«Коалициада» в Украине идет полным ходом. Если раньше Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко в один голос твердили о сотрудничестве двух партий и уверяли друг друга во взаимной «любви» и привязанности, то теперь лидер БЮТ и Президент не стесняются ставить друг другу ультиматумы. Юлия Владимировна хочет премьерское кресло со всеми вытекающими от сюда

последствиями, а Виктор Андреевич просит отдать ему силовые структуры.

До сих пор остается нерешенной судьба Партии регионов. Пойдет ли она в оппозицию или же будет формировать парламентское большинство. Об своем видении политической ситуации в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’а рассказал народный депутат, член Партии регионов Тарас Чорновил.

- Тарас Вячеславович, возможно ли создание коалиции большинства в формате ПР-БЮТ-НУ?

- Я думаю, реальность создания такого блока неимоверно низка. Сегодня Партия регионов наблюдает противостояние, которое происходит между БЮТ и «Нашей Украиной». Это можно назвать «и хочется, и колется, и мама не велит». Эти политические силы хотели бы создать «оранжевую» коалицию, но каждая сторона желает получить от такого блокирования абсолютный максимум и не идет на компромисс. Обе стороны в принципе тихонько ищут какой-то контакт с Партией регионов и не против склонить ее на свою сторону. Но играть в грязные игры: «БЮТ против НУ» или «НУ против БЮТ» мы не намерены. Это только временные игры.

Партия регионов готова создать широкую коалицию, но не на том условии, чтобы «нагадить» кому-нибудь из этой «сладкой парочки». У них сейчас началась абсолютно откровенная война.

Я думаю, все закончится тем, что в этом году, поскольку уже нельзя распустить парламент, Украина будет существовать без коалиции, будет работать в непонятных реалиях, в некоем «подвешенном» состоянии. Правительство Януковича останется, а через год, возможно, состоятся внеочередные парламентские выборы в период, предусмотренный Конституцией.

Сейчас отношения между БЮТ и «Нашей Украиной» зашли в тупик. Ющенко требует от БЮТ передачи Президенту всей власти в государстве. Он хочет сделать Украину не просто президентской, а мультипрезидентской страной. Президент ставит Тимошенко условие, что он внесет ее кандидатуру на должность премьера только в том случае, если СНБО получит право контролировать правительство, и все его решения будут обязательны для Кабинета министров. Тимошенко, со своей стороны, ставит ультиматум Президенту и говорит о том, что только она будет формировать правительство и управлять им, и не станет даже прислушиваться к словам Президента, что в 2005 году, по словам Юлии Владимировны, было ее ошибкой. После подобных заявлений я не могу поверить в сотрудничество БЮТ с «Нашей Украиной».

В сложившейся ситуации я вижу два выхода. Или какая-то из этих сторон придет к нам, как к победителям выборов, и заявит о своей готовности работать с Партией регионов на длительной основе. Или же мы будем существовать при теперешнем правительстве и той власти, которая находится в «подвешенном» состоянии.

- Если «оранжевая» коалиция все же будет сформирована, долго ли она просуществует под предводительством Юлии Владимировны?

- Я не верю в длительное существование чего-либо под руководством Тимошенко с одной стороны, и контроля Ющенко - с другой. Здесь изначально заложено противостояние. Тут много собственных амбиций, и нет ни одной мысли о государстве. Что касается нюансов, связанных с Тимошенко, вспомним 2005 год. Она пришла к власти в период огромного роста бюджета и умудрилась оставить после себя почти разрушенный бюджет. Осенью Тимошенко собиралась уйти в оппозицию, поскольку прекрасно понимала, что, находясь во власти, с тем состояние экономики, ей безнадежно идти на парламентские выборы. Но случился небольшой фальстарт. Заявление Зинченко не было предусмотрено и немного сорвало планы Юлии Владимировны.

Сейчас повторяется та же ситуация. Тимошенко заинтересована в том, чтобы занять должность премьер-министра с максимальными полномочиями, проработать год или немного больше и еще до старта следующей избирательной кампании разрушить коалицию руками Президента или «НУ». Ей нужно, чтобы ее выгнали, а не уйти самой. Она хочет быть «обиженной», ведь таких у нас любят. Затем она пойдет на выборы, в надежде на то, что Партия регионов снова согласится подобрать экономику, в том состоянии, в котором ее оставит Тимошенко.

- Как вы относитесь к заявлению Юлии Владимировны о ее подготовке к президентским выборам в случае блокирования НУ с ПР?

- Это немного смешной ультиматум уже потому, что Тимошенко занимается президентскими выборами всерьез уже очень давно. Параллельно с парламентскими выборами она прорабатывала основные «мэсседжи», направленные на избирательную кампанию в Президенты. Вы посмотрите на саму структуру ее блока. В то время, как другие политические силы старались донести до избирателей свою идеологию, БЮТ рекламировала определенного человека. Для Тимошенко это была не только парламентская, но и президентская кампания, и она дала хорошие результаты.

- Какова будет судьба Партии регионов? Готовы ли вы уйти в оппозицию?

- В оппозицию мы уйти готовы. Если будет сформирована коалиция, то все, кто в нее не войдут, будут в оппозиции. Говоря формально, у НУ и БЮТ есть 228 голосов. Этого вполне достаточно для того, чтобы создать коалицию. Если они каким-то образом ее сформируют, то с того самого дня Партия регионов уйдет в оппозицию. Слухи о том, что мы не примем присягу – это результат некой нервозности. Наша партия уже заявила, что мы не собираемся срывать работу Верховной рады. Но я повторюсь, я не верю в возможность формирования стабильной коалиции между НУ и БЮТ.

- Собирается ли Партия регионов оспаривать результаты выборов в судах?

- Вполне очевидно, что этим мы заниматься не будем. Если появятся данные от наших организаций и штабов на местах о том, что в каком-то округе случились грубые нарушения, и у нас будут на руках факты, мы может опротестовать результаты голосования на отдельных округах или избирательных участках. В любом случае, мы уже признали результаты выборов. К тому же, крупной политической силе не к лицу опускаться до мелкого судового противостояния. Если бы мы имели прямые доказательства фальсификации выборов, то занимались бы этим. Конечно, выборы были далеко нечестными. Большую роль в них сыграл и финансовый, и административный ресурс, но об этом нужно было думать раньше.

- Эксперты утверждают, что три основные силы вынуждены будут сотрудничать в новом парламенте, несмотря на официальное противоборство. Так ли это?

- Мы никогда не отрицали возможности сотрудничества власти и оппозиции, сколько бы ни врали наши оппоненты о том, что мы игнорировали их предложения, когда они находились в оппозиции. Бывало, что до двух третьих вопросов, которые рассматривались в Верховной Раде, были подготовлены именно оппозицией. Со своей стороны, если мы окажемся вне новой коалиции, мы готовы сотрудничать с властью. В этом проблем нет.

Что касается конституционных голосований, у нас есть четкий список вопросов, по которым мы готовы голосовать. Первое и основное: это вопрос местного самоуправления, то есть, так называемый, второй этап политической реформы. Пока что я вижу со стороны Президента только желание максимально централизовать власть, а не делиться ею. Складывается впечатление, что Ющенко не хочет, чтобы в Украине действовала европейская модель, так как его больше устраивает модель азиатская, где-то в восемнадцатом столетии.

Второй момент: снятие депутатской и президентской неприкосновенности. Готовы ли мы голосовать за отмену депутатской неприкосновенности без президентской, мне пока что тяжел говорить. Я лично считаю, что неприкосновенность нужно снимать сразу с двух категорий, и с депутатов, и с Президента.

- Тарас Вячеславович, как, по-вашему, повлияет создание «оранжевой» коалиции на международные отношения Украины?

- Я думаю, внешняя политика Украины не поменяется, но вот в экономике мы получим огромный негатив. Мы уже увидели первые тревожные сигналы. Это абсолютно неразумные заявления Юли Тимошенко о том, как она будет менять систему поставки газа в Украину. Сразу за ними последовали моментальные перестраховочные действия России со стороны Газпрома. Это неадекватно жесткие действия, но они есть реакция на заявления Тимошенко.

Вчера Ющенко сделал на саммите очередное заявление, которое, однозначно повредит энергетической безопасности Украины. Все, о чем он сказал, звучит красиво, но до 2012 года, когда мы вроде как постоим альтернативную систему поставки энергоресурсов, нам еще нужно дожить. Я хочу напомнить, что в 2012 году Ющенко уже не будет Президентом, и не ему придется «расхлебывать» сложившуюся ситуацию. У меня возникает дежавю с началом 2005 года, когда к власти пришли люди, которые не понимали того, что они несут ответственность за сорок с лишним миллионов граждан Украины. Сегодня велика вероятность повтора этой ситуации.

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

9023