В высших эшелонах украинской власти все недовольны всеми. Президент пишет гневные письма Тимошенко, премьер в свою очередь пытается «выбить» из-под Черновецкого кресло главы КГГА. А между тем нашу страну накрыла инфляционная «волна». В январе и феврале уровень инфляции составил 5,7% - наивысший показатель за последние восемь лет.

Народный депутат Украины шестого созыва из фракции Партии регионов, заслуженный экономист Украины, бывший глава ФГИУ Михаил Чечетов в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’а рассказал о том, зачем Тимошенко хочет уволить Черновецкого с поста мэра столицы, как остановить инфляцию в Украине, и почему Партия регионов решила выйти из состава Конституционного совета.

- Михаил Васильевич, в среду правительство приняло решение направить Президенту представление об увольнении Леонида Черновецкого с поста КГГА. В свою очередь киевский мэр просит Ющенко отстранить его от исполнения обязанностей председателя КГГА на 10 дней. Как Вы думаете, к чьей просьбе прислушается Глава государства?

- Нам бы хотелось, чтобы Виктор Андреевич действовал в рамках закона и Конституции. Юлия Владимировна руководствуется принципом революционной политической целесообразности. Вот захотелось поменять мэра – давайте поменяем. А для чего идет «смена караула» на поприще градоначальника города Киева? Дело не в земле. Дело в том, что хотят поставить своего руководителя Киева, для того чтобы он мог «хорошо» посчитать голоса в пользу БЮТ на президентских или досрочных парламентских выборах. Вплоть до фальсификации. Все остальное – мишура (земля и так далее).

На сегодняшний день темпы роста экономики в Киеве самые высокие по сравнению с другими городами. В два раза увеличен бюджет. Поэтому тут другие города могут только позавидовать. А Тимошенко нужен «свой» человек, который смог бы обеспечить убедительную победу БЮТ на выборах.

Я думаю, что Президент должен смотреть через призму закона. Господин Балога, который, можно сказать, «глаза и уши Президента», вчера четко сказал, что законных оснований для увольнения Черновецкого нет. Есть закон о столице - городе Киеве. Там сказано, что Президент должен назначить главой администрации мэра, избранного народом. Президент не может лишить его этого статуса, оставив только мэром. Это просто нелогично.

С другой стороны, мэра могут переизбрать, но для этого нужно проводить референдум. Закона о референдуме на сегодняшний день нет. Партия регионов сейчас внесла проект закона о референдуме, в соответствии с которым, если вдруг когда-то наша политическая верхушка попытается переломить волю народа и силой втянуть Украину в НАТО, то нужно будет провести референдум. Если этот закон будет принят, то можно будет говорить о возможности проведения референдума по отставке мэра.

Что касается криминального оттенка этого вопроса, когда пытаются сказать, что там были нарушения закона, я хочу отметить, что даже человек, который мало-мальски знаком с юриспруденцией, знает, что у нас существует презумпция невиновности. То есть не человек должен доказывать, что он не виноват, а правоохранительные органы должны доказать его вину. Поэтому на сегодняшний день пока нет никаких оснований говорить о том, что можно рассматривать поведение мэра через призму Уголовного кодекса. И господин Балога об этом сказал. А когда Тимошенко говорит, что такие основания есть, получается, что она как бы обвиняет Президента в том, что он укрывает коррупцию в Киеве.

Повторяю – это надуманный вопрос, попытка поставить своего «карманного» мэра.

- Вы имеете в виду Юрия Луценко?

- Я думаю, что сегодня Луценко и Тимошенко – это брат и сестра-близнецы. Я не знаю, кого они будут выставлять. Но, наверное, они будут вкладывать деньги в того человека, который был бы «проходимым», и которого можно было бы «провести» за деньги на пост мэра Киева. И еще – он должен быть управляемым, чтобы отрабатывал то, что его посадили в кресло мэра.

- Фракция БЮТ в ВР призывает все парламентские фракции поддержать решение правительства о необходимости срочного отстранения Черновецкого от должности председателя КГГА. Партия регионов поддержит решение Кабмина?

- На заседании Кабмина пять министров не проголосовали за увольнение Черновецкого. В том числе и министр юстиции. Человек, который больше всех разбирается в юридических вопросах, не проголосовал. Он же понимает, что это просто глупость. Это значит расписаться в абсолютном отсутствии профессионализма и в своей некомпетентности. Он не смог переступить через это, учитывая то, что Онищук – очень порядочный человек.

ПР считает, что нет законодательных оснований для смены мэра, поскольку нет такого закона. А если по результатам проверки, допустим, будет доказана его вина, и он будет привлечен к уголовной ответственности, тогда он может быть отстранен для проведения расследования. Но пока никаких фактов нет. Здесь есть только чистая политическая целесообразность.

- Почему Партия регионов решила выйти из состава Конституционного совета?

- Одна из главных причин политического противостояния в обществе – незавершенность конституционного процесса. Поэтому в прошлом году его надо было завершить, а потом уже проводить выборы. Мы же говорили: выборы проблемы не решат. Вот прошли выборы – что поменялось? Еще хуже стало.

Мы – уникальная страна. Мы живем сразу по двум Конституциям. При Кучме у нас была президентско-парламентская форма правления при Кучме, когда во главе вертикали исполнительной власти стоял Президент. «Помаранчевой» команде казалось, что у Кучмы очень много полномочий. Они говорили: давайте мы заберем полномочия у Президента, демократизируем форму правления, и превратим в ее парламентскую, как в Европе. По их инициативе провели политреформу и перераспределили полномочия, переформатировали государственное устройство. Форма правления стала парламентско-президентской, и центр власти сместился в парламент и в Кабмин. Но реформу-то провели «половинчатую», на верхнем уровне. А на уровне регионов реформу до конца не довели. На уровне регионов Президент назначает губернаторов, то есть там, по сути дела, Конституция президентско-парламентская. А в Киеве вроде парламентско-президентская.

Нужно завершить конституционный процесс. Но в его завершение каждый вкладывает свое. Допустим, ПР считает, что нужно довести до конца политреформу прежде всего на региональном уровне и перейти к формату парламентско-президентской республики, где центр тяжести власти будет смещен в парламент и в Кабинет министров. Коммунисты и Блок Литвина не разделяют философию принятия президентской Конституции. Что касается Тимошенко, она говорила, что нужно спросить у людей, какую мы хотим строить концепцию – парламентскую или президентскую. А потом, когда люди скажут, тогда мы и напишем Конституцию «под заказ». У нее такая логика – тоже нормально, она где-то права. Ну, и Тимошенко заявила, что поскольку Конституцию будет принимать парламент, то он однозначно примет только парламентскую Конституцию, чтобы не было «двуначалия», двух центров принятия решений, двух Кабминов – на Грушевского и на Банковой.

Оказалось, что четыре парламентские фракции из пяти заняли одинаковую позицию. И только НУ-НС поддержала президентскую республику.

Завершение конституционного процесса может, с одной стороны, объединить страну, а может углубить противоречия вплоть до раскола. Так вот нужно сделать так, чтобы завершение конституционного процесса было мощным объединительным импульсом для страны. Так получится только тогда, когда будет достигнут консенсус, единое видение политических сил украинского политикума по философии, по содержанию конституционного документа. Но если же какая-то ветвь власти или какая-то политическая сила попытается, используя админресурс, навязать свое видение, свое содержание, свою философию Конституции, а половина украинского политикума будет против, то попытка «протянуть» такую Конституцию еще более отдалит левый и правый берега Днепра, еще более расколет Украину. Этого делать нельзя.

По идее, Конституцию нужно было в завершение конституционного процесса отдать парламенту. Парламент создал такую комиссию, привлек юристов, специалистов по конституционному праву, представителей общественности. Этим решил заняться и Президент. Но в составе Конституционного совета народных депутатов около 30 процентов. А остальные 70 процентов, которые ввел туда Президент, настроены однозначно: они хотят только президентскую республику. Подбор членов Совета сделан очень тенденциозно.

Кроме того, мы говорили, что нужно завершить конституционный процесс, довести до конца политреформу на региональном уровне. ПР выступает за то, чтобы отдать серьезные полномочия на местный уровень, дать возможность выстраивать бюджет «снизу», чтобы они не ездили за подачками в Киев. Нам не нужно принимать новую Конституцию. Но Конституционный совет на своем первом заседании даже не стал обсуждать концепцию. По идее, надо было обменяться мнениями – будет парламентско-президентская республика или президентско-парламентская? Но тогда не было никакой дискуссии по этому вопросу, она была свернута. Членов Совета сразу разбили по группам, которые стали заниматься какими-то разделами. И там не просто какие-то правки! Там полностью меняют Конституцию! Поэтому мы в этой бутафории участвовать не хотим.

- Тимошенко уверяет, что уровень инфляции постепенно снижается. Тем не менее, уже за два месяца текущего года эта цифра составила около 5,7%. И это уже больше половины уровня инфляции, заложенного в бюджет на 2008 год (9,6%). Каким будет уровень инфляции к концу года?

- Инфляция раскручивается так, что, наверное, к концу года мы «влезем» в 30 процентов. Это будет самая высокая инфляция за всю историю Украины. И никто ничего об этом не говорит. Почему эти вопросы не рассматривают на Кабмине?

Умножьте 5,7 процентов за два месяца на шесть. Получается 34,2 процента. Арифметика простая. Это катастрофа!

- Какими мерами можно остановить рост инфляции?

- Нужно прекратить раздавать деньги. В чем отличительная черта правительства Януковича от правительства Тимошенко? Правительство Януковича зарабатывало деньги для страны. Правительство Тимошенко тратит эти деньги. Ведь правильно Азаров сказал: 24 миллиарда денег передали. Правительство Януковича могло в прошлом году раздать эти деньги на повышение зарплат, пенсий, для того, чтобы заработать «очки» на выборах. Но на это не пошли, поскольку подошли к вопросу государственно. И передали казну в 24 миллиарда, чтобы можно было расплатиться за газ, спокойно перезимовать и так далее.

Теперь непонятно, где эти 24 миллиарда, все раздается, этих денег нет. Говорят: давайте с молотка пол-Украины продадим! Уже Президент возмутился: да вы что? Продать уникальные объекты для того, чтобы профинансировать бредовые популистские идеи Тимошенко… Они тратить и то толком не умеют! Надо зарабатывать начинать. А они играют в политику: то мэра Киева менять, то мэра Харькова… Это что, проблемы правительства? Это местные проблемы. Причем тут Кабмин?

Экономика была на взлете, на подъеме. Договоренность с Россией по газу была 179,5 долларов. Мы плавно входили в 2008 год. Передали 24 миллиарда на казначейских счетах. И при всем этом за два месяца создать такой хаос! Хаос на газовом рынке, на нефтяном рынке, раскрутка инфляционной спирали… Экономика как будто специально ведется к краху.

Виктор Андреевич – спокойный человек. Но я думаю, что в этот раз у него терпение лопнет не через восемь месяцев, как в 2005 году, когда он вышвырнул Тимошенко из кресла премьера, понимая, что она ведет экономику к краху. В этом году, я думаю, у него нервы не выдержат месяца через полтора, он найдет законодательные основания и отправит премьера в отставку.

За то, что творится в стране, с одной стороны, отвечает правительство, но с другой стороны народ скажет Президенту: Виктор Андреевич, а почему вы смотрите на это сквозь пальцы? Все делается во вред, гробится промышленность, внутренний рынок, предприятия, раскручивается инфляция, хотят продать пол-Украины и этими деньгами «позатыкать» дырки в бюджете… Почему же вы, как Президент, никаких мер не принимаете?

Поэтому Виктору Андреевичу нужно думать о том, как поднять рейтинг. И здесь, я думаю, он должен проявить принципиальность.

- Украина и Россия согласовали цену на газ. С марта по декабрь 2008 года в Украину будет поставлен газ центрально- и среднеазиатского происхождения в объеме не менее 49,8 млрд. кубометров по цене 179,5 долл. за тысячу кубометров. Это хороший результат для Украины?

- На сегодняшний день мы стоим перед тем фактом, что цена на газ благодаря госпоже Тимошенко станет почти европейской. Начав лоббировать интересы тех или иных финансовых корпораций, которые финансировали избирательную кампанию БЮТ, Тимошенко поссорила нас с российскими поставщиками нефти. Сейчас стоят наши нефтеперерабатывающие заводы. Нефти нет, бензин дорожает. Скоро будет шесть гривен, а к осени – семь.

Тот, кто будет везти картошку или мясо на базар, теперь будет закладывать цену бензина в эти продукты. И цена подскочит. Цена на газ тоже войдет в себестоимость продукции.

Мы сейчас входим в ВТО, и нам нужно было бы защищать свой рынок, своих производителей, свои предприятия, поскольку конкуренция будет очень жесткая. Особенно это касается АПК. Так правительство мало того, что ничего не делает для защиты своих производителей, чтобы дать им возможность «мягко» войти в ВТО, оно еще и с другой стороны «добивает» своих товаропроизводителей, поскольку подскочит цена на газ, а это увеличит себестоимость, и наша продукция вообще будет неконкурентоспособной. Предприятия практически станут банкротами.

Но ни инфляция, ни рост цен никого не волнуют. Волнует то мэр Харькова, то мэр Киева и так далее. Партия регионов призывает рассматривать конкретные вопросы. Мы будем ставить вопрос отчета правительства о тех безобразиях, которые творятся на газовом рынке. Благодаря усилиям сегодняшнего правительства мы превратим нашу промышленность в кладбище. Она не выживет при таких ценах на газ! Половина заводов закроется.

В среду состоялось заседание нашего оппозиционного правительства. Жестко стоял вопрос о ситуации на газовом рынке. И мы требуем отчета Кабмина на Верховной Раде со всеми вытекающими последствиями и с привлечением к ответственности тех, кто привел страну к этому беспределу.

- Можно было договориться о более выгодных условиях поставки газа?

- А зачем было договариваться? Не надо было просто вмешиваться. 179,5 было договорено еще Януковичем. В 2004 году был Янукович, цена на газ была 40 долларов, и договорились, что цена будет стабильной до 2012 года. Пришла Тимошенко, поотменяла договоры с Россией. В итоге Ехануров вынужден поднять цену в два раза и покатилось…

Опять пришел Янукович, опять удалось договориться, стабилизировать и подписать 179,5 долларов. Это самая низкая цена, по которой страны получают газ у России. Пришла Тимошенко, опять все поломала, теперь цена будет 320. Что же она делает? Она просто губит промышленность! У нее какая-то патологическая ненависть к нашей промышленности, к нашим предприятиям, к нашей индустрии. Ну не помогаешь – так хоть не мешай! Наладило правительство Януковича поставки газа – не ломай!

И правильно Ющенко сказал: если вы можете предложить цену ниже, пожалуйста, давайте какие-то схемы, поставки… Но если вы мудрите, а в итоге ваших «умничаний» цена на газ будет в два раза ваше, то вам грош цена.

- В 2009 году газ для Украины будет по европейским ценам?

- Мы все равно должны выйти на европейские цены. Но мы должны были это сделать постепенно, в течение четырех-пяти лет. А так это будет шоком для Украины. Половина индустрии просто «ляжет».

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4943