже под залог в десять раз превышающий сумму кредита и не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Банки – операторы «входящих» и «выходящих» денег. И если у нас не будет дальнейшего кредитования экономики, мы просто будем стоять, потому что оборотных средств даже у самого мощного предприятия не более 30%, не говоря уже о малом бизнесе. Вы уже заметили, что в магазинах все меньше иностранной продукции, в аптеках практически нет иностранных лекарств…

- Почему?

- Потому, что люди брали кредит, завозили, продавали, рассчитывались, то есть брали оборотные средства, потому что свободных у них не было. Сегодня кредитование экономики остановлено – вот вам и весь кризис. Чтобы понять, почему остановлено, возвращаемся к пункту два: паника, настрой общества против банков, неадекватная реакция на рейдерский захват «Проминвест банка», на потребительские кредиты. Кроме того имеет место полностью коррумпированные национальное рефинансирование и валютное регулирование – вот и весь ответ.

- Почему бездействует власть?

У власти нет центра принятия решений. Много сил тратиться на войну между собой и выяснения кто виноват. Только вот никто не говорит, а что делать дальше. Выяснения на тему, кто больше виноват – это заведомо проигрыш, потому что и без того понятно, что виноваты оба, в какой степени – это уже совершенно не важно. Выход один: беремся за руки и, не говоря друг другу слова против, начинаем действовать как единая семья. При такой ситуации, я вам гарантирую стопроцентный успех. Если же взаимные обиды, злость, неуважение и личные амбиции не дают возможности придти к этому – никто ничего сделать не сможет. Сейчас каждый политик должен спросить сам у себя: то, что он делает и говорит – это для кого? Если он это делает для себя – это один момент. Если для страны – тогда он подумает, а потом скажет и сделает по-другому.

- Почему бездействует НБУ?

- Если бы бездействовало…. Наоборот, он (НБУ – ред.) активно действует. По-моему, там чувствуют, что жареным пахнет и хочется уйти с достойным капиталом. За мои 15 лет в политике такого, как сейчас, никогда не было: СНБО, банкиры, все знают, что рефинансирование идет с откатом…. Такого просто в жизни не было! Когда лучшие крупнейшие банкиры понимают, что валютная политика коррумпирована и такого курса просто быть не может. Я считаю, что оппозиция должна следить за всем этим с жесточайшим контролем – она имеет на это право, на то она и оппозиция.

- Насколько высока вероятность дефолта?

- Если гривна дойдет до 12, можем признать дефолт страны…

- Как это предотвратить?

- Немедленно отправить в отставку команду НБУ и поставить на их место профессионалов. Профессиональные банкиры знают, что делать.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

7112