Несмотря на достаточно противоречивые прогнозы, в канун Нового года парламентариям все-таки удалось справиться с непростой задачей – принять бюджет-2008. Теперь у правительства Тимошенко есть два месяца, чтобы окончательно его доработать и представить на очередное рассмотрение ВРУ. Политолог, президент социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко считает, что у команды Юлии Владимировны это получится. Нужно только решить проблему, где найти деньги, чтобы профинансировать все социальные обязательства. Об этом и многом другом политолог рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Виктор Сергеевич, по Вашему мнению, как для Украины начался 2008 год?
- Хорошо начался. Несмотря на жесткие конфликты, которые были в 2007 году, за счет разных политических манипуляций все-таки удалось принять бюджет, пусть и ограниченный, я бы сказал, малопонятный для основных политических сил. Это говорит о том, что парламент на 50 % заработал. Но тот факт, что мы в 2008 год вошли без руководящих органов ВРУ, когда есть комитеты, но нет заместителей главы, говорит о том, что парламент еще неполноценный орган.
- Когда у Яценюка могут появиться заместители?
- Во-первых, сейчас нужно подобрать таких людей, способных не конфликтовать с самим Яценюком, который чувствует себя яркой украинской политической звездой на блеклом звездном фоне.
Во-вторых, у Яценюка большая проблема не только во взаимодействии со своими заместителями, но и в отсутствии своей персональной группы поддержки в зале. Согласно законам социальной психологии очень важно иметь не просто тех, кто хлопают и кричат: «Ты великий и самый хороший!», но группу профессионалов, которые бы поддерживали и понимали твою тактику, когда ты работаешь с залом. Такая проблема была и у Мороза, и у Литвина. Теперь это будет проблемой Яценюка – либо он вступит в борьбу за какую-то часть демократической коалиции, либо большинству придется подчиняться спикеру, потому что в противном случае станет вопрос о взаимодействии председателя парламента и лидера большинства, который на западе играет большую роль, чем глава ВРУ. Сейчас эти невинные противоречия не играют важной роли, но если парламент будет развиваться, а не готовиться к очередной самоликвидации, то все равно станет вопрос, кто будет лидером в демократической коалиции. Если этого не происходит, тогда Яценюку придется искать группу поддержки внутри коалиции или где-то на границе большинства и оппозиции. Это его личная серьезная проблема, но она будет и политической проблемой всего парламента.
- А это может привести к развалу коалиции?
- Тогда Яценюк пропадает, как представитель демократической коалиции. И тогда нужно формировать новую историю председателя ВРУ. Реально это ему невыгодно. Либо ему придется пройти экзамен голосованием. Я думаю, это ему дважды невыгодно.
- Давайте вернемся к бюджету. Успеет ли Тимошенко вложиться в сроки, которые ей поставил Президент, чтобы доработать главный финансовый документ страны?
- Я считаю, что да. Двух месяцев достаточно для любого Кабмина. Проблема только в том, где найти источники финансирования для тех огромных социальных обязательств, которые, на самом деле граничат с массовой социальной коррупцией.
Кроме того, хотелось бы, чтобы это был реформаторский бюджет, чтобы решался не вопрос подготовки к президентским или досрочным парламентским выборам, а вопрос второго этапа украинской экономической реформы. Это прямо связано с бюджетом.
Иными словами, к марту Тимошенко нужно определиться – она решает тактические, политические и экономические задачи на ближайшие пол года или запускает процессы второго этапа экономических реформ, которые крайне необходимы Украине.
- Но сейчас Тимошенко ведет себя, как в известном анекдоте – «открыла первый конверт» и обвиняет во всем своего предшественника Януковича, в частности, в высоком уровне инфляции. Если так будет продолжаться дальше, как долго тогда она будет при власти?
- Украинское общество достаточно консервативно. Весну Тимошенко переживет, летом никто никого не снимает, а осенью просто начинаются первые «выставления счетов». Это раз.
Во-вторых, есть некая традиция годичного периода пребывания при власти любого правительства. Но Тимошенко должна показать, что она может сделать. Это очень важно.
Некое противоречие в высказываниях, начиная с первого о том, что мы не будем ссылаться на грехи предыдущих чиновников, а через 10 дней – обвинение Януковича в том, что он допустил огромную инфляцию, конечно, есть. Но мы знаем, что Юлия Владимировна очень противоречивая, яркая натура. Я считаю, что эти противоречия будут усугубляться, но они, грубо говоря, не мешают ей «набирать очки» на поле популизма.
- Но ее команда уже демонстрирует свою некомпетентность и неосведомленность. В частности, министр транспорта Винский заявил, что в Керчи есть спасательное судно, которое искало экипаж сухогруза «Ванесса» даже в сложную погоду, а на самом деле украинские суда, выходили в море, почти сразу были вынуждены возвращаться в порт, так как у них обмерзал корпус…
- У нас должность министра транспорта становится немножко криминально-анекдотичной. То есть, мы увидим регулярное сравнение поведения Винского с поведением Рудьковского. Просто на эту должность попадают люди по политическим мотивам и, видимо, по каким-то другим серьезным тайным целям. В результате работа транспорта будет регулярно ухудшаться с каждым годом.
- Виктор Сергеевич, как Вы считаете, были ли президентские выборы в Грузии демократическими?
- Я думаю, выборы были демократическими хотя бы потому, что все было достаточно публично.
Конечно же, враги Саакашвили имели худшие перспективы, потому что не были готовы, у них не было единой коалиции. Это примерно такая ситуация, как сейчас в Киеве. Если бы мэр был мудрее, то сам бы пошел на досрочные выборы, так как у него реального противника нет, и его электорат достаточно цельный. Но он будет смиренно дожидаться окончания своего срока, после чего будет разыгрываться какая-то другая драма. Саакашвили так не поступил. Он быстренько посмотрел на социологию, увидел, что у него около 67 % поддержки электората, и спокойно пошел на досрочные выборы. У оппозиции не было шансов у него выиграть.
Другой вопрос, что по окончанию президентской избирательной кампании и после публичного появления новых ярких его оппонентов с большим количеством голосов, ситуация в парламенте для Саакашвили будет гораздо хуже. Он получит такой парламент, как мы получили в 2007 году. Там будет с небольшим перевесом большинство, а, может быть, примерно равные большинство и оппозиция. Вот это новая проблема Саакашвили. Он «выпустил джина из бутылки».
- Получается, в свое время Украина повторила грузинский сценарий, а теперь Грузия повторяет украинский.
- Вообще я считаю, что мы идем впереди всей планеты. И Россия, и Грузия всего лишь, следуют, может быть, бессознательно, многим нашим политическим маневрам и результатам. Возможно, это что-то общее на территории СНГ.
Кстати, у Ющенко будет большая проблема, если он не сделает досрочные президентские выборы. Если он будет тянуть до тех пора, пока не будут назначены выборы президента, то у него будет та же проблема, что и у Путина – что делать с преемником.
- Но, судя по всему, Ющенко даже и не думает о досрочных выборах президента.
- Значит, он верит в свою звезду.
Шансы стать президентом есть у всех – и у Януковича, и у Тимошенко, и у Ющенко, и даже у четвертого кандидата – неизвестного, энергичного, который наверняка появится на выборах.
- Яценюк?
- Нет. Яценюк мечтает быть «играющим тренером» при Тимошенко. Она занимается исполнительной властью, а он, как человек, которому нравится исполнительная власть со всеми ее плюсами и минусами, будет с высоты председателя ВРУ постоянно ее критиковать или поддерживать. В этом смысле Ющенко добился очень важного для себя эффекта – он получил в должности спикера человека, которому должность премьер-министра нравится больше, чем работа председателя ВРУ.
Яценюк больше себя видит будущим премьер-министром. И, может быть, при очередном политическом кризисе будет какая-то рокировка, и он станет следующим главой правительства после Тимошенко.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом