Вторую неделю рабочая группа по подготовке первой сессии парламента шестого созыва пытается поработать, но никак не получается. То кворума нет, то главу избрать не могут. Так, переругавшись, и переносят заседание с дня на день. А время идет. 26 ноября заканчивается срок, когда должно состояться первое заседание «слуг народа». Что может ожидать Украину 27 ноября, в интервью корреспонденту ForUm’a рассказал один из членов рабочей группы от НУ-НС Руслан Князевич.

- Руслан Петрович, вчера рабочая группа опять не избрала руководство. Как долго еще будет затягиваться этот процесс?

- Если бы от нас все зависело, то это решение было бы принято еще 6 ноября. Фактически мы понимаем, что существует какой-то план. Интуитивно мы догадываемся, в чем его суть. Поэтому уверен, что любые «здоровые» предложения, которые звучат с нашей стороны, будут отброшены или доведены до абсурда с целью максимально затянуть начала работы сессии ВРУ.

- Это план Партии регионов?

- Конечно. В этом плане есть два аспекта. Первый прослеживается во вчерашнем заявлении Януковича на Кабмине о том, что нужно показать народу и политикуму, что без нас ничего не произойдет, и никакого решения парламент не примет и не сможет работать. То есть, или вы создадите коалицию с нашим участием, условно говоря, или парламент вообще все время не будет работать. Но я думаю, что есть и вторая «сторона медали», ведь 26 ноября заканчивается конституционный срок для начала работы сессии. И возникает вопрос, что будет, если первое заседание не состоится? Что делать 27 числа?! Я думаю, что цель этого плана включает тот аспект, который сводится к тому, что это для них, по их мнению, может быть дополнительным аргументом на пользу того, чтобы поставить под сомнение легитимность парламента, который, условно говоря, приступит к работе в любой день, начиная с 27 ноября. Я не исключаю, что уже заготовлены какие-то конституционные представления, и что КСУ уже их ожидает. Что тогда может быть, согласно их логике? Тогда они понимают, что продолжают осуществлять свои полномочия депутаты предыдущего созыва. Соответственно Конституции, правительство может сложить свои полномочия только перед новоизбранной ВРУ. А пока ее не будет, Кабмин будет работать в полном объеме.

Этот план ошибочный. Поскольку мы его знаем, мы уже «вооружены». Мы прекрасно осознаем, что 26 числа при любых условиях парламент будет собран, ведь, согласно Конституции, ВРУ осуществляет свои полномочия тогда, когда избрано больше двух третьих.

- А БЮТ этого плана разве не знает? Ведь они согласны на кандидатуру и Мартынюка, и Ефремова, и «черта лысого», как сами говорят.

- Я Вас скажу, это отдельная позиция одного из членов БЮТ. Когда мы к ним обратились с просьбой разъяснения, нам ответили, что это отдельная позиция их представителя.

Я не согласен с этим. БЮТ абсолютно солидарно поддерживает нашу позицию, и прекрасно осознает, что если бы мы согласились на кандидатуру Мартынюка, то это бы означало, что Партия регионов пришла, увидела и победила. Это было бы психологическое поражение, и, не исключаю, повлекло бы за собой целый ряд поражений, о которых я даже не хочу говорить.

- Хорошо, Мыртынюк не прошел. Почему же вас не устраивает кандидатура Матвеева?

- Дело в том, что когда мы выдвигаем свои предложения относительно руководства подготовительной группы, то в них есть какая-то логика, которая предусмотрена регламентом, результатами выборов и вообще политическими процессами. Когда мы предлагали свою кандидатуру, мы понимали, что она не пройдет, что и произошло. Мы не настаивали на повторном ее внесении. Вместе с тем они выдвинули кандидатуру Мартынюка, которая не прошла. Но вместо того, чтобы предложить другого человека, они опять настаивали на Мартынюке. Мы внесли предложение избрать Шарова. Но на наше удивление, он несколько раз снимал свою кандидатуру, и сказал, что давайте рассматривать другие варианты. Мы решили, что нужно руководствоваться логикой, согласно которой группу должен возглавить представитель партии, которая набрала наибольшее количество голосов избирателей на выборах. Шаров это поддержал. Тогда ПР, не ожидая этого, решила взять перерыв до утра. Но представитель Блока Литвина сказал, что нужно это поставить на голосование. Это полностью «обезоружило» ПР, поэтому они взяли перерыв на 15 минут, который продлился больше двух часов. За это время Партия регионов судорожно звонила по всем телефонам, что означает, что они не принимают никаких решений. Все их настоящие руководители сидят на другой улице, по другому адресу. Поэтому они не могли ничего другого предложить, как кандидатуру Матвеева, чтобы мы опять же не согласились на алогичное предложение. Когда озвучили его имя, то господин Матвеев, который сидел возле меня, побледнел. Я так понимаю, это для него было полной неожиданностью. И после того, как закончилось заседание, он сказал: «Ребята, вы хоть предупреждайте, а то у меня сердце может не выдержать». Зачем старого человека, который, действительно, имеет очень серьезные заслуги, «бросать» в такие эксперименты и «подставлять»?! Это говорит о том, что ПР нашла единственный возможный для них выход, чтобы сохранить «хорошую мину при плохой игре».

Но цель в общем не в том. Если даже гипотетически предположить, что мы проголосовали бы за Матвеева, то они нашли бы десятки причин, чтобы признать это голосование недействительным. Они не уполномочены были принимать это решение. У них была четкая директива: ни при каких обстоятельствах не допустить, чтобы подготовительная группа заработала.

Я уверен, что сегодня у них не будет других аргументов, и нужно будет предложить свою кандидатуру.

- Кто это может быть?

- Кто угодно. Тот же Ефремов, который является главой комитета по вопросам регламента, и, как мы считаем, является достойной кандидатурой. Или Тихонов. Но мы не можем им диктовать, кого выдвигать.

- Вообще складывается впечатление, что процесс затягивает не только Партия регионов, но и НУ-НС, так как продолжаются переговоры на тему создания «широкой» коалиции.

- Ни один представитель нашей политической силы не ведет никаких переговоров с ПР и даже с Блоком Литвина.

- И Секретариат Президента не ведет?

- Секретариат Президента не является членами нашей депутатской фракции, он не представлен в руководстве политического совета блока, и мы не знаем, чем он занимается. Это его политическое право с кем-нибудь вести какие-то переговоры…

- Секретариат подчинен Президенту, который является почетным главой НУ.

- Я Вас уверяю, ни Президент Украины, ни политические органы НУ не проводят никаких переговоров с ПР.

Я не исключаю, что сама Партия регионов «вбросила» информацию о таких переговорах, чтобы показать, что на самом деле НУ тянет этот процесс.

В следующей ВРУ будет или демократическая коалиция, или не будет никакой. «Широкой» коалиции не будет по определению.

- Как будет работать парламент?

- Это другой вопрос. Если пройдет 30 дней, а коалиции не будет, у Президента появится право на его роспуск. Ведь когда говорят, что согласно Конституции парламент не может быть распущен в течение года, то это право может распространяться на ту ВРУ, которая была распущена Президентом. А предыдущий парламент самораспустился путем сложения мандатов.

- Ющенко распустит парламент?

- Это вопрос к Президенту.

Я думаю, со своей стороны в случае возникновения этой ситуации, мы будем рекомендовать Президенту досрочно прекратить полномочия такого парламента.

- Но ведь заявления о том, что создается либо демократическая коалиция, либо никакой – это тоже своего рода ультиматум.

- Это не ультиматум, а то политическое обязательство, которое мы давали нашим избирателям.

- У ПР тоже есть избиратели, благодаря которым она выиграла выборы.

- Я не возражаю. Пусть они формируют коалицию.

- Судя по всему, они хотят ее формировать с вами.

- Извините, это их проблемы. Мы не хотим, потому что нас к этому не уполномочили наши избиратели. Если бы мы перед выборами сказали, что не исключаем, что будем делать все, чтобы в любом случае создать коалицию, в том числе и с ПР, то я Вас уверяю, что 3 % мы бы никогда не преодолели.

- Кстати, о процентах. Насколько лично Вас поразил результат НУ-НС в 14 %?

- Лично меня, скажу честно, это достаточно неожиданно поразило. Мне кажется, что были какие-то серьезные проблемы в организации предвыборной кампании. Когда рейтинги в начале кампании показывают 18 %, а мы приходим в результате к 14 %, то это показывает, что, наверное, были какие-то серьезные проблемы в подготовке и проведении кампании. Тут ни с кого не снимается ответственность, но в первую очередь с тех, кто ее организовывал.

Но и 14 % - это немаловажный результат…

- Поддержка Президента на этих выборах вам помогла?

- Я не могу сказать, как это точно отобразилось на результатах выборов.

Но я бы не говорил, что результат на выборах НУ – это результат Президента Ющенко, как много кто из политологов говорит, потому что мы были в формате не президентской, а парламентской кампании, что является несопоставимыми вещами. Я думаю, что персональный президентский рейтинг значительно выше. Давайте подождем два года, и Вы увидите, что я был прав.

- Вы уже вторую кампанию проходите по списку НУ, в котором постоянно меняются «лица», в первой десятке под девятым номером…

- Почему ниже не упал или выше не поднялся?! Честно скажу, что для меня это было неожиданностью. Когда Президент перед подписанием декларации о создании блока лично огласил первую десятку, мне было очень приятно. Мои заслуги, начиная с ЦИК, закончились в 2006 году. А нынешние наблюдаются при анализе вклада в законодательный процесс. Когда мы проанализировали, то я оказался одним из лидеров депутатских выступлений с места – более 60 за пол года, что для меня, как для молодого депутата, было достаточно неожиданно.

Мне кажется, что еще немаловажную роль сыграло предложение Президента относительно омоложения рядов НУ, что нужно делать ставку на «молодые лица», которые уже себя зарекомендовали, и имеют какую-то перспективу.

- Если будет создана демкоалиция, кем будет Руслан Князевич? Депутатом или, может, министром?

- Во-первых, давайте без «если» - она будет создана.

Во-вторых, я считаю, что наивысшая должность – это народный депутат Украины. Я точно не вижу себя в правительстве. Я буду рядовым народным депутатом, меня это полностью устраивает. Я считаю, что для моего возраста и опыта это более чем достаточно.

- Литвин заявил, что Ющенко еще не определился с кандидатурой на должность премьер-министра. Якобы для него неприемлемыми являются и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович.

- Если Владимир Михайлович думает, что Виктор Андреевич хочет подать его кандидатуру, то он глубоко заблуждается.

Я думаю, что те публичные заявления, который сделал Президент – неизменны. Во всяком случае, он не давал поводов сомневаться в том, что он именно так и поступит. А Президент сказал, что та кандидатура, которую предложит демократическая коалиция, на протяжении суток автоматически будет подана на рассмотрение в парламент. Если будет создана демократическая коалиция, то ни у кого нет сомнения, что БЮТ предложит Юлию Тимошенко, которая и будет внесена Президентом.

- И за Тимошенко проголосует 228 депутатов?

- Я не знаю, сколько проголосует, но больше, чем 226. По моему мнению, может быть и большее количество депутатов. Почему нет?! Сейчас тяжело прогнозировать, но мы сделаем все, чтобы все 72 депутата из нашего блока проголосовали за внесенную кандидатуру премьера.

- А что будет с императивным мандатом?

- Вокруг так называемого императивного мандата существует множество спекуляций. На самом деле, в Украине нет никакого императивного мандата.

Действительно, в конституционном праве многих стран мира есть такой институт, который называется императивный мандат. Но это институт, который предусматривает возможность отзыва депутата избирателями. И он есть в тех странах, где действует мажоритарная модель. То есть, по определению, он у нас не существует.

Более того, никакого упоминания о нем в украинской Конституции Вы не найдете. Вместе с тем, в ней есть специальное дополнительное положение, согласно которому досрочно прекращаются депутатские полномочия. И это действующая норма Конституции. Там говорится, что депутатские полномочия должны быть прекращены руководящим органом партии или блока в случае, если он не входит во фракцию, или депутат добровольно выходит из фракции в порядке, установленном законом. Поэтому и закон, который мы вносим, как раз и есть теми нормами, которые требует Конституция для того, чтобы определить такой порядок. Ни больше, ни меньше. Просто те люди, которые критикуют этот закон, в глаза его не видели.

- Так его же нельзя нигде прочитать!

- Потому что это пока еще законопроект, который разрабатывается.

- Руслан Петрович, Вы уже сдали специальный номерной знак, который закреплен за Вашим служебным автомобилем?

- На самом деле, поскольку мы прекратили полномочия народных депутатов, то, соответственно все номерные знаки отдали.

- А как вообще относитесь к инициативе Президента в очередной раз избавиться от «козырных» номеров?

- Лично я отношусь позитивно, потому что неоднократно был свидетелем того, как нахально ведут себя водители, которые ездят с такими номерными знаками.

Другое дело, что не впервые начинается борьба со специальными номерными знаками. И я бы очень хотел, чтобы в этот раз инициатива Президента нашла свое логичное завершение.

Я считаю, что на дороге не должно быть никаких преимуществ, так как это приводит к тому, что гибнут люди, в том числе и депутаты.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

2198