До выборов осталось 10 дней, и политическая развязка уже не за горами. Обострится политический кризис в Украине или наоборот удачно разрешится, покажут результаты голосования. А пока различные партии просчитывают все «за» «против» создания разнообразных коалиций. Какие фальсификации возможны на выборах 2007, кто из политиков может собрать новый майдан, и как распределятся силы в новом парламенте, ForUm’у рассказал Владимир Малинкович, директор украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований.

- Владимир Дмитриевич, на прошлых президентских выборах активно использовались «карусели» с открепительными талонами. Какая фальсификация, на ваш взгляд, может стать «фишкой» этой избирательной кампании?

- Я не думаю, что на этих выборах фальсификация будет слишком большой. Основные политические силы, которые делят между собой власть, я имею в виду команду Президента и команду премьера, заинтересованы в том, чтобы потом между собой договориться, и поэтому очень активно воевать во время выборов друг с другом не будут.

Какая-то фальсификация, конечно, возможна. Вероятнее всего, в западной Украине она будет связана с паспортами людей, уехавших заграницу, даже несмотря на то, что сведения про эмигрантов доступны избирательным комиссиям. Но таких фальсификаций будет намного меньше, чем обычно. На востоке же существует возможность фальсификации, связанной с голосованием на дому. Но, опять-таки, масштаб таких фальсификаций будет небольшим.

Подделать большое количество голосов с помощью открепительных талонов в этот раз тоже не получится. Я думаю, что уровень фальсификации будет относительно небольшим еще и потому, что за этим будут следить те партии, которые находятся на грани непрохождения в парламент. Они будут всячески контролировать процесс голосования для того, чтобы не лишиться десятых процента своих голосов в пользу крупных политических сил.

- ЦИК уже определила условия голосования на дому. Теперь человеку, который не в состоянии прийти и проголосовать будет достаточно указать в заявлении данные медицинской справки или больничного листа. Может ли это послабление послужить поводом для фальсификации?

- Нельзя ко всему подходить только с позиции возможных фальсификаций. Нужно все-таки соблюдать права избирателей. Сейчас мы можем наблюдать редкий случай защиты Президентом закона. Ющенко подавал в Конституционный Суд запрос о том, чтобы люди, вернувшиеся в Украину после 27 сентября, могли проголосовать. Это их законное право. Точно так же голосовать имеют право больные люди на дому, и лишить их его, как это было сделано в третьем туре президентских выборов, нельзя. Я думаю, что собрать заболевшему человеку справки только для того, чтобы проголосовать, будет очень трудно. Поэтому решение ЦИК по поводу голосования на дому мне кажется нормальным.

- Какие действия, на ваш взгляд, стоит предпринять ЦИК и политическим силам, идущим на выборы, чтобы снизить возможности фальсификаций до минимума?

- То, что какие-то нарушения в процессе голосовании будут, сомнений не вызывает. В последний момент кто-то начнет забрасывать бюллетени, но на этих выборах таких случаев будет меньше, чем на прошлых. Мне кажется, мы все можем за этим проследить. Как правило, такого уровня фальсификации проявляются в неравномерном выбросе голосов в последние часы голосования. По тому, в каких городах такие выбросы особенно велики, мы можем сделать выводы, что именно здесь высок уровень фальсификации. Во время президентских выборов подобные случаи были зафиксированы как в Донецке, Одессе и Николаеве, так и во Львове, Тернополе и ряде других городов западной Украины. В этих районах можно организовать дополнительный подсчет голосов. Но, мне кажется, что, поскольку ныне действующие силы заинтересованы не в войне, а в мире, то подобных действий с их стороны не будет.

Что касается самих избирателей, то, я считаю, их права нужно расширить, а не ограничить. Было бы хорошо, если бы ЦИК разрешила голосовать людям, вернувшимся в Украину не с 27 сентября, а с 28.

- Как вы полагаете, кто больше всех будет жаловаться на фальсификации? Будут ли после выборов очередные «майданы»?

- Я уверен, что жалоб будет много. Конечно, жаловаться будут те партии, которые не попадут в парламент или не получат должного процента голосов. Поводов для претензий у этих политсил будет достаточно, но они, с моей точки зрения, абсолютно незаконны.

Если в парламент не попадут социалисты, а такой вариант вполне возможен, то Александр Мороз, наверняка, оспорит законность роспуска парламента на основании статьи 82. Так же буду действовать и другие политические силы, которые близки к прохождению в парламент, но не пройдут в него. Но, я думаю, таких будет немного.

Что касается возможности новых больших майданов, то сразу после выборов их не будет потому, что организовать их могут только три политические силы, а они, наверняка, в парламент пройдут. Приблизительную расстановку сил эти партии тоже знают. Скажем, если Партия регионов получит 34-36%, то она вряд ли будет организовывать «майдан». Тоже самое касается НУ и БЮТ. Эти две политсилы соревнуются в том, кто из них будет первым. Но и здесь нет особого секрета. Думаю, все понимают, что на второе место выйдет Юлия Тимошенко. Так что сразу идти на конфликт крупные политические партии не станут.

Какие еще возможны варианты? Попытка создания конфликта может быть совершена со стороны БЮТ. Но опять-таки не сразу, а когда НУ-НС пойдет на соглашение с Партией регионов. Вот здесь мы можем ожидать «майдан» от Тимошенко, при чем это может быть очень серьезный «майдан». В случае формирования широкой коалиции, значительная часть избирателей блока «НУ-НС» будет возмущена ее созданием, и Юлия Владимировна, попытается перетянуть их на свою сторону. Сделает она это как для сиюминутных акция, так и учитывая перспективу будущих президентских выборов. Это подходящий момент, чтобы увеличить свою поддержку и подорвать силы НУ-НС.

- За 10 дней до выборов вы можете спрогнозировать, кто пройдет в парламент?

- В парламент пройдут от трех до шести партий. При наличии трех политических сил в новой Верховной Раде, на мой взгляд, Партия регионов получит голоса в районе 35-37%, БЮТ – 24-25%, НУ-НС – около 15-16%. Таким образом, у «Нашей Украины» и БЮТ будет на 3% больше, чем у Парии регионов. При другом раскладе в парламент проходят коммунисты, получив около 4% или чуть больше. Эти 4% дадут перевес нынешней коалиции. Таким образом, «оранжевые» не смогут самостоятельно формировать правительство. Но тут речь идет только о четырех партиях. Сейчас появились серьезные шансы у Блока Литвина, и если он пройдет, то будет иметь «золотую акцию». Я боюсь, что в парламент не пройдут социалисты, хотя какой-то шанс у них еще сохраняется. У других партий сформировать новый состав Верховной Рады, на мой взгляд, шансов нет.

Дальше возникнет сложная проблема с формированием коалиции. Многое будет зависеть от того, пройдет в парламент Литвин или нет. Если Литвин пройдет, то именно от него будет зависеть характер будущей коалиции. Скорее всего, он даст согласие на создание широкой коалиции. Я думаю, что Ющенко будет этому рад. У него появится повод сказать: «Юлия Владимировна, я очень хотел, чтобы мы победили, и вы получили премьерство, но не получается. Поэтому я иду на широкую коалицию».

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

5355