Уже давно не секрет, что коалиция существует только формально, как говорится, в сказке. В реальной жизни БЮТ и НУ-НС не устают обмениваться обвинениями и договариваться по ключевым вопросам, судя по всему, не собираются. Недавно прозвучало заявление Юлии Тимошенко о том, что в Украине необходимо ввести парламентскую республику, «сгармонизировать и упорядочить власть». НУ-НС отреагировала на это с поразительно быстротой. Лидер фракции Вячеслав Кириленко обвинил БЮТ, «регионалов» и коммунистов в попытке отобрать полномочия у Президента.

О том, что ожидает парламент в случае официального распада демократической коалиции, о возможном переформатировании коалиции и о вероятности принятия изменений в Конституцию в сторону парламентской республики рассказал в интервью корреспонденту ForUm’а народный депутат Украины VI созыва, член фракции Блока Литвина Олег Зарубинский.

- Олег Александрович, сейчас бытует мнение, что коалиция может официально распасться. Что ожидает парламент тогда?

- Для официального распада коалиции нужно, чтобы одна из двух фракций, которая является членом коалиции, официально приняла решение о своем выходе. Необходимо, чтобы на заседании фракции проголосовало больше половины депутатов. В данный момент мне сложно представить, что в НУ-НС наберется 37 человек, которые смогут проголосовать за выход из коалиции. Это маловероятно. Так что подобная «тягомотина» будет длиться еще очень долго.

Если все-таки подобное произойдет, новая коалиция должна будет образоваться в течение месяца. Говорить о том, что в случае распада действующей коалиции, невозможен другой формат, абсолютно безосновательно. Создание нового формата коалиции в нынешнем созыве возможно.

Если, например, НУ-НС выйдет из коалиции, останутся четыре партии, которые смогут принимать решение о создании новой коалиции. Принимая во внимание риторику НУ-НС о категорической невозможности их союза с коммунистами, можно предположить, что КПУ будет выведена из этого круга (хотя по целому ряду голосований, НУ-НС работала с коммунистами заодно). Методом исключения остается три политические силы: НУ-НС, БЛ и ПР.

- Насколько вероятно то, что из коалиции выйдет БЮТ?

- Не хочу показаться банальным, но вынужден повториться, что у нас возможно все, что угодно. В этом случае, коалиция с регионами для БЮТ, скорее всего, невозможна из-за публичной риторики и электората.

Вариант выхода БЮТ из коалиции можно рассматривать только в том случае, если БЮТ окончательно решит «педалировать» вопрос о досрочных парламентских выборах. Но тут может произойти серьезная ошибка. В нынешней ситуации сложно сделать так, чтобы парламент был распущен, если в этом не будет заинтересован Президент. Мне кажется, он не очень хочет досрочных парламентских выборов. Поэтому даже сложение 150 мандатов, как это было в предыдущем созыве, в этот раз может не сыграть свою роль. Распускать парламент или нет, зависит от Ющенко.

Кроме того, решение Конституционного суда о том, что отсутствие 300 депутатов приводит к неполномочию ВР, спорно. Где сказано, что парламент на каждой сессии должен принимать изменения в Конституцию? Что касается преодоления президентского вето, то зачем это будет нужно, если Ющенко будет заинтересован в подписании принимаемых 226 депутатами законов?

- Если все-таки допустить проведения досрочных парламентских выборов, поменяется ли существенно состав Верховной Рады?

- Я думаю, все пять политических партий, которые представлены сегодня в парламенте, пройдут. Каково будет соотношение между ними, вопрос сложный. Те, кто думает, что сегодня они на пике электоральной формы, могут сильно ошибиться. Даже если сейчас будут оглашены выборы, они пройдут не меньше, чем через 60 дней. Цены в магазинах, на рынках, повышение бытовой цены на газ уже с первого мая – это серьезные аргументы, не в пользу тех, кто сегодня считает себя лидером электоральной поддержки.

Думаю, что рейтинги трех самых больших политсил существенно уменьшатся.

- Юлия Тимошенко считает, что в ближайшее время украинский парламент может внести изменения в Конституцию и ввести в Украине парламентскую форму правления. Это возможно?

- С сожалением должен констатировать, что изменения в Конституцию превратились в инструмент политического шантажа и давления на своих оппонентов. Сегодня изменения в Основной закон не рассматриваются теми, кто их инициирует, как улучшение общественного здоровья и экономического роста. Все крутится в треугольнике перетягивания властных полномочий между Президентом, парламентом и Кабинетом министров.

Технологически возможно ввести парламентскую республику. БЮТ и ПР заинтересованы в том, чтобы это сделать. Есть больше 300 кнопок, которые могут провести изменения в Конституцию. Но если такое произойдет, это вызовет серьезное противостояние, которое может перекинуться на противостояние в обществе. Ясно, что президентская сторона молчать не будет.

- Говорят о том, что Юлия Владимировна делает все, чтобы Ющенко отправил ее в отставку. По-вашему, премьеру выгодно уходить сейчас?

- Я называю это ситуацию «и хочется, и колется». Хочется потому, что Юлия Тимошенко понимает, что рейтинги падают. Чем дальше люди будут ходить в магазины и видеть, что выданная тысяча гривен не только не помогла лучше жить, но давно проедена, а цены растут, тем больше будет падать поддержка БЮТ.

Но Юлия Владимировна не одна пришла к власти. В доходные, теплые, авторитетные кресла сели очень серьезные люди, которые спонсировали ее избирательную кампанию. Опять попасть в ситуацию неопределенности (а любые выборы – это неопределенность, сегмент лотерейности) они не хотят. Вот это и называется «колется».

- Министерство иностранных дел Украины направила в штаб-квартиру ООН очередное послание. В нем организацию просят помочь ограничить антиукраинские заявления, которые делают официальные лица России. Какие последствия это может иметь?

- Это серьезный акт, поскольку там применены довольно жесткие формулировки. У меня нет полной информации об идентичности высказываний, сделанных во время разговора Путина с Бушем, и заявлений со стороны высших военных чиновников России. Если Украина пошла на то, чтобы отправлять подобный документ в ООН, очевидно, были получены доказательства.

Сейчас сложно говорить о реакции мирового сообщества, но никто не любит, когда кто-то бряцает оружием. В такой ситуации подавляющее большинство стран ООН, пусть неофициально, могут поддержать украинскую сторону потому, что Украина в данной ситуации оказалась жертвой.

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4940