В этом году Украина отмечает 1020-летие Крещения Киевской Руси. Президент Украины направил приглашение принять в нем участие главам всех поместных православных церквей мира, поскольку Виктора Ющенко не покидала надежда помирить все ветви церкви.

25-27 июля в Киеве прошли официальные празднования. Вселенский патриарх Варфоломей I и Московский патриарх Алексий II совместно провели богослужение на Владимирской горке.

Иерархи Киевского патриархата на праздновании не присутствовали. Празднования прошли тихо, мирно, без экцессов.

По окончании визита в Украину Вселенский Патриарх Варфоломей I заявил, что приветствует объединительные тенденции в украинском православии. В то же время представители Московского патриархата заявили, что Константинопольский и Московский патриархи уже договорились вместе строить единую православную церковь в Украине. Однако Президент Украины Виктор Ющенко уверен в «обозримой перспективе» создания в Украине единой поместной православной церкви.

О перспективах создания единой церкви и тонкостях празднования в Украине дня Крещения Руси ForUm спросил у пресс-секретаря УПЦ КП епископа Евстратия (Зоря).

- Как Вы оцениваете визит в Украину Константинопольского патриарха Варфоломея I?

- Мы положительно оцениваем этот визит. Впервые за много столетий глава Константинопольской церкви, которая является церковью-матерью для Украины, посетил Киев. Это положительный признак того, что существующие в связи с ее разделением проблемы в украинской церкви перестают быть внутренними. Они выходят из поля исключительного информационного контроля со стороны Русской церкви. И становятся проблемами, которые должны решать все православные церкви вместе, поскольку до сих пор (последние почти 20 лет) Русская церковь пыталась выдавать эти проблемы за свои внутренние. Но ни одного конструктивного предложения относительно способа решения этих проблем она не дала. В то же время со стороны Вселенского патриарха Варфоломея мы услышали и взволнованность этой ситуацией, и готовность предоставить посильную помощь и поддержку при решении этих вопросов.

- Оправдал ли визит Константинопольского патриарха ожидания Виктора Ющенко?

- Я не могу сказать, каковы были ожидания Ющенко. Относительно собственных впечатлений могу сказать, что в полной мере этот визит оправдал те оценки и ожидания, которые были на него возложены. Мы понимаем, что, учитывая невероятное мощное давление со стороны МП и политических и государственных сил, которые за ним стоят, на Константинополь, большего ожидать было сложно.

Что касается заявлений самого Московского патриархата, то это попытка выдать свое поражение за победу. Во-первых, Московский патриархат вообще не хотел видеть патриарха Варфоломея на праздновании в Киеве, и он до последнего момента пытался так или иначе или сорвать, или понизить статус этого празднования. Несмотря на это, вся программа визита патриарха Варфоломея была выполнена. И Московский патриархат не смог никаким образом противодействовать этому.

- Почему все-таки Киевский Патриархат не присутствовал на праздновании Крещения Руси?

- Киевский Патриархат присутствовал на праздновании. Например, если взять Софиевскую площадь, то более чем три четверти присутствующих на площади были наши верующие и духовенство. Киевский патриархат – и священники, и миряне - незримо присутствовал, потому что так или иначе все участники этих мероприятий думали и вспоминали о нем. В этом смысле он был, наверное, одним из основных участников событий. То, что наши иерархи непосредственно не присутствовали на этих мероприятиях, это было исключительно наше решение, и его мы приняли, потому что не хотели срыва Московским патриархатом государственного празднования. Поскольку со стороны Московского патриархата было выдвинуто четкое требование в форме ультиматума: если на этих празднованиях будут присутствовать представители Киевского патриархата, они просто сорвут весь план праздничных мероприятий. И для того, чтобы не превращать праздник в скандал, мы решили воздержаться (на уровне иерархов) от участия в этих праздничных мероприятиях. Но это не значит, что наша церковь полностью отсутствовала. Если бы наших верующих не было на этих мероприятих, то они были бы, наверное, почти пустые.

- Не является ли эта религиозная проблема последним рычагом России для влияния на Украину?

- Безусловно, влияние на церковь со стороны России – это серьезный способ влияния на внутреннюю ситуацию в Украине, потому что церковь доходит до каждого сердца, до души человека. И мы видим, как в последние годы Россия пытается использовать в своих интересах то, что Московский патриархат стоит во главе части церкви в Украине.

Еще много лет тому назад заграничные специалисты заявили, что нельзя говорить о полном суверенитете и независимости Украины, пока православная церковь Украины управляется из заграницы. Это самая большая конфессия в Украине, и то, что происходит в ней, непосредственно отражается на обществе.

- Заинтересован ли Митрополит Владимир в поместной церкви?

- Мне сложно сказать, заинтересован ли непосредственно Митрополит Владимир в поместной церкви, но в том, чтобы иметь больше независимости в своей деятельности, он действительно заинтересован. С другой стороны необходимо понимать, что ни митрополит Владимир, ни руководство УПЦ МП не являются независимыми. С одной стороны, Москва им проявляет свое уважение и хорошее отношение, а с другой - оказывает постоянное давление. На последнем архиерейском соборе УПЦ в Москве патриарх Алексий пожелал, чтобы изменения к уставу УПЦ МП, которые были внесены полгода назад, утверждал синод в Москве, хотя в таком утверждении нет необходимости, согласно статуту и самой Русской церкви, и УПЦ МП. То есть уже публично попытаются ограничить права церкви Московского патриархата в Украине. В идеале, я думаю, большинство из УПЦ МП хотело бы, чтобы в Украине была одна церковь со статусом поместной. Но они не могут это высказывать вслух, особенно когда у них есть пример нашего патриарха Филарета, которого преследовали за стремление создать автокефальную церковь.

- Почему все почести во время празднования отдали Варфоломею, а Алексия II встретили гораздо скромнее?

- Согласно православному диптиху, первое место среди православных патриархов мира занимает Вселенский патриарх Варфоломей I, а пятое - Патриарх Московский. И это объясняет то, что патриарха Алексия встречало третье лицо в нашей стране, председатель Верховной Рады. Ничего неприемлемого и, как комментировали в Московском патриархате, унизительного я в этом не вижу.

Тем более Московский патриарх – это руководитель религиозной организации, а не государственного учреждения. Мне было удивительно и неприятно читать комментарии о том, что не так флаги повесили при встрече Алексия. Если бы апостолы обращали внимание на такие вещи, то христианская церковь не состоялась бы никогда. Как можно говорить о том, что пастырю мешают прибыть к своей пастве тем, что ему флаг не подняли или не по такому протоколу встретили, по какому он надеялся? Это унижение для церкви выставлять такие вещи на показ и даже их комментировать. Патриарх, в первую очередь, пастырь, а не церковный чиновник, поэтому ему протокол должен быть абсолютно безразличен.

- В МП утверждают, что православные верующие поддержали единство с Русской православной церковью, скандируя «Алексий - наш патриарх».

- Если толпа из полтысячи экзальтированных людей что-то скандировала, то это опять-таки унижение для всей церкви, поскольку богослужение - это не футбольный матч. Вера в Бога не должна отмечаться проявлениями футбольного фанатизма. Поэтому представителям Московского патриархата нужно было не хвастаться этим, а наоборот наставлять своих верующих вести себя как верующие, а не как футбольные фанаты.

- Как вы считаете, имеет ли право Президент Украины Виктор Ющенко вмешиваться в церковные дела?

- Разделение православной церкви произошло в Украине не по религиозным мотивам и не религиозными деятелями. Это разделение было спровоцировано извне, причем спецслужбами бывшего Советского союза, которые в то время стали спецслужбами России. Они пытались сохранить хотя бы что-то из старой советской структуры, в частности, структуру Московского патриархата, чтобы через нее влиять на независимые государства. Именно они спровоцировали это разделение, организационно оформили его. И сейчас религиозной составляющей в том, что украинская церковь разделена, нет. У нас нет разделения ни в вере, ни в догматах, ни в канонах. Единственная причина разделения – это отношение к Украинскому государству. Мы желаем, чтобы Украина была независимой, а Московский патриархат – чтобы Украинское государство стало частью России. И в этом духе Московский патриархат действует в Украине.

Что касается Президента, то я удивлен, почему представители Московского Патриархата хвалили Путина за то, что он способствовал объединению Русской православной церкви за границей с Московским Патриархатом, и говорили, что его вклад огромен, что он возобновил единство Русской церкви. И речь не шла о том, что Путин вмешивается в церковные дела.

А когда Президент Ющенко значительно осторожнее, более отстраненно от этих вопросов, просто говорит, что должно быть объединение, решение этого дела в пользу Украины, то они поднимают шумиху, что Президент не имеет права вмешиваться в церковные дела. Оказывается, что российскому президенту – это можно и даже похвально, а украинскому – позор.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

8433