Нашего Президента история, скорее всего, запомнит, как второго Грозного. В последнее время он то и дело работает на это почетное и исторически небезызвестное прозвище. Началось, как все помнят, с Юлии Тимошенко. СМИ с утра до ночи трезвонили о борьбе, противостоянии, войне и т.д. Секретариата Президента и Кабинета министров Украины. В принципе, все вышеперечисленное продолжается, вот даже новое письмецо к леди Ю на крыльцо доставили, но на этот раз свое негодование украинский суверен увеличил в масштабах. В ющенковскую немилость попали даже не оппоненты, но бывшие «друзья по майдану» - Жвания и Луценко. Да о чем там говорить, если Ющенко даже родного кума не пожалел!?
Почему же все-таки возникли эти конфликты? Михаил Погребинский,директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, считает, что Ющенко убедили в том, что Жвания и Луценко являются его политическими врагами, а к Тимошенко гарант применяет «смесь риторического либерализма и практического популизма» в виде своих писем, чтобы и себя, так сказать, приподнять, и Владимировну ткнуть носом. Разобраться в том, во что выльется или уже выливается происходимое в высших эшелонах украинской власти, ForUm» и попытался с помощью Михаила Борисовича.
- Президент Украины Виктор Ющенко в очередной раз написал письмо Тимошенко. На этот раз Гарант Конституции просит премьера разобраться в вопросах социальной политики, после чего леди Ю должна отчитаться. Как вы считаете, зачем Ющенко в очередной раз «колет» Главу Кабмина?
- Ничего нового в этом нет. Традиционно Президент у нас считается либеральным экономистом и иногда он произносит вполне либеральные вещи и требования. Параллельно он требует от правительства внести изменения в бюджет, изменить социальные показатели, мотивируя это тем, что, мол, была инфляция, значит, согласно закону, их нужно увеличить. Но проблема в том, что их нельзя увеличивать, а нужно контролировать, то есть уменьшать, чтобы сдержать инфляцию.
Здесь просматривается некая смесь риторического либерализма с практическим популизмом. Президент хочет, с одной стороны, чтобы его полюбил маленький украинец, а с другой, он, как либеральный экономист, рассуждает, что Тимошенко использует нелиберальные методы - ограничения и прочее.
Тот факт, что Ющенко опять направляет письма, говорит не о том, что он хочет чего-то добиться от правительства, а что хочет засвидетельствовать перед обществом, как он о нем заботится, ведь ему хочется снова быть Президентом. И в этом большая проблема. Любая переписка такого рода не предполагает конкретных действий для вылечивания украинской экономики или для выхода из кризиса. Она предполагает укрепление своих позиций потенциального кандидата в президенты и поддержку имиджа противостояния, мол, вот я не могу договориться, то хотя бы письма пишу.
Борьба между Тимошенко и Ющенко не остановилась, она продолжается. Сейчас Президент предполагает, что после киевских выборов позиции Тимошенко ослабели, поэтому он будет давить на них и дальше.
- По-вашему, как отреагирует на это Тимошенко?
- Я считаю, что у Тимошенко нет другого выхода, кроме как наступать. В защите выиграть невозможно. Если премьер хочет какой-то победы, то она должна реализовать задуманные ею планы, способные, по крайней мере, с ее точки зрения, помочь выходу из кризиса. Поскольку Ющенко препятствует реализации этих планов, единственный выход – наступление.
Борьба, она и есть борьба, - это поиск партнеров для противостояния и использование всех законных рычагов, которые ограничили бы своеволие первого в государстве лица и самодурство его окружения.
- Борьба будет продолжаться, так? Неужели нельзя как-то договориться?
- Договориться нельзя, поскольку оба хотят быть руководителями исполнительной власти. У Тимошенко хотя бы есть на это полные основания, потому что по закону правительство является высшим органом исполнительной власти. Ющенко же вмешивается в такие экономические детали, которые уж точно, даже учитывая последние законы о Кабинете министров, не находятся в его компетенции.
Я думаю, что остановить борьбу возможно единственным путем: чтобы один из них – Тимошенко или Ющенко – четко сказал «Я не иду в президенты!». Но, похоже, этого не будет. Ющенко почему-то думает, что у него есть шансы переизбраться на второй срок. Лично я считаю, что его шансы равны нулю.
- Как вы думаете, почему Ющенко поссорился со своим кумом Жванией? Ведь высказывания Жвании уже негативно влияют на имидж Президента, да и на рейтинг тоже.
- Жвания –один из героев оранжевой революции, руководитель штаба президентской компании Ющенка, близкий ему человек, кум…
С какого-то момента, благодаря, как я понимаю, козням Секретариата Президента, Ющенко убедили в том, что Жвания теперь уже не верен своему суверену, что он готов сделать ставку на Тимошенко, поскольку считает, что Ющенко добудет срок, а после него будет другой Президент.
И хотя, я тоже думаю, что Ющенко больше не быть Президентом, видимо, для него самого то, что так считает Жвания, является достаточным, чтобы считать его предателем и начать против него действия. Естественно, это все подогревается окружением Президента.
Кроме того, Жвания оказывает влияние на часть фракции, в том числе путем спонсирования части НУ-НС: «Народную самооборону», как я понимаю, содержит он. Поэтому Президент рассматривает НС как пятую колону в его лагере, как потенциального противника на будущих выборах, как партнера Тимошенко против него. Согласно его логике, Жвания есть его политическим противником, поэтому Ющенко и действует по принципу «друзьям – все, а врагам – закон»: у друзей все будет хорошо и мы их прикроем, а для политических врагов, к которым сейчас относится Жвания, мы будем цепляться за каждую запятую, чтобы только создать им проблемы. Понятно, что здесь двойная мораль: если бы у нас действительно был один закон для всех, то многие люди из окружения Виктора Андреевича имели бы проблемы с правосудием.
Мне кажется, что похожих по агрессивности и очевидности санкций в предыдущую эпоху не было, хотя тогда власть была сконцентрирована в одних руках и Кучма мог миловать или не миловать.
Хочу сказать, что Жвании я - не друг и не брат, наоборот, вечно являюсь его политическим оппонентом, поэтому ни коем образом не сочувствую тому делу, которому он служит. Но, тем не менее, я считаю, что история со Жванией должна стать неким краеугольным камнем для украинского политического класса и украинского общества: если позволят сейчас добить Жванию, то это будет означать, что страна стремительно скатится к правовому беспределу, к полной авторитарной структуре.
- А какая, по-вашему, политическая целесообразность дела с министром внутренних дел Юрием Луценко, на которого ГПУ завела два уголовных дела? Глава МВД считает, что именно по наводке «первого лица в государстве» ему «лепят уголовщину».
- Юрий Луценко – это просто человек, который работает со Жванией, под его крылом, поэтому он и рассматривается командой окружения Президента точно так же, как политический враг. Балога и другие убедили Президента, что Луценко – его политический враг, что на Луценко он рассчитывать больше не может. Причем здесь используют принцип « бей своих, чтобы чужие боялись». Теперь нужно довести до конца любую акцию против предателя, а Луценко именно так и рассматривается, чтобы люди из других лагерей понимали, чем это может кончится.
Мне кажется, что эта свобода рук, которая сейчас есть у команды Президента, в значительной мере обусловлена тем, что они имеют какие-то негласные теневые договоренности о поддержке с частью из Партии регионов. Воевать против всех Президент с Секретариатом не мог бы, значит они заручаются поддержкой части ПР для войны против оппонентов. Но эти друзья Президента из «Регионов» что-то никак не научатся на опыте историческом: сегодня они друзья, завтра они станут политическими противниками и точно так же с ними разберутся, как вчера с Колесниковым, как сегодня с Жванией, как завтра снова с Колесниковым… Вот это и поражает.
- Такая политическая расправа с Жванией и Луценко может как-то повлиять на стабильность парламентского большинства? Возможно ли переформатирование коалиционного большинства?
- Насчет стабильности говорить не приходится, потому что парламентское большинство в редчайших случаях голосовало совместно, а значит, фактически его не было. Мне даже кажется, если бы не было никакого парламентского большинство, то можно было бы принять гораздо больше законов 300 голосами, чем в данной ситуации с практически неработающим парламентом. О парламентском большинстве надо было бы забыть уже тогда, когда Балога начал выводить из него своих людей.
Что касается юридических аспектов, то, я думаю, что даже если из НУ-НС выйдет «Самооборона» и ЕЦ, все равно это не будет половина фракции. Ведь, насколько я понимаю, юридически, чтобы разрушить коалицию нужно, чтобы половина фракции проголосовала за выход из нее, тогда Тимошенко становится нелегитимным премьером и можно поставить вопрос об отставке премьера. Юридически вопрос о переформатировании коалиции не стоит и потому, что половина НУ-НС не готова к этому и, тем более, она не готова объединиться с ПР.
Кстати, ПР должна это поддержать, иначе голосов не хватит. Мне ничего не известно о готовности ПР это поддержать. Более того, я думаю, что большинство «регионалов» не готово сейчас голосовать за отставку Тимошенко, поскольку их интерес в том, чтобы дождаться падения ее рейтинга (пока этого нет, есть только разговоры). Они заинтересованы в том, чтобы этот момент отложить.
- Поражение БЮТ на киевских выборах может свидетельствовать о падении рейтинга Тимошенко?
- Я не считаю, что поражение Тимошенко на киевских выборах существенно скажется на ее общем украинском рейтинге. Почему? Потому что для того, чтобы рейтинг значимо уменьшился, нужно чтобы было куда перетекать этим сторонникам. Очень малое количество людей просто отказывает в доверии всем. Для того, чтобы у Тимошенко рейтинг уменьшился, нужно, чтобы у кого-то из ее конкурентов он увеличился. Но люди, которые разочарованы в Тимошенко, еще больше разочарованы в Ющенко, поэтому у них нет никаких оснований, уходить от Тимошенко к Ющенко. Не думаю, что киевское поражение каким-то образом скажется на рейтинге Тимошенко.
- А как на счет рейтинга НУ-НС? Эта политическая сила не прошла вообще…
- НУ-НС переживает распад и я думаю, что этот проект вообще в стадии умирания.
- То есть на будущих парламентских выборах НУ-НС не сможет набрать свои 3%?
- Более того… Я считаю, что НУ-НС не будет на следующих парламентских выборах, по крайней мере, в том виде, в котором оно сейчас. НС, как они об этом сказали, там уже точно не будет. Останется ли «Наша Украина» - это большой вопрос, поскольку ее часть склоняется скорее к поддержке Тимошенко, нежели Ющенко.
Мне кажется, что у НУ уже нет шансов на выздоровление. Скорее всего, на этом месте будет образован какой-то новый проект. Не думаю, что какие-то перспективы есть у ЕЦ. Появится какой-то новый проект, новое наследство и если его возглавит Ющенко, то он имеет шансы набрать свои 8-9% на следующих парламентских выборах.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом