Несмотря на «жаркие» заявления лидера СПУ Александра Мороза, его партии не хватило 0,14 % голосов избирателей, чтобы попасть в новый парламент. Кто-то винит в этом самого уже экс-спикера ВР, кто-то – команду в целом. Один из членов Соцпартии Евгений Филиндаш более склонен ко второму варианту. Говорит, надо сделать «работу над ошибками», а не менять руководителя партии. Он уверен, что Мороз не сказал свое последнее слово в украинской политике. Об этом и о политической ситуации в стране Филиндаш рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Евгений Васильевич, вчера Президент рассуждал на тему вероятности появления очередного Универсала национального единства. По-вашему мнению, нужен ли он вообще?
- Я считаю, что нам нужно не новые универсалы подписывать, а, всего лишь на всего, выполнять Конституцию и законы. В первую очередь, я бы это посоветовал Виктору Андреевичу, потому что Президент страны – это не просто какая-то почетная, шароварная должность, занимая которую можно выдумывать всякие исторические аналогии и пытаться их воплощать. Кстати, аналогии не очень удачные, если брать времена Центральной Рады, откуда он взял универсалы, то все они остались на бумаге, декларациями, а не реальностью. Президент – это высшее должностное лицо страны, Глава государства, который должен быть Гарантом Конституции и разбираться с действующим законодательством, а не придумывать какие-то сомнительные документы.
Я не вижу никакой особой необходимости подписывать какие-то универсалы в условиях, когда и Президент, и большинство субъектов политики не выполняют то, что им положено – закон и Конституцию. Я не представляю, почему они будут выполнять декларативный документ, не имеющий юридической силы.
- Политологи говорят, что подобными заявлениями Ющенко в очередной раз, в первую очередь Тимошенко, показывает, кто главный, и кто будет «заказывать музыку».
- Безусловно. Это форма определенного давления, причем не только на Тимошенко. Президент у нас главный в стране формально. Но по политическим возможностям и авторитету у народа, мы видим, какое у него влияние – на уровне 14 %, что показывают последние и предпоследние парламентские выборы. Президент пытается компенсировать этот крайне низкий, по равнению со временем его прихода к власти, уровень поддержки за счет таких вещей, как Универсал.
- Как Вы считаете, будет ли все-таки создана «оранжевая» коалиция, или это под большим вопросом?
- У меня в этом есть большие сомнения. В любом случае, даже если «оранжевая» коалиция и будет создана, что очень сомнительно, то она очень быстро развалится. Такая коалиция очень шаткая – это очевидно для всех, а для страны это очень опасно.
- По времени, сколько она может просуществовать? Год, месяц?
- От силы несколько месяцев. Но только в том случае, если она все-таки будет создана. Ведь еще до момента ее появления есть многочисленные заявления представителей «Нашей Украины», которые ставят под большое сомнение возможность создания такой коалиции.
- Я так понимаю, Вы сомневаетесь и в том, что за назначение Тимошенко премьером проголосует хотя бы необходимых 226 депутатов?
- Да, я в этом сомневаюсь. Исходя хотя бы из того, что даже публично озвучивается некоторыми «нашеукраинцами» неготовность за нее голосовать. А не публично это произносится еще чаще.
- Вы говорите о «кулуарных» разговорах…
- Конечно. Мы знаем, что в таком неоднородном объединении как «Наша Украина», есть ряд отдельных групп, для которых Тимошенко-премьер хуже, чем, например, Янукович-премьер. И они сделают все, чтобы Тимошенко-премьер не состоялась.
- В принципе, эти последние заявления, о которых Вы говорите, и то, как ПР, в частности Янукович, щедро одаривают Ющенко комплиментами, наводят на мысль, что переговоры о создании «широкой» коалиции подходят к своему логическому завершению.
- Надо хорошенько проанализировать и подумать, почему Партия регионов в свое время согласилась пойти на досрочные выборы, и после каких переговоров, и с кем они сделали это.
- После переговоров Ахметова и Ющенко.
- Совершенно верно. Все сведущие в политике люди, я думаю, догадываются, что предметом переговоров, очевидно, было не только само назначение досрочных выборов, но и будущее Украины после их проведения. Поэтому тут ничего удивительного нет. Тем более, что опыт переговоров ПР-НУ о формировании коалиции уже есть.
- Но негативный.
- Не совсем негативный. Обе стороны теперь учтут, так сказать, ошибки прошлого. Учитывая, что по своей «природе» и ПР, и НУ – это партии крупного капитала, то какие-то непреодолимых противоречий, я думаю, между ними нет. Поэтому я считаю, что «широкая» коалиция не за горами.
- То есть, именно поэтому такие не последние в политике люди, как Плющ и Стельмах, не подписали проект о создании коалиции?
- В том числе, наверное, и поэтому. Помимо того, что этот проект внутренне противоречив, и там есть ряд моментов, которые не устраивают многих «нашеукраинцев» и часть «БЮТовцев».
- На днях Президент подписал указы, которыми лишил Владимира Сацюка звания генерал-майора, а Игоря Смешко – дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного посла. Связано ли это с делом об его отравлении?
- Безусловно, это прямой намек на дело об отравлении Президента. Но, опять же, какой-то странный, потому что если это так, то нужно четко об этом заявить, говорить о причастности этих лиц, и привлекать их к суду, если есть доказательства, и наконец-то поставить точку в этом затянувшемся деле.
Если же не связано, то, тем более, нужно объяснить обществу, на основании чего Президент лишает государственных рангов и званий этих людей. Он же забирает не свои личные какие-то награды, а то, что присваивается от имени Украины.
В любом случае, нужно четко мотивировать такое свое решение, чего Ющенко, как во многих других случаях, к сожалению, не сделал. Вся страна до сих пор в неведении, в связи с чем появилось такое внезапное решение. Ющенко, в данном случае, действует не как Президент, как он говорит, демократической страны, а как какой-то самодержец, который не считает даже нужным объяснять кому-то свои высочайшие указы.
- Наверное, Ющенко уже готовится к приближающимся президентским выборам, поднимая «информационную пыль» вокруг своего отравления.
- Может быть. Но в том то и дело, что это будет, как Вы правильно выразились, «пыль», которая, как известно, заканчивается тем, что просто прилипает к одежде и от нее нужно отмываться. Прежде всего, тем людям, которые эту «пыль» поднимают, идя по дороге. Поэтому если Ющенко такими действиями готовится к выборам, то падение его рейтинга продолжится такими же темпами, как оно шло и раньше.
- Получается, дело об его отравлении так и не будет раскрыто.
- Думаю, что да. Потому что за три года, примерно два с половиной из которых правоохранительные органы, в частности СБУ и Генпрокуратура, находятся в руках руководства, подконтрольного Президенту, и нельзя заявить, что кто-то тормозит, так как Ющенко сам подавал эти кандидатуры, а никакого движения нет. Поэтому очевидно, оно не будет раскрыто, как и другие дела, о которых говорил Ющенко во время президентских выборов – дело Гонгадзе и так далее.
- Евгений Васильевич, как Вы отреагировали на предложение Василия Волги о смещении Александра Мороза с поста лидера СПУ?
- По сути это неверно, потому что Мороз не сказал свое последнее слово в украинской политике. Хоть есть, безусловно, и его доля вины в поражении нашей партии на выборах, как и всех ее членов. Но основная вина лежит на тех людях, которые в свое время подталкивали и Мороза, и партию к неправильным, ошибочным решениям, если не сказать больше, цепочка которых в конечном итоге и привела к нашему оглушительному поражению. Поэтому те люди из руководства СПУ, которые окружают Александра Александровича, должны подать в отставку, в частности секретари политсовета партии, и она должна быть принята. Я думаю, что они должны понести ответственность за то, что натворили и к чему привели партию.
Я еще хочу сказать, что по форме Василий Волга все это делал, мягко говоря, некорректно и, я бы сказал, зачастую по-хамски. Поэтому не Волге выступать с такими комментариями, потому что он как раз для партии за недолгий свой срок пребывания в ней ничего не сделал. Он для нас оказался чужим человеком, не социалистом по натуре, что и вылилось в то, что он оказался вне Соцпартии.
- А конкретно, что это за неправильные, ошибочные решения?
- Их было несколько. Начиная с того, как мы входили в коалицию, и как мы это аргументировали и бездарно проиграли информационную «войну» по этому поводу, заканчивая нашей предвыборной кампанией, которая была, наверное, одной из бездарно организованной за все время, которое я нахожусь в СПУ – за 10 лет.
- Соцпартия сделала «работу над ошибками»?
- Не факт. У нас на следующем съезде будет понятно, сделали мы «работу над ошибками» или нет, потому что в партии есть две тенденции. В первой идет речь о непризнании своих ошибок, чтобы сделать какие-то только формальные, для виду изменения и перестановки. Есть вторая тенденция, и я надеюсь, что победит именно она. Тут речь идет об омоложении, модернизации и «очищении» партии, о том, чтобы серьезно провести эту самую «работу над ошибками». Если она победит, то у нас, действительно, большое будущее, достойное партии-члена Социнтерна, которой мы являемся. Если путь первый, то, боюсь, мы можем окончательно потерять всякое влияние в обществе и будущее.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом