Перефразируя героиню любимого многими фильма: «Чтобы быть женой миллиардера, нужно было выходит замуж за мелкого предпринимателя». А что делать, если в прошлом мелкий предприниматель, создавший рука об руку со своей лучшей половиной бизнес с миллиардными оборотами, разводится, оставляя супругу ни с чем? Если вдруг «в отдельно взятом случае» перестают действовать нормы Семейного Кодекса о равном разделе совместно нажитого имущества? Если экс-супруг, забравший себе в результате незаконного развода миллиарды долларов, способен влиять на решения украинских судов, не отличающихся неподкупностью?
Для Марии Фирташ это – далеко не праздные вопросы. Уже почти три года прошло с она борется за справедливость, пытаясь отсудить у Дмитрия Фирташа половину совместно нажитого имущества. В ближайшее время процесс может возобновиться с новой силой – появились явные доказательства нарушений прав бывшей супруги новоявленного миллиардера. О подробностях самого громкого развода в Украине рассказал адвокат Марии Виктор Демьянюк.
- Сколько конкретно намерена отсудить Мария Фирташ у бывшего мужа?
- Согласно независимым оценкам украинских СМИ, состояние Дмитрия Фирташа может составлять около 3,4 миллиарда долларов. Цифра взята не с потолка. Подобные подсчеты проводили, к примеру, такие издания как «Корреспондент», «Фокус», «Власть денег». О миллиардных суммах, которыми ворочает фактический владелец «РосУкрЭнерго», говорила та же Юлия Тимошенко – и в бытность лидером оппозиции, и уже в должности премьер-министра Украины.
- Почему же до сих пор продолжается судебная тяжба о разделе имущества? Ведь Мария и Дмитрий развелись еще в 2005 году…
- На то есть несколько причин. Как уже доказано решением Советом судей, в 2005-м году супруги Фирташ были разведены с грубейшими нарушениями закона и не менее циничным нарушением прав Марии Фирташ. Кроме того, раздела совместно нажито имущества – а мы знаем, что речь идет о миллиардных суммах – фактически, не было. Третий момент: у нас есть основания подозревать, что решение Верховного суда об отклонении апелляции моего клиента, было, мягко говоря, необъективным.
- Простите за резкий вопрос, но какое отношение к этим деньгам имеет Мария Фирташ? Ведь «РосУкрЭнерго» закрепилось на украинском газовом рынке уже после ее развода с Дмитрием?
- Я хочу, чтобы поняли простую вещь: «РУЭ» взялось не на пустом месте. Супруги вступили в брак еще в 1997 году. Дмитрий Фирташ вышел на газовый рынок позже. Все его достижения в этом бизнесе – это совместные достижения семьи Фирташ. У нас есть доказательства, факты, что Мария участвовала в совместном бизнесе, в семейном бизнесе не меньше своего супруга. Она лично летала в Среднюю Азию, проводила переговоры с партнерами, заключала контракты. Это – факты. От них нельзя отмахнться. Неужели вы думаете, что состояние Дмитрия Фирташа было создано в период с августа 2005 года – с момента расторжения брака?
Другой, не менее важный момент – сама процедура развода, я повторюсь, не имела ничего общего с законностью и соблюдением прав одной из сторон процесса.
- Что дает вам основания утверждать это настолько категорично?
- Давайте я изложу факты, подтвержденный решением Совета судей, а выводы вы легко сделаете самостоятельно.
Заявление о расторжении брака с Марией Дмитрий Фирташ подал 22 июля 2005 года. О том, что брак расторжен, и что соответствующее решение суда датировано 5 августа, мой клиент узнает из газет.
Обращаем внимание на непривычную скорость, с которой суд рассмотрел дело – раз. Учитываем, что Марию Фирташ в суд никто не вызывал, в заседаниях ни она, ни ее адвокат участия не принимали – два.
И самый убойный момент – в материалах дела впоследствии всплывает повестка, якобы полученная Марией Фирташ – что она уведомлена о приглашении в суд. Впоследствии экспертиза установила: подпись моего клиента была подделана.
- Но почему же, в таком случае, Мария Фирташ не смогла восстановить справедливость в суде? Насколько известно, в 2007 году вы подали иск о пересмотре итогов бракоразводного процесса в связи со вновь открывшимися обстоятельствами – неужели для суда ваших аргументов оказалось недостаточно?
- Действительно, наши аргументы не возымели должного действия на суд. Это заставляет нас серьезно задуматься о том, что на решение судьи влияли какие-то другие аргументы. Более весомые.
- Вы намекаете на то, что Дмитрий Фирташ купил нужное ему решение суда?
Я не буду опровергать это предположение. Тем более, что с 2005 года дело о разводе четы Фирташей, фактически, находится на рассмотрении одной и той же судьи.
Что получается? Изначально иск о разводе был принят одним судьей, но потом, в нарушение установленной в судах процедуры, дело передали другой судье. Именно она и вынесла уже печально известное решение о расторжении брака от 5 августа, работая в Соломенском районном суде города Киева.
Проходит полтора года. Мария Фирташ пользуется своим законным правом на обжалование этого решения. И что же? Та же судья вновь рассматривает дело (впоследствии Совет судей установит, что в 2005 году ее действия носили характер незаконных) – и, естественно, отказывает в повторном рассмотрении. Разве может одна и та же судья признать свое собственное решение, вынесенное полтора года назад, незаконным? С одной стороны – абсурд, с другой – в таких решениях прослеживается определенная логика. Коррупционная логика.
Нам отказывали в праве на пересмотр, и лишь Совет судей в своем решении в декабре 2007 года четко определил: имели место грубейшие нарушения закона.
- Хорошо, проясните такую ситуацию: развод произошел в 2005 году. Мария Фирташ начинает судиться с экс-супругом лишь с 2007-го года. А что происходило в этот промежуток в полтора года? Почему сразу не было обжалований, апелляций?
- Давайте посмотрим на произошедшее с человеческой точки зрения: Мария и Дмитрий Фирташи не хотят жить вместе и состоять в браке. Это их личная жизнь и их выбор. Речь о воссоединении семьи никто не ведет.
С другой стороны, процедура развода супругов и раздела имущества четко определены Семейным Кодексом Украины. Брачный контракт Фирташи не заключали, соответственно, все совместно нажитое имущество должно быть разделено пополам. 50% на 50% - и никак иначе.
С правовой точки зрения: были проигнорированы требования статей Семейного Кодекса Украины. Прежде чем делить, необходимо установить размеры совместного имущества. Так вот, при расторжении брака не был составлен полный перечень имущества, находящегося в совместной собственности с определением его стоимости.
О чем это говорит? В первую очередь, об утаивании Дмитрием Фирташем имущества, которое находилось в общей совместной собственности супружества.
В 2005 году Дмитрий Фирташ развелся незаконно. Права Марии Фирташ были грубо нарушены. Вы спрашиваете, что происходило между незаконным разводом и иском Марии? Отвечаю: все это время Дмитрий Фирташ уверял свою бывшую жену, что раздел имущества произойдет «полюбовно», «справедливо», «по-человечески». Но через полтора года Мария поняла, что ее водят за нос. Что никакого справедливого раздела, произведенного согласно Закону, не будет. После этого и последовал иск в суд.
Сейчас наши оппоненты пытаются представить дело таким образом, что до 2007 года Марии Фирташ был якобы неизвестен размер совместно нажитого состояния. Мол, СМИ подсчитали, насколько богат Дмитрий Фирташ и бывшая супруга решила судиться. Очевидно, что подобные заявления – бред. Как могла Мария Фирташ не иметь представления о размерах совместного бизнеса с собственным супругом?
Поэтому мы, в том числе, заинтересованы и в справедливой, объективной оценке состояния Фирташа. Озвученная нами цифра в 3,4 миллиарда долларов практически совпадает с оценками экспертов и СМИ. И это – лишнее подтверждение нашей правоты.
- О Дмитрии Фирташе говорят многое. В том числе и о том, что он близок с первыми лицами государства… Не боитесь проиграть?
Боимся ли?.. Знаете, то отдельная тема, о которой я пока умолчу – то, какое количество провокаций и подлости уже было совершено против Марии Фирташ за время судебного процесса. Нет, мы не боимся.
В конце концов, есть Европейский Суд, свободный от коррупции и влияния «сверху». И еще, что немаловажно – как адвокат, могу вас заверить: случай с Марией Фирташ – далеко не единственный в своем роде. Вспомните историю развода той же Маргариты Червоненко, и какой резонанс приобрела ее инициатива по защите прав женщин, переживших, скажем так, VIP-развод. Мы тоже хотим сломать эту тенденцию.
Хотим, чтобы общество уяснило: если успешные и состоятельные женщины после развода могут быть буквально ограбленной бывшим супругом – чего ждать всем остальным?
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом