Темы Голодомора, годовщины «оранжевой» революции и спикериады настолько захватили умы наших политиков, что разговоры о досрочных парламентских выборах плавно «сошли на нет». Хотя их «тень» по-прежнему присутствует в нашей жизни, так как, собственно говоря, волеизъявления никто не отменял. Просто Ющенко решил дать шестому созыву ВРУ шанс проявить себя во всей красе, и сегодня очень аккуратно говорит о перспективах народного голосования.
Российский политик Борис Немцов считает, что в Украине сейчас нет тех, кто заинтересован в проведении этих выборов. Он уверен, что для начала нам нужно определиться с формой правления – хотим мы быть президентской или парламентской республикой. Об этом и многом другом Немцов рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Борис Ефимович, в сентябре Вы заявили, что если украинские политики до 3 октября этого года не решат политический кризис, на досрочные выборы народ может не пойти. Кризис не решен, по Вашему мнению, выборы неизбежны или их не будет?
- Мне кажется, сейчас нет заинтересованных в этих выборах. Дело в том, что Украина стоит перед финансовым и экономическим кризисом, который будет беспрецедентных масштабов. У вас такого еще не было. Это сейчас чувствуют и металлурги, и шахтеры, но пока еще страна в полной мере не охвачена кризисом, и худшее впереди, к сожалению. У вас уже началась девальвация гривны, а будет еще хуже.
В Украине экспорт меньше, чем импорт, поэтому из страны уходит валюта. А единственный шанс стимулировать экспорт – это сделать слабой гривну. Тогда, может, металлургия начнет работать, но народ станет беднее. Это очевидно. То есть, ценой снижения жизненного уровня удастся оживить экономику. Это такой болезненный маневр, но у меня такое ощущение, что у вас нет другого пути.
- Наша власть способна внедрить такой способ?
- Если выборов не будет, то да. Но все равно будут же президентские выборы...
Но сейчас представители власти этого делать не будут, потому что получили транш МВФ, поэтому они будут любой ценой пытаться сдерживать курс доллара. Это ошибка. У вас, на самом деле, хорошего решения нет – и то плохо, и это, но надо выбирать из двух зол. Я считаю, что девальвация – это меньшее зло.
- Хорошо, а что делать украинскому народу?
- Когда на Майдане была всеобщая эйфория, я говорил вашему народу, что после «медового месяца» наступают «коммунальные будни».
Тогда был «медовый месяц» - казалось, что жизнь удалась, произошло единение власти и граждан. А сейчас наступили «коммунальные будни» с битьем посуды и скандалами. Такова история, не только украинская – после революции всегда наступает, с одной стороны, отрезвление, с другой – тяжелая, изнурительная совместная жизнь. Но это надо пережить.
- Но 4 года назад Ющенко и Тимошенко, взявшись за руки, клялись в вечной любви и верности, обещали отчитываться на Майдане каждый год, а сейчас даже отменили празднования по этому случаю.
- Вот когда молодожены заходят в ЗАГС, что они обещают друг другу? Быть вместе в радости и в горе. В Украине 40 % браков распадается. Вот тут так же, ведь жизнь личная, политическая, общественная – это все психология людей, их амбиции, комплексы и так далее.
Так вот я не слышал от людей, заходящих в ЗАГС, что-то, например: «Только попробуй мне перечить, я тебя к черту пошлю». Поэтому то, что они на Майдане за руки взялись и обнимались – это было естественно, правильно в то время.
Вообще есть одна очень серьезная украинская проблема: у вас очень несовершенная Конституция. У вас любой Президент, не зависимо от его фамилии, обладает негативной властью, потому что у него такие полномочия – разгонять, не пускать и снимать с должностей. А у премьера, кстати, позитивная власть, он отвечает за социальную, экономическую политику, за уровень жизни, бабушками занимается.
До тех пор, пока вы с этим не разберетесь, у вас будут постоянные проблемы. Повторюсь, фамилии не имеют значение. Я с симпатией отношусь к Украине, поэтому хочу сказать, что вам нужно определиться: либо у вас президентская, либо парламентская форма правления. А вот этот гибрид – парламентско-президентская республика – это смесь ужа с ежом, ужасное сочетание, которое привело к перманентному кризису. Вам решать, но надо определиться. Может быть, провести всеукраинский референдум по этому вопросу и спросить, какую форму правления хочет народ – президентскую или парламентскую. Если этого не будет сделано, то не начальники ваши будут страдать от этой постоянной политической вакханалии, а простые граждане. У вас классический конституционный кризис.
Мое личное мнение, вам ближе парламентская форма правления, потому что Украина такая разная, что в одном человеке это соединить невозможно. Кстати, России парламентская форма противопоказана, так как тогда она развалится на куски. У Вас же по-другому. Знаете, вы такая «Россия-light».
- Кстати, о России, учитывая «газовую эпопею», как будут дальше развиваться отношения между нашими странами?
- К сожалению, конфликтно. И это связано не с тем, что Путин и Медведев – плохие, а Ющенко – хороший, или наоборот. Просто у нас разный стратегический выбор. Вы все-таки хотите в Европу, и у вас по этому поводу есть согласие, так как все политические силы хотят в Евросоюз. А в России выбор другой – такой китайский, то есть авторитарный. Это идеологически, исторически и политически разные концепции, что порождает крайнее недоверие. Отсюда и все конфликты.
- Борис Ефимович, Вы присутствовали в субботу в Киеве на годовщине Голодомора?
- Нет. Я был на программе Савика Шустера, но из Москвы. Как раз был телемост в эту ночь Москва-Киев.
- А как Вы считаете, стоило ли проводить столь масштабные мероприятия?
- В условиях кризиса, в которых находится Украина, все затратные мероприятия нецелесообразны. Но сам тот факт, что украинцы помнят этот кошмар 1932-1933 гг., решили восстановить эту дату и отдать дань памяти павшим – это правильно.
Мне кажется, Россия должна сделать то же самое. Дело в том, что в России от голода умерло очень много людей, и если мы не хотим, чтобы трагедия повторялась, лучше помнить свою историю и не забывать ее.
- Как Вы относитесь к тому, что в субботу Дмитрий Медведев проигнорировал это событие?
- Я считаю ошибкой то, что Медведев не приехал. Это неуважение к погибшим. Конечно, он понимает, что причина Голодомора не в русских или украинцах, а в бандитском сталинском режиме, и что от голода померли и русские, и украинцы, и казахи, и белорусы, и евреи… Это общая трагедия, поэтому она не может разъединять, а должна наоборот быть фактором взаимопонимания.
- Борис Ефимович, а когда Вас сократили с должности советника Ющенко, как Вы к этому отнеслись?
- Я воспринял это с юмором, потому что меня сократили в мой день рождения два года назад. Я не расстроился и не плакал.
Я был советником на общественных началах, и, в принципе, украинскому бюджету не наносил ущерб, а наоборот - инвестировал в туристический бизнес Украины, так как летал на украинских самолетах. Но так решил Президент. Единственное, надо понимать, в том числе и Ющенко, что в России не так много людей, которые доброжелательно относятся к Украине, поэтому надо не терять сторонников. Это такой совет на будущее.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом