Политический кризис в высшем законодательном органе страны достиг своего пика – Президент прямым текстом сказал депутатам, что если они не в состоянии договориться, то пусть собираются «с вещами на выход». В кулуарах давно поговаривают, что у Ющенко на рабочем столе есть, как минимум, три варианта Указа о роспуске парламента с разными датами. Осталось только выбрать. Судя по всему, Глава государства с выбором все-таки определился. Поэтому завтра парламент ждет «судный день». Хотя, зная нашего Гаранта, можно предположить, что это будет только первая серия трилогии. Политолог, директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что такое заявление Ющенко свидетельствует о том, что вероятность досрочных парламентских выборов существенно возросла, но это не означает, что парламент будет распущен в ближайшие дни. Об этом и текущей политической ситуации в стране он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.

- Владимир Вячеславович, Президент заявил, что если до завтра НУ-НС и БЮТ не договорятся о коалиции, то он распустит парламент. Сегодня консультаций нет, во всяком случае, публичных. Выходит, Рада обречена?

- Я бы поставил вопрос так, что вероятность досрочных парламентских выборов существенно возросла. Но это не означает, что парламент будет распущен уже в ближайшие дни. Вообще сейчас для Ющенко ситуация складывается нестандартно и, в какой-то степени, достаточно выгодно. Он сейчас может сыграть на податливости БЮТ, Тимошенко и, приманивая их, как «морковкой», возможностью воссоздания коалиции БЮТ и НУ-НС, может требовать от них дальнейших уступок и в законодательном плане, и в других решениях. Иначе говоря, можно действовать в таком режиме: коалиция может существовать де-факто, совместно голосуя за те или иные вопросы, и демонстрируя желание воссоздать прежний формат парламентского большинства, но де-юре решение не будет приниматься определенный период. Перефразируя Троцкого: «Ни мира, ни войны» - «Ни старой, ни новой коалиции», но не распускать пока парламент.

- Вы говорите о дальнейших уступках. Сегодня один из депутатов БЮТ, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что Балога звонил Тимошенко и сказал, что Ющенко согласится на возрождение коалиции БЮТ и НУ-НС, если Юлия Владимировна откажется от поста премьера…

- Я не буду гадать, был или не был звонок Балоги, но то, что такого рода предложение может возникнуть, я не исключаю. Во всяком случае, такой вариант может обсуждаться. Кроме того, есть ряд и других тем – та же резолюция по Грузии или появление требований относительно некоторых министров. Дело в том, что речь не идет о сохранении коалиции, ведь 10 дней, которые отводятся пусть и старым временным регламентом, давно истекли. Речь идет о хотя бы формальном создании новой коалиции. Следовательно, всю процедуру нужно проходить заново. То есть, если заключается коалиционное соглашение, то вновь созданная коалиция должна сформировать и новое правительство. Поэтому может подниматься вопрос о премьере и составе этого Кабмина. И здесь могут быть высказаны какие-то претензии по отношению к кому-то из членов правительства, может быть поставлен вопрос о смене того же, например, Луценко или кого-то еще. Так что тут возможны варианты.

- Но для Тимошенко должность премьера принципиальна. Неужели она согласится даже на такое требование?

- Думаю, что нет. Поэтому я и говорю, что вероятность выборов остается достаточно высокой. Для Секретариата вряд ли будет приемлема коалиция, при которой Тимошенко остается премьером. Все-таки, похоже, что его интересует несколько другое, в том числе замена Тимошенко на посту главы правительства. С другой стороны, для БЮТ коалиция теряет смысл, если Юлия Владимировна не будет премьером.

Есть еще очень важный момент. Если не будет личного контакта и компромисса между Тимошенко и Ющенко, коалиция вряд ли состоится.

- Но Тимошенко недавно сама рассказала, что с Ющенко давно не видится тет-а-тет.

- Да. Поэтому это сейчас одно из главных препятствий к пути воссоздания демократической коалиции.

- А БЮТ и ПР еще могут «сварганить» коалицию?

- После того, что произошло в четверг, на мой взгляд, это маловероятно. Я полностью не отбрасываю этот вариант, но все-таки мы опять увидели не просто разочарование, а именно обиды, причем весьма эмоциональные. В принципе, возврат к какому-то совместному взаимодействию этих двух фракций, возможен только в том случае, если для этих политических сил опять будет актуальна некая совместная угроза со стороны Президента. Простой гипотетический вариант: объявляются выборы, но по тем или иным причинам избирательный процесс либо не может быть завершен, либо возникает конфликт относительно результатов выборов, то есть велика угроза их срыва, вот в этих условиях две крупнейшие фракции ВРУ могут просто восстановить статус и полномочия нынешнего состава парламента, и выступить совместных «фронтом» против Президента. Вот такой вариант я не исключаю. Но на сегодняшний день вероятность их возвращения в лоно коалиционного процесса минимальна.

Еще один вариант: если Ющенко какой-то период времени не распускает парламент, то ПР, которая, возможно, уже надеется на победу на этих парламентских выборах, может занервничать и подумать, что их сначала «кинул» БЮТ, теперь Президент – пообещал выборы, но их не объявляет. Поэтому, конечно, контакты могут возобновиться. Но в ближайшие дни-недели маловероятно восстановление коалиционного процесса в таком формате.

- Ющенко еще сказал, что примет любой формат коалиции, и что если она появится, то он «склонит голову» и подаст новую кандидатуру премьера. Это свидетельствует о том, что Виктор Андреевич по-прежнему допускает вариант другого формата большинства, не БЮТ и НУ-НС?

- Он и раньше об этом говорил. В данном случае, Ющенко демонстрирует свою законопослушность, что он готов принять этот выбор. Я бы не акцентировал внимание на этом тезисе, поскольку, во-первых, в Секретариате, действительно, ожидали создания коалиции БЮТ и ПР. Во-вторых, возможно, они пытались использовать эту ситуацию в своих целях для дискредитации БЮТ. Но сейчас разыгрывается другая «карта». Обе стороны, и БЮТ, и президентская сторона, не хотят выступать в роли ответственного за то, что эта коалиция не состоится. Поэтому обе стороны делают заявления, что они выступали именно за демократическую коалицию, на основе определенных принципов, как говорит президентская сторона, но партнеры ведут нечестную игру. То есть, тут даже нынешние переговоры между БЮТ и НУ-НС имеют двойственный характер. Несомненно, и с той, и с другой стороны есть люди, которые искренне хотят воссоздания этого большинства. Но все понимают, что Ющенко и Тимошенко, НУ-НС и БЮТ остаются конкурентами и политическими противниками. Поэтому такая противоречивость нынешних коалиционных переговоров, скорее всего, не даст им возможность завершиться каким-то конкретным результатом.

- НУ-НС сейчас «трещит по швам». Если будут досрочные выборы, то мы увидим какой-то новый пропрезидентский блок? И может ли сам Ющенко его возглавить, как говорят?

- Да, мы не увидим НУ-НС. У него оканчивается жизненный цикл. Это было временное образование.

Если выборы состоятся, то президентский «лагерь» не будет представлен в новой форме. Либо будет «Наша Украина» с вкраплениями инопартийных сторонников Ющенко, которые временно выйдут из состава своей партии – нечто подобное было с ПР. Либо, что скорее всего, будет создан новый пропрезидентский блок. Как он будет называться, какой будет его конфигурация, стратегия и тому подобное – это все вопросы второго порядка, хотя и очень важные. Судя по всему, действительно, предлагается вариант, при котором Ющенко может возглавить такой блок. Но, на мой взгляд, это была бы для Президента очень рискованная стратегия. Потому что в том случае, если этот пропрезидентский блок набирает на выборах менее 10 % голосов, то это может стать индикатором и для сторонников Ющенко, и для его оппонентов, что лично Президент, а не «Наша Украина, получил вотум недоверия на выборах. Соответственно, он, как потенциальный участник будущих президентских выборов, по сути дела, отбрасывается в разряд «аутсайдеров», то есть, выбывает из числа фаворитов. Вот это было бы очень плохим результатом Президента. Поэтому этот вариант для Ющенко – игра по принципу «ва-банк» - или все, или ничего. Причем риск проигрыша очень велик.

- Допустим, Ющенко назначает досрочные выборы, которые успешно проходят. Если конфигурация в парламенте особо не изменится, что ждет Украину – импичмент Президента или еще одни досрочные выборы?

- Для того, чтобы импичмент состоялся, нужны скоординированные действия БЮТ и ПР, и чтобы в будущем составе парламента они имели не меньше 2/3 голосов.

Если конфигурация не изменится, то, в принципе, парламент может «замереть» или оказаться в противоречивой ситуации. На мой взгляд, чем ближе к президентским выборам, тем сложнее будет создать дееспособную и эффективную парламентскую коалицию. Поскольку ведущие фракции парламента, так или иначе, будут связаны с возможными участниками президентских выборов, и создать коалицию из потенциальных конкурентов будет очень сложно. Тогда парламент, в лучшем случае, будет работать в режиме ситуативного большинства. А распускать его еще раз – уже бессмысленно. Другое дело, ведущие парламентские силы могут согласиться на временный технический вариант и коалиции, и правительства. Я не исключаю, что после выборов может быть поднят вопрос о формировании такого Кабинета Министров, который бы возглавил политик, который не будет принимать участие в президентских выборах.

- Кто это может быть?

- Это уже другой вопрос. Это предмет договоренностей политических сил. Имеется в виду, чтобы ни один из потенциальных фаворитов не занял премьерский пост. Этот вариант может обсуждаться. Другое дело, состоится он или нет.

Далее, допустим, если конфигурация ВРУ пусть незначительно, но изменится. Например, если ПР получит на несколько процентов больше, чем в прошлом году, либо чуть улучшат свои показатели Блок Литвина и КПУ. Тогда у ПР появится шанс создать свою коалицию. Это тоже может существенно изменить ситуацию в парламенте и, естественно, создать предпосылки для формирования нового правительства. Поэтому здесь дело не в том, насколько кардинально изменится структура парламента, ведь она может измениться и не очень существенно, но этого будет достаточно, чтобы сформировать новую коалицию и новое правительство.

Ольга Москалюк

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4578