То, что происходит сегодня в Верховной Раде, можно назвать не иначе, как «депутатская батрахомиомахия», что в переводе на русский значит – «война жаб и мышей». Трибуна ВР то ли еще не разблокирована, то ли уже заблокирована. Причем блокируют ее, бедную, все, кому не лень – и оппозиция, и коалиция, при этом первые говорят, что освобождают трибуну от вторых, а вторые борются за свободу трибуны от блокирования первых. На этом фоне Украина сегодня намеревается вступить в ВТО, в «этот мировой клуб либеральных правил», как сказал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. По мнению Михаила Борисовича, украинское государство становится членом ВТО на не совсем выгодных условиях. Неужели власти Украины настолько заигрались в свои политические «войнушки», что забыли свесить все «за» и «против»? Кроме того, известный украинский политолог считает, что все проблемы в парламенте, а их он видит всего две, можно легко решить.

- Сегодня в Женеве пройдет заседание Генерального совета Всемирной торговой организации, на котором планируется утвердить решение о приеме Украины в члены ВТО. Какие «плюсы» и «минусы» это принесет государству? Каково будет влияние на экономику?

- Вступление в ВТО, на мой взгляд, на первом этапе приведет скорее к негативным последствиям, нежели к позитивным. Это связано, прежде всего, со слабой договорной базой со стороны Украины, которая не сумела настоять на целом ряде выгодных для нашей страны условий, которые, в принципе, можно было бы обеспечить и которые, в свое время, себе обеспечил Китай и сейчас пытается себе обеспечить Россия. Наиболее тяжелые последствия, скорее всего, будут для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Правда, в других сферах также возможны проблемы. Они главным образом касаются товаропроизводителя, а потребителя – в меньшей степени. Потребитель вряд ли ощутит это быстро. Есть дальнесрочные тяжелые последствия, связанные, например, с маркировкой продукции, измененной генетически. Украине пришлось согласиться на это и это может повлечь за собой негативные последствия в далекой перспективе: у нас будет здесь огромное количество товаров, генетически модифицированной продукции, которые, возможно, будут дешевле. Соответственно, люди с меньшим достатком будут покупать такие продукты, даже не зная, что таким образом они подвергают себя определенному риску.

Но в перспективе, я думаю, что вхождение в ВТО приведет украинскую экономику к появлению стимулов перехода на новые технологии, к «выбраковке» неперспективных производителей, к отказу от таких производителей, к поиску тех ниш, где Украина сможет конкурировать с зарубежными товаропроизводителями. Это в перспективе скажется позитивно на украинской экономике.

В целом, я могу сказать, что присутствие в либеральных товарно-экономических системах приносит прибыль скорее сильным экономикам, чем слабым. У Украины будет стимул усиливать свою экономику, но все же в итоге больше выиграют сильные экономики. Украина же к числу стран с сильной экономикой явно не принадлежит.

- Когда, вы думаете, могут состояться переговоры с Брюсселем по созданию в Украине зоны свободной торговли с ЕС?

- Я предполагаю, что переговоры, как и говорят европейцы, могут начаться сразу же после ратификации вступления Украины в ВТО, то есть через 30 дней. Но эти переговоры будут весьма длительными. Я не могу констатировать, насколько скоро можно ожидать какого-либо приближения к этой свободной зоне.

- Какие изменения, по-вашему, будут в отношениях Украины с Россией из-за новой украинской внешней политики?

- И Россия, и Украина долго добивались вхождения в этот мировой клуб либеральных правил. Я не ожидаю здесь в связи с этим каких-то резких изменений. Думаю, что все будет идти своим чередом и больше будет зависеть от других факторов. Скажем, вопрос ПДЧ, НАТО сильнее будет влиять на российско-украинские отношения, чем то, что Украина стала членом ВТО раньше России.

- Как Вы сейчас расцениваете «открытую работу» правительства Юлии Тимошенко?

- Учитывая то давление, которое Тимошенко испытывает со стороны Секретариата Президента, Президента лично, и проблемы с парламентской поддержкой, делать выводы о том, насколько успешно продвигается реализация ее планов, трудно. Пока она пытается держать свою линию. Как ей это удастся дальше? Я думаю, нужно подождать три месяца, то есть 100 дней, чтобы сделать какие-либо выводы. Пока она – один воин в поле. Ее правительство борется против всех. Что из этого получится, мы не понимаем. Я пока не знаю каких-то новых социологических данных, а собственного ощущения нет – приобретает она или теряет. Большинство экспертов считает, что ее кампания по выплатам скорее добавляет ей популярности. Она выглядит в глазах общественности, народа защитником его интересов, в то время, когда Секретариат президента и Ющенко – скорее защитниками интересов элиты, клуба самых богатых людей страны. Я думаю, что в перспективе, если она удержит эту линию, то она получит отличный старт для своей президентской кампании.

- Но недавно Тимошенко заявила перед Европарламентом о своей готовности поддержать Ющенко на следующих президентских выборах при определенных условиях. О готовности Юлии Владимировны отказаться от президентского кресла говорил раньше и Зварыч…

- Я совершенно это исключаю. Это невозможно. Она просто по-другому говорить не может. Это ее тактически правильное поведение и положение, учитывая отсутствие парламентской поддержки, учитывая большой ресурс влияния, который, по-прежнему есть у Президента, а также неопределенность позиции главной оппозиционной силой ПР, которая маневрирует от оппозиции к Ющенко до любви к Ющенко. У Тимошенко значительно больше врагов, чем партнеров.

- А возможно ли объединение БЮТ и ПР на основе демократической коалиции?

- Я, наверное, публично был первым, кто сказал на «Свободе слова», чем вызвал там шок и шум, о том, что наиболее естественной и полезной для страны коалицией является коалиция БЮТ и Партии регионов. Логика проста: Украина устала от неопределенности во власти. Украине, прежде всего, нужно разобраться и расставить все «по полочкам», кто за что отвечает, кто в чем главный. Это можно сделать только путем широкого конституционного соглашения, которое потребовало бы внесения некоторых изменений в Конституцию, а это можно сделать только, если есть 300 голосов. И есть единственная коалиция, которая позволяет эти 300 голосов получить. Это коалиция БЮТ и ПР.

К тому же, у БЮТ и ПР нет принципиальных идеологических противоречий, в отличие от ПР и НУ-НС. НУ-НС содержит огромное количество людей, которые настроены на принципиальную вражду с Россией, они даже себе готовы сделать хуже, лишь бы «насолить» России. И во главе всего этого стоит Президент Ющенко, который уже пообещал, что он будет выставлять условия РФ после того, как Украина станет членом ВТО. Такое может сказать только человек, для которого не важно, как плохо Украине, а важно, чтобы плохо было России. Такой установки нет у БЮТ. В этом смысле, это более прагматическая политическая сила. Естественно, что такой установки нет и у ПР, поэтому идеологически они могли бы в принципе договориться: внести изменения в Конституцию, навести порядок во власти, полностью исключив позицию Ющенко и НУ-НС, которые должны существовать лишь в виде маргинальной политической силы, которая не должна влиять на принятие государственных решений. Ведь они действуют во вред национальным интересам Украины.

Единственная возможность – эта коалиция. Она – в национальных интересах Украины. Другого способа нет.

- Сегодня Арсений Яценюк открыл вторую сессию ВР. Раньше он заявлял, что коалиция уже договорилась с оппозицией о разблокировании трибуны. Но Янукович сегодня сказал, что лидеры фракций так и не смогли найти общий язык. Когда, по вашему мнению, уже начнется нормальная работа парламента? На какие уступки должны пойти стороны, чтобы достичь какого-то согласия?

- Мне кажется, что до тех пор, пока спикер парламента будет выполнять команды Банковой или НУ-НС, членом которой он является, никакой нормальной работы парламента не будет. Спикер должен занять позицию в интересах всего парламентаризма, а Яценюк продолжает врать на глазах у всех, как сегодня: он сначала зачитал список людей, которых нет, а потом эти отсутствующие люди проголосовали. То есть это позиция одной парламентской стороны, а таковым спикер не может быть. При таком спикере (если Яценюк будет продолжать так работать) парламент работать не будет никогда. Либо Яценюк должен изменить свое отношение к своей роли, и тогда он сможет организовать работу в парламенте; либо он должен быть снят.

Насчет кризисных вопросов о НАТО… Я думаю, что единственная возможность для влияния на них – это принятие решения о проведении референдума по народной инициативе, 4 млн. подписей для чего уже собрано. Это может быть отлагательное решение: нужно постановлением парламента предоставить время, скажем, до осени, для информирования граждан. Думаю, полгода для этого достаточно. А осенью нужно принять решение. Президент обязан объявить референдум по народной инициативе. После этого этот вопрос умрет надолго. Во всяком случае, до результатов референдума никакого повода для конфликта не будет. За это время у сторонников НАТО появится возможность объяснить людям то, что они хотят объяснить, тем более, что контроль над телевизионными СМИ на 90% находиться в руках «оранжевых» политических сил-сторонников НАТО. Если бы они согласились принять такое решение, то тема была бы исчерпана.

Есть две проблемы – проблема спикера и проблема НАТО, - и они легко решаются.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

3773