На прошлой неделе с горем пополам все-таки «родилась» долгожданная парламентская коалиция. Но не все так просто в «датском королевстве» - руководство парламента и правительство по-прежнему не избрали. Видите ли, компромиссная фигура – Арсений Яценюк, находился в рабочей поездке, когда Президента осенило, что это самая подходящая кандидатура на должность спикера. Поэтому в который раз заседание парламента пришлось перенести еще на несколько дней. В это время сами же «коалицианты» засуетились и заговорили о том, что до вторника коалиция может и не дожить – давят ее, несчастную, со всех сторон. Народный депутат из Партии регионов Юрий Мирошниченко тоже сомневается, что союз БЮТ и НУ-НС – долгосрочный. Считает, что Украине нужна коалиция национального единства. По его словам, на первом этапе это не просто объединение НУ-НС и ПР, более известное в народе как «ширка», а «микс» из всех политических партий, представленных в парламенте. Об этом и многом другом нардеп рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Юрий Романович, в четверг наконец-то была создана демократическая коалиция. Хотя даже сами ее участники считают, что она может не дожить до вторника...
- Де-юре, конечно, коалиция создана. Я тоже сомневаюсь, что она будет долго существовать. Но факт остается фактом - согласно тем процедурам, которые предусмотрены в регламенте, было произведено все необходимое: собраны подписи под заявлениями, которые были поданы в аппарат ВРУ, на заседании было оглашено о создании коалиции. То есть, на сегодняшний день коалиция существует.
Де-факто можно будет говорить об «оранжевой» коалиции лишь после того, как она пройдет первые испытания. Сначала голосованиями, прежде всего за спикера и премьера, потом – делами (это реальные действия правительства), и третье – проверка президентскими выборами. Вот если все эти испытания новое большинство и правительство пройдут, то можно будет говорить о том, что эта коалиция имеет право называться демократической. Пока что мы ее называем всего лишь «оранжевой». И особого восторга по поводу ее создания не испытываем. И не только потому, что ПР не входит в эту коалицию. Для нас как раз с точки зрения наших корпоративных интересов это наиболее благоприятный вариант, поскольку мы не будем нести ответственность за те ошибки, которые, я уверен, допустит правительство Тимошенко, поскольку оно больше сориентировано на левопопулистские ценности. Кроме того, я думаю, что ПР сможет на конкретном примере продемонстрировать свою эффективность в правительстве, потому что можно будет сравнивать, как работал Кабмин во главе с Януковичем и коалиция во главе с ПР, и как будет работать правительство Тимошенко…
- Но уже можно было сравнить, ведь в 2004 году работал Кабмин Януковича, а в 2005 – Тимошенко.
- Мы делали это и показывали, что сравнение, мягко говоря, не в пользу Тимошенко. К сожалению, не все это поняли. Наши люди иногда похожи на персонажа из анекдота, который упорно наступает на одни и те же грабли. Но я очень надеюсь, что второе пришествие Юлии Тимошенко отрезвит многих наших приверженцев ее талантов, и они на собственном кармане ощутят ее эффективность, как менеджера. Она, конечно, прекрасный политик-популист, но если говорить об ее экономических убеждениях, менеджерском потенциале, то он значительно проигрывает Януковичу. Для нас это очевидно. Мы можем только сожалеть по поводу того, что Украина переживет еще одно испытание Юлией Тимошенко.
- За счет которого ПР хочет получить какую-то часть ее избирателей.
- Я думаю, мы не будем претендовать на чужих избирателей. Мы уверены, что подавляющее большинство граждан Украины – люди ответственные, которые думают о будущем своем и своих детей. Безусловно, когда они увидят не слова, а дела, то отдадут свои предпочтения той политической силе, которая не только говорит и обещает, но и делает. Это, кстати, может быть не только Партия регионов.
- Но появится ли правительство Тимошенко, учитывая, что не все из 227 депутатов готовы голосовать за ее премьерство?
- Безусловно, коалиция не стойкая, идеологически разновекторная и совершенно неорганичная, потому что единственное, что их связывает – это прошлое и шантаж со стороны Тимошенко тем, что объединяться нужно только «оранжевым» силам, иначе это будет предательство избирателей. Но на прошлом, причем конфликтном и агрессивном, построить будущее нельзя. А ведь именно будущее нас объединяет – мы все будем жить в Украине, у нас есть дети, мы хотим, чтобы наша страна была успешной. Соответственно, если мы будем говорить о перспективах, то я уверен, значительно быстрее договоримся, и появится коалиция национального единства, которая смогла бы определить перспективу Украины на 30-50 лет вперед. Этот формат работы мог бы закрепиться юридическим документом, который бы продолжил Универсал национального единства, и правовыми нормами. Почему не была столь успешна первая часть пути, которую мы прошли, подписав Универсал? Потому что мы не успели воплотить в правовых актах те политические договоренности, которые в нем были зафиксированы.
- А Президент говорит, что вы не хотели.
- Я думаю, тут можно обвинять друг друга, но факт остается фактом - политические договоренности были, и они зафиксированы в Универсале, но, к сожалению, не перешли в категорию правовых актов.
Я уверен, что мы должны реализовали эти договоренности в виде, например, закона об основах внутренней и внешней политики или закона о стратегии развития Украины до 2050 года, или других правовых актов, которые бы определяли формат, какой будет наша страна в долгосрочной перспективе...
Вот сегодня мы призываем увеличивать количество детей в семьях. Но молодая семья, рожая ребенка, должна понимать, сможет ли она его выучить, поставить на ноги…
- А как можно об этом говорить, если те же образование и медицина, которые по Конституции у нас бесплатные, требуют огромного вложения денег?
- Именно поэтому я и говорю, что политики обязаны сесть и определить, какой будет Украина через 50 лет.
- Это слишком долгосрочная перспектива.
- Уровень детализации может быть разным. Условно говоря, на 5 лет у нас четкая, подробная детализация – это программа коалиции, еще на 15 лет – средняя и на остальные 25-30 лет – общая, чтобы мы понимали, какая будет финансовая система в Украине, система социальной защиты. То есть, мы моделируем страну. Сейчас этим занимаются все преуспевшие государства.
Вообще мы обречены договариваться. Кому-то не нравится закон о силе земного притяжения, но он существует. Кому-то не нравится, что Земля вращается вокруг своей оси, но так происходит. Это объективные законы! Поэтому если мы хотим быть успешными, то должны делать вещи, которые соответствуют логике и законам развития социума. Если мы хотим опять изобретать какие-то новые, никому неизвестные формы, противоречащие законам, мы будем дальше ходить по кругу, топтаться на месте, от чего будут страдать наши избиратели, ради которых мы и пытаемся что-то сделать в Украине.
- Но многие «регионалы» не поддерживают идею создания «широкой» коалиции.
- И я против «широкой» коалиции, потому что это простое, механическое объединение, которое не позволит нам, кроме как разделить какие-то должности, продвинуть экономику, социальную сферу и международную политику вперед. А значит и не получится реально улучшить жизнь граждан.
- Хорошо, чем отличается «ширка» от коалиции национального единства, о которой Вы говорите?
- По сути. Если «широкая» коалиция – это объединение только по форме для того, чтобы разделить должности в парламенте и правительстве. А коалиция национального единства, если она не просто «широкая», то и по сути является объединением людей, у которых есть единый план будущего, как строить страну. Поэтому мы и говорим, что в основе должна быть программа. Мы предлагаем, чтобы это была программа Партии регионов, ведь за нее высказалось наибольшее количество избирателей. Если бы мы на выборах заняли второе место, то сказали бы, что в основу должна лечь программа той политической силы, которая стала первой.
Естественно, эта программа, взятая за основу, должна будет видоизмениться путем переговоров, и появится целостной системный документ деятельности этой команды. Эта та «дорожная карта», которой будут руководствоваться все люди, уполномоченные принимать решение от имени избирателей, как политики, или от имени государства, как чиновники. Вот это основа и суть. Те политические деятели, которые этого не понимают, предлагают: «Давайте просто объединимся».
- Кого Вы видите в составе коалиции национального единства?
- Я предлагал, чтобы на первом этапе мы объединили все политические силы, которые представлены в парламенте с целью определения долгосрочной перспективы, о которой я говорил. А потом уже можно четко и понятно разделиться по идеологическим принципам.
- Тимошенко говорит, что она ни при каких условиях не пойдет в коалицию, где будет ПР.
- Тимошенко много чего говорит. У нас есть много примеров, когда она, заявляя сегодня что-то одно, через какое-то время говорила диаметрально противоположное. Я думаю, все помнят, как Тимошенко после конфликта с Ющенко и отставки с должности премьера пришла на «Интер» и с очень конкретным намеком на союз с ПР складывала оранжевую и синюю ленточки и говорила: «Вот я тут неожиданно для себя сделала открытие, если вот так сложить эти ленточки, то это – объединение страны».
- Но это было больше рассчитано на Ющенко, чем на ПР.
- Возможно, была такая скрытая форма шантажа. Но сам факт, что Юлия Владимировна мастерски умеет в течение 15 минут поменять свой курс и убедить своих сторонников, что это единственно правильное решение, у меня сомнений не вызывает. Поэтому я бы руководствовался золотым для политиков принципом: «Никогда не говори никогда».
- Какова вероятность, что кто-то из «регионалов» проголосует за назначение Тимошенко премьером?
- Я это исключаю, потому что Партия регионов находится в оппозиции, причем достаточно квалифицированной и принципиальной, но при этом конструктивной.
- Вы уже обсуждали предстоящее голосование по спикеру? В частности, кандидатуру Арсения Яценюка.
- По Яценюку мы не могли ничего обсуждать, потому что эта кандидатура возникла в процессе заседания ВРУ. Причем это пока подпольная информация, ведь никакого официального предложения на должность спикера Яценюка не было.
ПР продолжает настаивать на том, что коалиция должна быть создана на основе ее программы, что она имеет основания предложить своего премьера и спикера. На этом строится наша объективная позиция, так как мы – победители выборов.
У ПР есть свои кандидаты на эту должность, которых мы и будем предлагать. Если будет диалог и попытка найти с нами компромисс, мы готовы обсуждать этот вопрос, но если это будет более системный и глубокий компромисс, нежели просто разделение «портфелей».
- В этот же вторник, помимо спикера, коалиция собирается выносить на голосование пакет законопроектов…
- Сразу говорю, никакого пакетного голосования не будет.
- Вы будете блокировать трибуну?
- Мы не дадим им это сделать. Конечно, начнем не с блокирования трибуны, а с разъяснения.
Пакетное голосование дискредитирует инициаторов этих 12 законопроектов. На мой взгляд, было бы стыдно лидеру такой солидной политической силы, как БЮТ или НУ-НС, демонстрировать недоверие друг к другу, так как пакет – это демонстрация того, что «я с тобой в одной команде, но я тебе не верю».
- У них так всегда было.
- Но это неправильно! Поэтому мы пытаемся их учить. У нас нет агрессии и ненависти к ним, поэтому у нас позиция всегда более сильная. А им все время приходится искать какой-то дополнительный «допинг».
- Но если все-таки дойдет до блокирования трибуны, сколько эта «осада» может продлиться?
- «Осада» не является самоцелью. Я, конечно, надеюсь, что ее не будет. Она может произойти, если наши коллеги будут действовать, нарушая Конституцию и регламент ВРУ, при этом не будут слушать правовые и политические аргументы.
Я пока не вижу оснований для блокирования трибуны. Мне кажется, они достаточно адекватно воспринимают нашу позицию, что пакетных голосований в принципе быть не может. Ведь это дискредитирует их в глазах всех и нарушает закон.
- Мне кажется, Вы так спокойно говорите о предстоящем голосовании, потому что главенствовать на заседании будет Адам Мартынюк, который неоднократно демонстрировал, как можно прекратить работу парламента в неудобный для кого-то момент.
- Насчет закрытия заседания – не надо. Я в четверг подошел к господину Зварычу и сказал: «Роман Михайлович, вот вы так критиковали Богатыреву, рассказывали, что она нарушила регламент, закрыв заседание, хотя это и не так, а сегодня сделали точно так же. Почему у вас такие двойные стандарты?! Вы выйдете и скажите, что тогда Богатырева сделала тоже правильно. Она дала вам возможность поговорить, не исключаю, что по вашей же просьбе, а вы вышли за двери и начали ее обвинять, что она сделала что-то не так».
Мы считаем, что наши коллеги не всегда последовательны. Поэтому мы спокойны, ведь, в отличие от «оранжевых», мы последовательны. И это дает нам уверенность в том, что как бы они не пробовали, все равно без Партии регионов в Украине они ничего сделать не могут, потому что больше настроены на демагогию. А когда надо что-то делать, под любыми предлогами ищут возможность привлечь ПР. Так будет и в этот раз.
- Многие эксперты считают, что через год Украину опять ждут досрочные парламентские выборы.
- Это неблагоприятный для страны сценарий. Но исключить этого я не могу, потому что правительство во главе с Тимошенко неминуемо приведет нас, прежде всего, к обострению экономических противоречий. В связи с чем, если она будет настаивать на формате коалиции только из «оранжевых» политических сил, то для того, чтобы переформатировать эту коалицию и превратить ее в коалицию национального единства, возможно, понадобятся выборы.
- Давайте поговорим еще о недавнем скандале, который произошел на вечере памяти жертвам Голодомора. Говорят, Вы порывались побить Арьева за то, что он оскорбил Герман.
- Нет. И я не был свидетелем их разговора. Но я считаю, что Владимир повел себя не совсем, мягко говоря, правильно, потому что использовал в разговоре выражение, которое носило неоднозначное и оскорбительное, как для женщины, толкование.
Ярослав Сухой, который тоже не был свидетелем происшедшего, но, как и я, присоединился к разговору, когда услышал все обстоятельства этого дела, сказал, что за такое, как говорится, можно и по морде получить, потому что нельзя оскорблять женщину.
- Еще ходят слухи, что Герман Арьева таки ударила.
- Я этого не видел. Наверняка это уже добавили.
Во времена рыцарства он получил бы вызов на дуэль. И это было бы правильно.
Мне потом Володя перезванивал и рассказывал, что так неудобно получилось, что он никого не хотел обидеть. Я ему сказал, что надо подойти к Анне, еще раз извиниться и, как мужчине, снять это недоразумение. Вот и все.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом