Кажется, украинский парламент наконец-то вошел в рабочую струю. Депутаты, поднакопившие сил за несколько месяцев бездеятельности, принимают законы один за другим. Спикер начал хвалить народных избранников за работоспособность, сплоченность во время голосований, и даже сравнивать со стахановцами.

Одним из важных решений ВРУ в четверг стала ратификация протокола о вступлении Украины в ВТО. Народный депутат из фракции НУ-НС Лилия Григорович в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’а сообщила о том, что плюсов от вступления в эту организацию больше, чем минусов, и что украинцам надо вначале провести ликнеп в части истории государства, а потом уже проводить референдум по НАТО.

Кроме того, нардеп посоветовала России «не расставлять широко руки», чтобы не потерять то, что она уже имеет.

- Лилия Степановна, в пятницу в парламенте состоялся Час вопросов к правительству. Вам не кажется, что отчет Кабмина сильно напомнил отчет на 100 дней работы правительства? И вообще, какое впечатление он на Вас произвел?

- Как всегда, блестящая логика и риторика премьер-министра. Но когда речь идет об отдельных показателях, то одни хорошие, как выплата сбережений, другие плохие, как растущие показатели инфляции. Кстати, хочу отметить ради объективности, что это началось не с приходом правительства Тимошенко, а было и в эпоху правительства Януковича. Еще один отрицательный показатель - рост цен. Он, безусловно, имеет место и в мире, и в Украине, но в Украине быстрее.

На мой взгляд, большой проблемой в Украине является то, что у нас изменилась общественная экономическая формация, но у нас нет среднего класса, как у какого-то латиноамериканского государства. И это – огромная трагедия, потому что средний класс – это залог необратимости демократических изменений, защиты национальных интересов и благополучия общества. Почему у нас сегодня его нет? Потому что средний класс – это самодостаточные юристы, врачи, ученые, средние и мелкие предприниматели. Но мы не создаем законодательной базы, которая бы способствовала их прогрессу. Я не говорю, что мы его породим изменениями в бюджет, который мы предлагаем, но, по крайней мере, мы защитим очень много людей от инфляции, которая, по сути, уменьшает их доходы и возможность купить те или иные продукты.

Как последовательный коалициант, я рада тому, что такой отчет Кабмина состоялся. Безусловно, не бывает так, чтобы отчет был идеальным или безупречным.

Сегодня Юлия Владимировна подчеркнула: картинка по телевизору такая, что обыватель замирает перед экраном и только молит «Наша Украина»! Не выйдите из коалиции! Дайте что-то сделать!». Я тоже очень хочу что-то сделать - не только в смысле выплаты сбережений, а и много других изменений, которые волнуют сегодня общество.

Я – врач, а в коалиционном соглашении написано, что мы должны принять закон об общеобязательном государственном медицинском социальном страховании. Этот закон подан 18 декабря, в тот день, когда выбирали премьера. Сегодня нарабатывается какая-то новая концепция, и мне бы хотелось, чтобы Кабмин Тимошенко действительно был самым «социальным» правительством, и не допустил того, чтобы на рынок медицинского общеобязательного государственного социального страхования были выпущены частные страховые компании. Потому что это уже будет не социальный вариант, а коммерческий.

Кабмин «гоняет» посредников с газового рынка, что я полностью поддерживаю, так же точно мы не должны допускать их и на рынок обязательного страхования. А добровольно – пожалуйста, сколько угодно. Почему это так необходимо сделать? Потому нас уже даже не 47 миллионов. Если наша медицинская отрасль будет такой как сейчас, то, конечно, логика понятна. Частные страховые компании хотят страховать народных депутатов, пожарников, железнодорожников, работников МЧС. А я хочу дать вариант доступа (и наш закон это дает) для людей, которые живут в нечерноземной зоне Полесья, в регрессивных городках Донецкой области и так далее.

Сегодня я задала этот вопрос и услышала ответ, что какая-то группа должна нарабатывать какую-то концепцию. И я встревожена, потому что я, как хочу, чтобы всем выплатили сбережения, так же искренне хочу, чтобы, наконец, настали изменения в системе здравоохранения. 1000 гривен сбережений сегодня есть, а завтра нет. А доступная система здравоохранения – это инвестиция для мощной, здоровой, сильной нации.

- Как Вы считаете, такой Час вопросов к правительству должен стать традиционным?

- Я думаю, что такое должно проводиться. Ну, не каждую неделю, но хотя бы каждый месяц. Если они будут докладывать каждую неделю, им слишком мало времени останется для работы.

- Вчера парламент ратифицировал протокол о вступлении Украины в ВТО. Все признают, что это несет с собой как плюсы, так и минусы. Все-таки, чего будет больше – позитива или негатива?

- А где Вы видели сплошные плюсы? Сплошных плюсов нет ни в какой ситуации, даже при рождении ребенка. Но плюсов тут намного больше.

Почему все «летят» в ВТО? Именно потому, что плюсов больше, потому, что это толчок, катализатор для производства, для увеличения доходной части бюджета, для конкурентоспособности, в конце концов.

Плюсов больше во всем, кроме сельского хозяйства, о котором уже говорено-переговорено. Оно пострадает, если мы не будем на протяжении пяти лет, которые нам отведены, принимать предостерегающие меры, чтобы этого не случилось.

- Какие должны приниматься меры, кроме предусмотренных трех млрд. гривен дотаций?

- Предостерегающие меры – это та программа и меры на уровне налогов, механизмов поддержки местного производителя, которые сформирует правительство. Это протокольные решения и поручения правительства, как эти три миллиарда использовать.

- Президент уверен, что Украина в декабре этого года присоединится к ПДЧ, в то время как Россия считает иначе. Кто все-таки прав?

- Были такие политики, которые были уверены, что коммунизм победит во всем мире. Они ошиблись. Были такие, которые утверждали, что Бога нет – и их страна рухнула. Поэтому не всегда то, что говорят политики, даже если они лидеры стран Большой восьмерки, сбывается. А сбывается то, что является объективной органичной потребностью народа. Органической потребностью украинского народа является, чтобы у нас никто не забирал Косу Тузлу, чтобы никто не говорил, что у Украины нужно забрать часть территории, чтобы на нелимитированных границах между Украиной и Россией не было полевых стежек-дорожек, по которым грузовики возят контрабанду… И это объединяет нацию. Таких казусов нет в странах, у которых есть коллективный формат евроатлантической безопасности.

Когда больной с диагнозом «тяжелая форма амнезии» встает с постели, подходит к зеркалу, смотрит, и не узнает себя, то он недееспособен. Сегодня наше общество недееспобосно, потому что оно напоминает человека, потерявшего память. У нас нет сегодня генетической, национальной, родовой памяти. Если бы референдум по НАТО проводился сегодня, 90 процентов людей, идущих на него голосовать, - «распахнутый совок». Это я говорю в первую очередь о себе, потому что я первую половину жизни прожила в «совке», а вторую половину – в независимой Украине. Как Вы думаете, какую я читала историю УРСР? Это была книжечка, которая меня научила, что Павлик Морозов – это очень хорошо, Мазепа и Петлюра – это очень плохо, Бога нет, Советский союз должен быть, а «дядюшка Смит» и НАТО – это большая страшилка.

Как Вы думаете, Иваны без родства могут идти сегодня на референдум решать судьбу и безопасность будущих поколений? У них нет на это никакого права. Поэтому Украина будет в ПДЧ, и за эти пять, восемь или десять лет, мы не только на 80 процентов изменим экономическую, социальную сферы и правосудие, мы еще и историю своей страны прочитаем, пройдем ликнеп и осмысленно пойдем на голосование.

- Россия угрожает, что в таком случае она может инициировать возвращение Крыма. Можно ли это сделать законным путем?

- Конечно, это незаконно. Это не совпадает ни с духом международных договоров, ни со стратегическим договором о партнерстве, ни с соглашением, которое подписала Россия как поручитель, когда Украина отдавала свое ядерное оружие. Это не совпадает также с нормами международного права. Когда человек набирает в две руки покупки, которые помещаются на одном возу, их тяжело удержать. Я бы посоветовала России цепко держать земли башкир и татар, якутов и финнов, карелов и адыгейцев, и многих других народов. Потому что если слишком широко расставлять руки, чтобы что-то схватить, начнет выпадать то, что внутри.

- Почему вообще РФ так боится, что Украина станет членом НАТО?

- Каждая страна, у которой есть тенденция к великодержавному шовинизму, имеет определенные мифы. Миф славянофильства, миф православного проводника… И все эти мифы держатся на «братском союзе трех сестер» - славянских республик. Украина будет абсолютно адаптирована в Европу с самыми добрыми намерениями к РФ, потому что нас абсолютно не интересует ни Кубань, ни Воронежская область с украинским населением. Нас это не интересует, потому что мы – европейцы, и мы признаем целостность границ и после Второй мировой войны, и после подписания соглашения в Беловежской пуще.

Более того, мы даже никогда не упоминаем, почему в не унитарной, а в федеративной стране один государственный язык. Хотя я лично наследовала бы пример президента Путина, который, управляя федеративной страной, имеет один государственный язык. Почему же в унитарной Украине должно быть их два?

Мне кажется, что все эти высказывания РФ – это проявление атавизма великодержавных империй в 21 столетии. Поскольку в мире становится все меньше великодержавных империй, я думаю, что от этого атавизма нужно избавляться. Мир глобализирован, целостен, и мировые процессы сегодня не решаются диктатом каких-то империй. Они решаются на партнерских, взаимовыгодных, прозрачных и понятных схемах.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4191