О создании «оранжевой» коалиции БЮТ и НУ трубят во весь голос, но из НУ-НС время от времени слышны нестройные голоса политиков, которые не против объединиться с ПР и Блоком Литвина. Что думают об этом, а также о «помаранчевых коржиках», которыми «оранжевые» могут соблазнить Литвина, сами регионалы, рассказал корреспонденту ForUm’a народный депутат Украины V созыва, член фракции Партии регионов Ярослав Сухой.
- Несмотря на то, что уже заявлено о скором создании «оранжевой» коалиции, многие политики из НУ-НС хотят видеть в парламенте «широкую» коалицию. Ярослав Михайлович, возможно, по-вашему, создание коалиции в «неоранжевом» формате?
- В политической жизни Украины были всякие повороты и неожиданные сюжеты. Можно предполагать все что угодно, но разговоры о коалиции можно вести только тогда, когда Верховная Рада соберется на первую сессию. До этого времени подобные «переговоры» – это домыслы и размышления на тему «как бы было, и что бы было». Даже если не удастся создать коалицию, Верховная Рада целый год может работать по принципу большинства-меньшинства.
Лично я, народный депутат Ярослав Сухой, не вижу себя в широкой коалиции с «нашистами» и не понимаю, как я буду выполнять их программные установки, когда установки, продиктованные мне моими избирателями, другие. Конечно, ПР и НУ ситуативно могут объединяться вокруг законопроектов. Нам необходимо продолжить реформирование пенсионной системы, нужно развивать единый социальный взнос, минимизировать платы предпринимателей и субъектов предпринимательской деятельности. Тут все понятно, но что касается идеологических установок, то мы не просто разные, а диаметрально разные.
- Многие утверждают, что оказаться в оппозиции для БЮТ будет настоящим политическим счастьем. В этом случае Юлия Тимошенко может смело идти на президентские выборы? Так ли это?
- Юлия Владимировна в оппозицию не пойдет. Ей там скучно, и делать нечего. Для нее важна власть, и не важно, какой ценой она достается. Поэтому Тимошенко согласится на все условия, примет все оплеухи, все плевки, снесет все молча, лишь бы Ющенко внес ее кандидатуру на пост премьер-министра Украины. А вот в том, что за нее проголосует 228 народных депутатов, я сомневаюсь.
Партия регионов ни в коем случае не будет голосовать за Тимошенко-премьера. На эту удочку мы не клюнем. Все заявления о том, что БЮТ надеется на 300 голосов, я считаю недопустимыми. То нас голословно объявляли в коррупции, теперь делаются заявления о том, что некоторые депутаты от Партии регионов на каких-то выгодных для себя условиях поддержат Тимошенко. Такого не будет хотя бы потому, что ПР представляет интересы базовых отраслей народного хозяйства, которым Юлия Владимировна нанесла очень тяжелый удар. Патологическая нелюбовь БЮТ к отечественному товаропроизводителю меня удивляет. Он почему-то стоит горой за спекулятивный капитал и «купи-продайную» промышленность, но ненавидит своего производителя.
Еще раз повторю, Юлия Владимировна целится на любое кресло, если на нем написано «власть». Это цель ее жизни.
- Если допустить, что «оранжевая» коалиция все же будет создана, сможет ли она просуществовать долго?
- Я хотел бы, чтобы «оранжевая» коалиция существовала пять лет. Украине нужна стабильность и прогнозируемость. Особенно для большого бизнеса и инвестиций. Это я говорю искренне, ведь я отнюдь не злорадствовал, когда «оранжевые» распались в 2006 году. Их коалиция развалилась потому, что уж очень они очень разные. Эти политики не просто амбициозные, они болезненно амбициозные. Поэтому я сомневаюсь в том, что «оранжевая» коалиция просуществует долго. Единственная их надежда – это двадцать голосов Владимира Литвина.
Захочет ли Литвин присоединиться к «оранжевым» будет зависеть от того, какие цели перед собой поставит Владимир Михайлович. Если это честолюбивые цели с прицелом на высокую государственную должность, то, конечно, он уйдет в оппозицию с Партией регионов. Если же его интересует сиюминутная выгода, то он присоединиться к «оранжевым» и «выбьет» какую-то должность лично для себя или для кого-либо из членов своего блока.
Я не думаю, что Литвин будет размениваться на какие-то «помаранчевые коржики». Скорее всего, он останется в стороне. Блоку Литвина выгодно показать себя как самостоятельную политическую силу, дать избирателю разобраться в своих идеологических установках и программных целях.
- Какова вероятность проведения еще одних досрочных выборов?
- Досрочные выборы невозможны на протяжении одного года работы новой Верховной Рады. Это прописано в Конституции. Но вполне вероятно то, что у Ющенко могут начаться политические «игрища». Могут возникнуть вопросы, с какого момента отсчитывать этот год.
- Некоторые политологи утверждаю, что Ющенко ведет «двойную» игру. Сначала призывает победителей парламентских выборов объединиться вокруг национальных приоритетов, затем поторапливает «оранжевых» в формировании коалиции. Как вы оцениваете действия Президента?
- К нашему полулегитимному Президенту не подходят никакие политологические или политтехнологические определения. Своими провокационными идеями Ющенко создал напряженность в обществе. Он никакой как политик, из этого выплывают все политические кризисы.
Мне кажется, что Ющенко не ведет никакой игры потому, что он несамостоятельный политик. По крайней мере, я не вижу какой-то целостности в поведении этого человека. Я по натуре материалист, и если бы я видел, как Ющенко «ломает через колено» страну во имя сохранения государственности, я бы воспринимал его как Президента. А так он «гробит» эту государственность. Посмотрите, остался ли в порядке хотя бы один институт власти, который не облапал бы своими руками Ющенко? Наша судебная ветвь власти полностью себя скомпрометировала продажными судьями. В законодательном органе бардак. Один только Президент - «белый и пушистый» и без конца мечется со своим Секретариатом. В этот Секретариат, по-моему, даже трудящиеся уже писем не пишут, не ожидая оттуда никакой помощи.
- Ярослав Михайлович, ПР неоднократно говорила о своей готовности работать в оппозиции. Тем не менее, Виктор Янукович заявил о том, что «регионалы» обязаны до конца бороться за создание коалиции национального единства. Что же все-таки ждет Партию регионов?
- Я могу гарантировать стопроцентно то, что мы соберемся на первую сессию. Никто из нас не собирается сдавать депутатские мандаты. В отличие от наших конкурентов из бывшей оппозиции, мы не политические психопаты и будет работать четко по регламенту.
Могу с уверенностью сказать, что Партия регионов, как победитель досрочных выборов, будет проводить переговоры о создании новой коалиции. Если у нас не получится создать коалицию, мы будем работать в оппозиции и будем работать конструктивно. На сегодняшний день у нас уже наработан ряд важных законопроектов, которые проходят юридическую экспертизу.
ПР никогда не вела кулуарных переговоров о создании коалиции до первой сессии Верховной Рады ни с «Нашей Украиной», ни с БЮТ. То, что подписали сейчас НУ и БЮТ – это обыкновенный шантаж Ющенко, чтобы он даже не думал предложить на пост премьера кого-то другого кроме Тимошенко.
Еще раз повторюсь, Партия регионов будет вести переговоры только после того, как откроется первая сессия. После этого мы предложим какие-то варианты и, если они не будут поддержаны, ПР будет работать в оппозиции.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом