«Бои без правил» в украинской политике набирают обороты. Ющенко и Тимошенко, не церемонясь, «бьют» друг друга не только «и в бровь, и в глаз». А избирательный процесс так и не может толком начаться. Обсуждая сложившуюся ситуацию, многие эксперты и политологи сходятся во мнении, что именно Леди Ю стремится сорвать выборы, так как не хочет терять «теплое местечко» и опять выносить свою легендарную раскладушку из премьерского кабинета. А скандально-известный российский коллега наших «слуг народа», директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что именно наш Президент запланировал операцию «Срыв досрочных парламентских выборов». Об этом и оценке текущей ситуации в Украине он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Константин Федорович, Вы сказали, что решение о возможном закрытии филиала Института стран СНГ может быть принято только судом. Иск уже подан?
- Я этого не знаю. Я, как вы понимаете, не занимаюсь подачей исков в суды Украины о закрытии украинского филиала. Об этом надо спрашивать тех, кто вчера заявлял о необходимости закрытия его, то есть, господина Наливайченко, руководителя Службы безопасности Украины.
- Если иск будет подан, можно ли надеяться на объективное решение суда, Вы ведь видите, что у нас сейчас происходит в судебной ветви власти?
- У меня нет каких-то обольщений по поводу объективности украинских судов. Я думаю, что судебная система на Украине скомпрометирована не меньше, а, может быть, даже и больше, чем большинство властных институтов. Пример в этом отношении показывал и показывает Конституционный суд.
Мой личный опыт попыток добиться правосудия на Украине говорит мне о том, что суды подвержены влиянию со стороны администрации. И, как мне кажется, не стоит возлагать большие надежды на объективное рассмотрение дел. Но, во всяком случае, я уверен в том, что мы постараемся привлечь внимание к этому процессу для того, чтобы затеи его организаторов, если они пойдут по этому пути, были как можно более и наглядно выпукло-очевидны. Прежде всего, речь идет об основаниях, по которым нас, в данном случае, пытаются репрессировать. Я имею в виду под словом «нас» моих украинских коллег, с которыми я полностью разделяю судьбу.
- Учитывая, что и.о. главы СБУ - человек Президента, получается, именно Ющенко ведет с Вами «холодную войну»?
- Безусловно. А это было и раньше. Собственно, у меня никогда и не было сомнений в том, что за этим стоит Президент Украины. У меня есть достаточно много свидетелей, в том числе и из окружения Ющенко, поскольку оно также словоохотливо, как и Служба безопасности Украины. Я знаю об отношении лично ко мне. Это превратилось в «пунктик» Президента Украины, и если говорить конкретно обо мне – он демонизирует и меня, и преувеличивает мое влияние на события. Но тут уж ничего не поделаешь. Мы знаем, что Виктор Андреевич вообще склонен к такого рода восприятию, не только в связи со мной. Для многих, я думаю, за пределами Украины «тревожным звонком» прозвучало то, что Президент страны обвиняет публично председателя правительства в государственной измене. Не стесняясь, делает это, повторяет, настаивает на этом, исходит из этого и, повторяю – делает это публично. Есть некоторый сорт обвинений, которые или должны быть доказаны, или не должны быть произнесены. Обвинение в государственной измене, если оно исходит от главы государства в адрес главы правительства – это потрясение для самой страны и для общества. Как мы видим, Виктор Андреевич не останавливается, его все эти обстоятельства не волнуют.
- А как Вы в целом расцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Украине?
- Как очень тревожную. Мне кажется, что сложившаяся ситуация говорит о том, что внеочередные выборы становятся все же неизбежными. Я не думаю, что БЮТ удастся удерживать позицию опротестовывания выборов. Хотя сроки выборов могут быть подкорректированы в связи со всеми этими действиями. Но сами по себе они становятся неизбежными по нескольким обстоятельствам. Во-первых, нет ответа на вопрос: «а что может быть в случае, если выборы будут отменены?», и возможно ли достижение какого-то более или менее прочного большинства в ВРУ. Во-вторых, целый ряд партий уже включился в предвыборную борьбу и заявлено о проведении съездов, которые должны утвердить списки кандидатов. В-третьих, у основных фракций парламента, может быть, за исключением БЮТ, «чемоданное» настроение. Есть на Украине политические силы, которые заинтересованы в том, чтобы заявить о себе, не будучи представленными в нынешнем составе ВРУ, и они, конечно, «за» участие в любых выборах, потому что в «этой» Верховной раде они не имеют ни представительства, ни возможностей. Все это вместе взятое приводит к тому, что внеочередные выборы будут провозглашены. Есть, конечно, на самом деле сомнения в том, что они состоятся, будучи объявленными. Они могут не состояться просто потому, что высока планка признания таких выборов состоявшимися.
- То есть, выборы могут быть сорваны?
- Об этом я и говорю. Я как раз имею в виду то, что Президент Ющенко провозглашением внеочередных выборов решает одну задачу – устраняет парламент, при котором Юлия Тимошенко, по крайней мере, на начальном этапе получила поддержку и стала премьер-министром. Но у него нет никакой заинтересованности в парламенте вообще. С этой точки зрения разогнать парламент, воспользовавшись представившимся шансом, безусловно, в интересах Ющенко, а вот собрать новый – нет.
- Выходит, если выборы будут сорваны, то это произойдет по вине Ющенко?
- Я думаю, он сделает все возможное. Я не уверен, что в этом случае у Ющенко все получится , поскольку в этом будет заинтересован только он. Все остальные как раз заинтересованы в том, чтобы поучаствовать в выборах. И поскольку у Ющенко и его политической силы нет больших шансов на серьезное представительство в парламенте, то со стороны Президента и его сотрудников будет сделано максимумом того, чтобы сорвать явку как таковую. Безусловно, будут соблюдены все те технологии, свидетелями которых мы уже были. То есть завышение явки на Западе Украине, соответственно, препятствование волеизъявлению под всякими предлогами, используя разные изощренные, в данном случае, поводы, которые предоставляет несовершенное законодательство срыва выборов на Востоке и Юге Украины. То есть как задача-максимум – сорвать выборы вообще, как задача-минимум – постараться искусственно повысить явку на Западе Украине и понизить явку на Востоке и Юге Украины.
- Кому из украинских политиков Вы симпатизируете?
- Знаете, за последние годы я пережил немало разочарований в своих симпатиях. Могу сказать, что безусловно симпатизирую тем политическим силам, которые исходят из реальности российско-украинских отношений и необходимости их укреплять.
Я думаю, что в настоящее время есть огромная проблема смены политических поколений и выдвижения новых лидеров, новых политических проектов на Украине. К сожалению, на этих выборах вряд ли произойдет то, потребность в чем ощущается, витает в атмосфере украинской политической жизни - внеочередной характер, отсутствие возможностей серьезной подготовительной работы, за явление новых политических сил.
- Правда ли, что Кремль делает ставку на Тимошенко?
- Нет, это неправильная позиция. В Кремле сегодня не делают какой-то ставки на кого-либо. В Кремле понимают, что однозначные ставки на Украине невозможны. Неприятие российско-украинских отношений Ющенко во внутренней политике - вот насчет этого можно не сомневаться. А в отношении того, делают ли там ставку на Тимошенко или на Януковича, или на кого-то еще – у нас вообще, не только в Кремле, надеялись на то, что Украина не будет опущена в очередной катаклизм, и что в парламенте найдутся и сила, и воля для того, чтобы противостоять попыткам вновь ввергнуть страну в политический хаос. Как вы знаете, этого не произошло, и разочарования здесь есть. Я бы сейчас не возлагал однозначную вину за это ни на Виктора Януковича, ни на Юлию Тимошенко, ни на БЮТ, ни на ПР. Каждая политическая сила оказалась в этом случае не на высоте собственных интересов, и не смогла достичь в результате договоренностей, которае позволили бы предотвратить раскручивание конфликта. Мне кажется, что то, что я сейчас говорю о себе и позиции России, является общепонятным, и эта позиция сама по себе может быть названа проукраинской. На дворе бушует экономический кризис, страны Европы, РФ предпринимают серьезнейшие усилия для удержания под контролем финансово-экономической ситуации, а в Украине власть действует по принципу «чем хуже, тем лучше». То есть, могу повторить мысли одного из наших политологов: «Если бы Виктору Ющенко в какой-то момент доложили, что экономика Украины развалилась полностью, то сложилось бы впечатление, что Глава государства был бы рад потому, что в этом случае у него возник бы еще один дополнительный повод обвинить правительство Тимошенко». Мы в России не сталкиваемся с такой логикой, как и с желанием навредить собственной стране, которые демонстрирует сегодня Президент Украины. Я это говорю не потому, что он против нас выступает и все время рискует российско-украинскими отношениями, и что он публично обвинил премьера в государственной измене, не по каким-то другим причинам, а именно в связи с тем, что она якобы о чем-то договаривается с Россией, но и потому, что мы себе просто не представляем, как может 50 млн. государство жить под руководством человека, который из раза в раз рискует и стабильностью, и единством, и, если хотите, территориальной целостностью.
- Чтобы Вы посоветовали украинскому народу в сложившейся ситуации?
- Я советую украинскому народу проявить терпение, и, если выборы будут объявлены, придти на них, чтобы сорвать планы тех людей, которые хотят оставить страну вообще без парламента. Также советую украинскому народу вообще как можно быстрее перевернуть эту страницу, если речь идет о желании украинцев на Западе и Востоке страны остаться в составе одного целого государства. Есть известная и достаточно жесткая поговорка: «Нации, как и женщине, не прощается минута слабости». Вот если украинский народ в этом случае даст «запудрить» себе мозги и соблазнится на какие-то дешевые пропагандистские объяснения, то я заранее оплакиваю и дальнейшую судьбу Украины, и судьбу украинского государства как такового, потому что ускоряющимися темпами увеличивается раскол внутри страны- не столько даже тема вступления или не вступления Украины в НАТО, а уж тем более в ЕС, сколько брошенная Президентом Ющенко тема переписывания истории – особенно когда речь идет о событиях недавнего исторического прошлого. Речь идет об отношении ОУН-УПА, и бандеровцы являются, можно сказать, прямым поводом к гражданскому противостоянию, которое может превратится в гражданскую войну. По сути, Президент Ющенко возродил изотермы, по которым Украина в годы гражданской войны и в царской империи – после ее развала, в годы ВОВ делилась на части. И как мы помним, в гражданскую войну свою правоту стороны отстаивали с оружием в руках. То есть, он просто подтолкнул к тому, что сейчас Украина балансирует на грани. Действительно, депутаты, политические деятели заинтересованы в своем сохранении в политической элите. Они как-то стараются смягчить эту ситуацию, но граждане Украины, в основном, радикально настроены. Если бы появился вождь, который позвал бы их на баррикады и пользовался при этом авторитетом, то я не исключаю, что это могло бы состояться. И эти выборы в данном случае повод к тому, что следующих внеочередных выборов может не быть.
- Константин Федорович, когда вы последний раз были у нас?
- Я в последний раз был 23 июля в аэропорту города Симферополя, после чего был успешно депортирован в Российскую Федерацию. Через неделю после этого мне разрешили въезд на Украину – это была помпезная нота со стороны Украины, что это якобы делается как шаг к доброй воле и так далее. Прошло 20 дней, я за это время не успел съездить в Украину, как мне вновь это запретили. Вот я и сейчас «запрещенный».
- А когда собираетесь снова?
- Я всерьез могу собраться на Украину, когда Виктор Андреевич всерьез соберется из нее.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом