Нужна ли Украине парламентская республика? Президент, видимо, считает, что нет. Люди сведущие приравнивают будущие его полномочия с властью королевы Англии, только что-то Главу государства совсем не прельщает этот почетный статус. А проющенковкая «Наша Украина» так нервничает, что даже заявляет о развале коалиции. Но, как говорит нардеп из БЮТ Валерий Писаренко, боятся-то нечего, - короля, то есть Президента, не оставят голым. «Он будет у нас одетым», - заверяет он.
Что же такое эта конституционная реформа – кнут или пряничек для Украины? Какие плюсы и минусы ее проведения? Не разорвет ли она и без того не совсем крепкую коалиционную дружбу? Об этом ForUm’у и рассказал Валерий Владимирович.
- Как вы считаете, что или кто сейчас угрожает существованию коалиции?
- Мне кажется, что сейчас коалиции может угрожать только следующие президентские выборы в 2010 году и амбиции, которые с каждым днем увеличиваются у кандидатов на этот пост.
- Арсений Яценюк неоднократно подчеркивал, что благодаря именно ему коалиция пока существует. Спикера ВРУ можно назвать спасителем демкоалиции?
- Я бы не стал поддерживать спикера в этом заявлении. Мне кажется, что все-таки на сегодняшней день коалицию сохраняет скорее позиция БЮТ: наше нереагирование на те выпады, которые ежедневно звучат в сторону правительства, сформированного, кстати, не только Тимошенко, но и всей демократической коалицией.
Если бы Яценюк четче составлял повестку дня и включал те вопросы, которые на сегодняшний день действительно беспокоят всех членов демократической коалиции, то он действительно мог бы укрепить коалицию.
- И спикер Верховной Рады, и премьер-министр Украины не исключают возможности проведения досрочных парламентских выборов. Что может поставить жирный крест на существовании ВРУ VI созыва?
- Перевыборы, которые сегодня «висят» над Верховной Радой VI созыва, будут отличительными хотя бы тем, что речь будет идти не о самой необходимости роспуска членов парламента в связи с его недееспособностью или какими-то коррупционными скандалами, а это будут перевыборы, связанные с необходимостью изменения системы власти, и вызванные изменениями к Конституции. Другой причины для перевыборов, кроме этой, я пока не вижу.
- Нестор Шуфрич называет дату для перевыборов парламента - 30 сентября. Она реальна?
- Шуфрич скорее имел в виду дату возможного решения о перевыборах. Но я бы сказал немножко уточняюще – решение о перевыборах может быть принято не раньше 26 ноября, когда фактически приняли присягу депутаты VI созыва. Это тот день, когда может быть поставлен вопрос о перевыборах, но в любом случае, опять возвращаясь к тому, что основанием будут и могут быть только конституционные изменения, я считаю, что вряд ли это будет решено осенью этого года. Мне кажется, что, все-таки, это будет более поздний период.
- Юлия Тимошенко надеется, что после пасхальных праздников ВРУ проголосует за изменения в Конституцию, после которых Украина станет парламентской республикой и у нас все «будет, как в Германии». Действительно ли этот проект закона должен рассматриваться в первую очередь, как говорит премьер?
- На сегодняшний день еще нет этого законопроекта. Сейчас важно, насколько активно поработают народные депутаты в округах и комитетах за эти три недели. Если будут наработаны такие предложения, которые могут быть внесены уже с первой пленарной недели в парламент, то, в принципе, позиция премьера вполне реалистична к исполнению и, я думаю, что можно говорить об утверждении конституционных изменений в первом чтении.
- Этой конституционной реформой «БЮТ, «регионалы» и коммунисты сегодня хотят окончательно отобрать полномочия у Президента и передать их партийным фракциям парламента и какому-то «канцлеру», который этими фракциями будет назначаться», как об этом говорит Вячеслав Кириленко?
- БЮТ не собирается передавать президентские полномочия никакому канцлеру.
Относительно того, что у Президента кто-то что-то отбирает… Президент пользуется своими полномочиями только на протяжении того срока, на который его избирают люди, и, учитывая то, что вся власть в Украине принадлежит народу, ее распределение не должно беспокоить то или иное лицо. Если отдельных лиц беспокоит то, сколько они имеют полномочий, то это уже называется узурпацией власти.
У Тимошенко нет сегодня каких-то претензий на президентские полномочия, более того, согласно тем идеям, которые выдвинуты нашей политсилой, сама должность Президента не ликвидируется. Речь идет об усилении роли парламента.
Если говорить об отношениях премьер-министра и Президента, то существенно полномочия премьера не увеличиваются. Единственное – мы наконец поставим точку в вопросе полномочий и взаимоотношений между этими высшими должностными лицами, мы сделаем так, чтобы больше никогда не было спора относительно того, кто чем занимается в этой стране.
- Есть мнение, что после конституционных изменений полномочия Президента будут сравнимы с полномочиями королевы Англии. Как вы думаете, Ющенко согласится на «статус английской королевы»?
- У него будет, как минимум, статус английского короля…
Хочу заметить, что на сегодняшний день, английская королева имеет немало способов влияния на политическую жизнь в стране. Но мы говорим о том, что президентская вертикаль власти остается со значительными полномочиями, такими, как гарантирование выполнения положений Конституции разными ветвями власти. Более того, мы отмечаем необходимость оставить за Президентом возможность роспуска парламента, а это достаточно сильное полномочие по контролю законодательной власти. Кроме того, у Президента останутся полномочия по назначению отдельных высокопоставленных лиц в правительстве и т.д.
Мы обеспечим, чтобы должность Президента в конечном итоге не осталась «голой». Президент у нас будет «одетый» и с достаточными полномочиями для осуществления своих функций.
- Какие плюсы и минусы вы видите в переходе нашего государства на парламентскую форму правления?
- Те конституционные изменения, которые вступили в силу в 2006 году, уже привели к тому, что де-юре Украина уже стала парламентской республикой. К сожалению, де-факто еще не разграничили полномочия тех институций, которые сегодня также принимают участие в управлении страной. В силу этого мы получили проблемы, с которыми боремся уже два года. Именно поэтому, я думаю, что главным позитивом этих изменений будет то, что четко будет распределено, кто за что отвечает и кто что делает.
Мы четко разграничим полномочия законодательной, исполнительной и судебной ветви власти. Судебная власть будет реально независима от других ветвей власти, но при этом, она не будет оставаться безнаказанной. Исполнительная власть будет отвечать за экономику и при этом другие даже не органы власти, а какие-то технические учреждения, не будут рассказывать, где надо уменьшить ВВП или увеличить инфляцию… Мы сделаем все, чтобы парламент спокойно работал в законодательной зоне, и не был каждый день «под дамокловым мечом» того или иного государственного лица, которое может проснуться в плохом настроении и его распустить.
На этих вопросах будет поставлена большая жирная точка и тогда, я надеюсь, граждане Украины перестанут смотреть заседания ВРУ, как мыльную оперу, и мы перейдем к тому, что внимание людей будет обращено на передачи, не связанные с политикой.
- Сколько, по-вашему, будет еще длится президентско-премьерская война? Каково ее логическое завершение?
- Все, наверное, заметили, что сейчас идет не президентско-премьерская война, а война свиты Президента, которая боится потерять контроль над чиновниками, полученный в результате доступа к «телу» Президента. На местах они занимаются коррупционной и преступной деятельностью. Эта свита бросает тень на Президента и постепенно натягивает железный занавес между Ющенко и Тимошенко.
Я думаю, что Тимошенко не допустит того, чтобы действия этих «свитских тусовок» привели к коллапсу ее взаимоотношений с Ющенко. Более того мы сделаем все, чтобы пролить свет на ту тьму, в которой оказался Президент. Я понимаю, что он просто не всегда может заметить то, насколько неадекватно готовятся его документы, которые побуждают его подписывать неконституционные указы, например, указ о Семенюк. Сегодня Тимошенко остается самым главным борцом за хорошие отношения с Виктором Ющенко.
- Иван Стойко заявил, что «Наша Украина» будет поднимать вопрос о роспуске коалиции в случае создания в Верховной Раде Временнойспециальной комиссии по наработке изменений в Конституцию. Что вы можете сказать по этому поводу?
Я не слышал о том, что Иван Стойко является спикером от «Нашей Украины». Мне кажется, что если такое заявление должно было появится, его следовало бы огласить как минимум лидеру фракции и только после заседания НУ-НС. Знаете, когда дует ветер, дерево стоит, а качаются отдельные его ветки. Тоже самое происходит с демократической коалицией. Но я уверен, что это дерево будет стоять до конца VI созыва.
Сегодня нет никаких оснований для того, чтобы парламентская коалиция была распущена. Да и кем она может быть распущена? Я бы хотел посмотреть на тех 37 депутатов из НУ, которые смогут поднять руку и выйти из демкоалиции. Конечно, есть отдельные люди, которые пытаются раскачать ситуацию внутри, но это не такой сильный ветер, который мог бы пригнуть наше «дерево» к земле.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом