Тяжелые полгода политических баталий в парламенте близятся к концу. Впереди у народных избранников последняя пленарная неделя, а за ней – долгожданный отдых на морях. Правда, спикер Арсений Яценюк расслабляться не советует: в воздухе до сих пор висит вопрос о внесении изменений в главный финансовый документ страны.
Какие сюрпризы может таить в себе последняя пленарная неделя, как «наказали» Рыбакова и о том, что может ждать отдохнувших депутатов осенью, рассказал в интервью корреспонденту ForUm’а директор Института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко.
- Марина Ставнийчук заявила о том, что депутаты могут обжаловать в Конституционном Суде изменения в Основной Закон, внесенные парламентом 8 декабря 2004 года. Какие последствия это может иметь?
- Я думаю, это будет адекватный ответ тем, кто готовит изменения в Конституцию. Партия регионов, БЮТ предлагают свои варианты Основного Закона. В то же время Марина Ставнийчук указывает на другой путь, согласно которому ликвидируется политреформа от 2004, и вступает в силу предыдущий вариант Конституции 1996 года с правом Президента увольнять премьер-министра, расширенными полномочиями и так далее.
Вряд ли будет рассматриваться вопрос легитимности третьего тура выборов Президента, тем более, что не было пакетного голосования. Политреформа и третий тур голосовались отдельно.
- Как вы думаете, зачем БЮТ устроил «показательное выступление» с Рыбаковым, ведь съезд партии не имеет юридических оснований для исключения депутата из фракции? Чем, по-вашему, закончится эта история?
- БЮТ чудесно понимал, что у них нет юридических оснований для увольнения Рыбакова. Это было политическое шоу, разыгранное для того, чтобы показать свою принципиальность. Мол, мы увольняем и лишаем его мандата. То, что Рыбакова может восстановить в должности депутата любой районный суд, значения не имеет. Это игра на публику.
Думаю, в конечном итоге все останутся при своих интересах. Скорее всего, Рыбаков и дальше будет нардепом.
- Могут ли такие действия БЮТ прекратить бегство депутатов из коалиции?
- Нет, это не поможет, поскольку ситуация с Бутом и Рыбаковым продемонстрировала то, что нет ни единого эффективного механизма воздействия на депутатов. Нардепы вольны в своих действиях. Конечно, существует общественное порицание, недовольство руководства партии. Сейчас, к примеру, БЮТ обвиняет Рыбакова в том, что он получил 14 миллионов доллар за свой выход из коалиции (хотя это и не подтверждено фактами). Но что могут этому противопоставить? Только то, что члены фракции не будут подавать Рыбакову руку при встрече.
- Юлия Тимошенко заявляет о возможности постепенного перехода на европейские цены на газ за 3-4 года. Даст ли Россия нам такую отсрочку, и успеет ли украинская экономика приспособиться к новым ценам?
- Россия может дать отсрочку и не поднимать цены на газ с 2009 года. Но весь объем поставляемого в Украину российского газа составляет 20%. Вот на эти проценты Россия может повышать цены постепенно. Но есть также среднеазиатские поставщики, которые продают Украине еще 60% газа. Соответственно, оставшиеся 20% мы добываем сами. С Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном нам будет очень трудно договориться.
В результате увеличения цены на газ пострадает не столько экономика, сколько обычные граждане. Повышение цен сразу отразится на коммунальных платежах, а так же на продуктах. Ведь в любой цене продукта заложена цена на газ.
- Яценюк настаивает на внесении изменений в бюджет до парламентских каникул. Какова вероятность того, что этот вопрос будет рассмотрен?
- Этот вопрос может быть рассмотрен только в том случае, если депутаты действительно разблокируют трибуну. Внести изменения в основной финансовый документ страны необходимо, поскольку инфляция уже съела треть бюджета. Но, мне кажется, что депутаты не смогут проголосовать за изменения в бюджет на следующей неделе.
- Стоит ли ждать каких-то сюрпризов от последней пленарной недели? Какова вероятность того, что депутаты продлят сессию?
- Сюрпризов ждать не стоит. Депутаты устали и больше думают об отдыхе на морях, чем о каких-то серьезных изменениях. Что бы они не говорили, это будет сотрясание воздуха, но не конкретные действия.
Заявляя о необходимости продлить сессию, Яценюк сначала исходил из потребностей парламента. Теперь его заявления о том, то сессию продлевать не нужно, базируются на реальных возможностях. Я не думаю, что сессия будет продлена.
- Возможна ли скорая отставка Кабмина?
- Сейчас нет ни единого повода для отставки Кабинета Министров. Отставка премьер-министра зависит исключительно от дееспособности коалиции. Вряд ли можно сегодня говорить о развале коалиции, а если существует коалиция, существует и Кабмин.
- Какой будет ситуация в парламенте после парламентских каникул?
- Осень, как считают психиатры, это период обострения психических заболеваний. Ясно, что осенью представители нашей «палаты №6» обязательно начнут воевать между собой, покажут образец нетерпимости и нетолерантности. Соответственно, продемонстрируют тяжелое заболевание.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом