Похоже, от мечтаний об увольнении Нестора Шуфрича с поста главы МЧС Секретариат Президента перешел к активным действиям по его дискредитации. Сначала рассказывали, какой он некомпетентный министр и своеобразный политик, позволяющий себе некорректные высказывания в адрес самого Главы государства. Теперь же Нестора Ивановича решили откровенно отправить «в игнор» - в понедельник подписание контрактов на строительство объекта «Укрытие» перенесли с территории Чернобыльской АЭС в «офис Ющенко», дав понять, что глава МЧС не очень-то и нужен на столь важном мероприятии. Сам Шуфрич расценивает такие действия как очередную глупость Президента, которому, по мнению министра, вполне возможно, скоро придется «собирать вещи». Об этом и многом другом Нестор Иванович рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Нестор Иванович, представители Вашей политической силы считают, что Партия регионов на выборах наберет около 40 %. Откуда такая уверенность?
- Это объективный прогноз динамики роста поддержки Партии регионов. Сегодня все социологические исследования показывают не меньше 32-33 %, и, в зависимости от методики подсчетов результатов исследований, в районе 37-38 % голосов избирателей за ПР. Учитывая практику предыдущих выборов, это означает, что, соответственно, на 10-20 % будет больше, чем показывают социсследования. Это как раз те люди, которые или не придут голосовать, или сегодня еще не определились, какую политическую силу поддержать.
- То есть, при любом раскладе парламентское большинство будет при участии ПР.
- Я думаю, что большинство будет сформировано ПР при участии сегодняшних партнеров по коалиции.
- Но социологи говорят, что СПУ не проходит в этом году в парламент.
- У нас СПУ – не один партнер. Хотя я им искренне желаю попасть в парламент.
- Возможна ли широкая коалиция при участии «Нашей Украины»?
- Для Шуфрича невозможна. Я сегодня не вижу оснований говорить о широкой коалиции. Луценко и Тимошенко все уши «прожужжали» о том, что они никогда на широкую коалицию не пойдут. Правда, никто к ним и не собирается. Поэтому зря они кричат и нервничают.
Мне не известно о том, чтобы ПР готовилась к широкой коалиции. И я себе слабо представляю Шуфрича и Луценко в одном Кабинете Министров.
- Но все-таки «Нашей Украиной» руководит не Луценко, а Ющенко. Поэтому решать будет именно он. И если Президент надумает сделать этот шаг, то у Юрия Витальевича не будет другого выхода, как согласиться.
- Это проблемы Юрия Витальевича. А я не представляю, чтобы Виктор Федорович сказал, что мы идем в широкую коалицию.
- А какова вероятность того, что тот же Литвин попадет в парламент? И пойдете ли вы на коалицию с его блоком?
- Я не Глоба и не предсказатель. А социология говорит, что Литвина не будет в следующем парламенте. Но вообще я уже работал с ним в одной коалиции, и, не смотря на определенные, отдельные штрихи его спикерской биографии, особых вопросов к нему нет.
Единственное, я бы не хотел, чтобы во время предвыборной кампании Литвин в чем-то обвинял Партию регионов. Он обязан «регионалам» как минимум своим спикерством 2002 года.
- После выборов Нестор Шуфрич останется министром МЧС?
- Надеюсь, что да. Как минимум еще пять лет.
- Секретариат Президента по-прежнему надеется, что на следующем заседании Кабмина Вас наконец-то уволят.
- Зря надеются. Хотя могу им «бросить спасательный круг» - надежда умирает последней. Надеяться всегда на что-то надо.
- Леонид Кравчук не исключает введения чрезвычайного положения или прямого президентского правления в случае, если пропрезидентские силы проиграют досрочные парламентские выборы. Вы допускаете такой сценарий развития событий?
- Допускаю. Но проигравшая сторона не сможет добиться поддержки ни в обществе, ни в силовых структурах. Никто не пойдет ее защищать.
- То есть, вариант изменения ситуации путем введения войск, как это было в России в 1993 году, исключен?
- Конечно.
- И даже народ не поддержит Ющенко?
- Народ уже его не поддерживает. И то, что он сегодня придумывает разные пиар-поводы - то украсть лопату и побежать в лес, то «перетянуть» на себя право определять место подписания Чернобыльского контракта – все это выглядит довольно смешно.
- Кстати, о лопате. Вы очень долго рассказывали, как Президент тушил пожар. Вас это так задело?
- Меня не задело, просто все об этом спрашивают, я не хотел отмалчиваться, потому что людей это интересовало.
- Вы вообще достаточно жестко критикуете Ющенко, называя его клоуном и другими яркими эпитетами.
- Если он в отношении меня высказался подобным образом, я же не должен молчать! Кстати, обратите внимание, я никогда первый ничего не начинаю. Но многие уже говорят, что со мной тоже лучше не начинать. По крайней мере, не выиграл еще никто, ни по сути, ни в словесной перепалке.
- А из Секретариата Вам по этому поводу не звонили?
- Мне нет. Позвонили другим. Когда я сказал, что Указ Ющенко можно свернуть в трубочку, они с возмущением позвонили и спросили: «Как он мог себе такое позволить?». На что им один мой коллега тоже с юмором ответил: «Вы еще радуйтесь, что он не сказал, что дальше с ним делать».
- Это был не премьер.
- Нет.
- А кто?
- Давайте не будем гадать.
- Хорошо, если Президенту уже даже народ практически не доверяет, что мешает начать процедуру импичмента?
- Это сложная процедура, потому что для ее завершения нужно 338 голосов. Если они после выборов будут, то Ющенко уже может собирать вещи. Но, думаю, в этот раз ему еще повезет – у нас вряд ли будет 338 голосов.
- Ющенко опять заговорил о своем отравлении, что очень смахивает на предвыборный пиар….
- Да это уже «нафталиновая» тема. В 2005 году, когда у него было все, кто ему мешал разобраться со своими «отравителями»? Хотя я ему искренне желаю здоровья, потому что политика и личное для меня всегда были разными вещами. Обратите внимание, я всегда очень толерантно высказывался о семье Ющенко, включая его супругу Катерину. Я придерживался позиции: раз она рожает ему детей, тогда какая разница, какое у нее гражданство. И моя позиция в отношении его сына Андрея тоже была адекватна – я, как отец, стал на сторону Виктора Андреевича. Но то, что он творит, как политик, смешно и опасно.
- Меня этот вопрос интересует в разрезе наших отношений с Россией, так как Секретариат от имени Президента позволил себе резкие высказывания в адрес посла РФ в Украине. Это же может иметь политические последствия...
- Я думаю, что россияне, мягко говоря, не совсем ориентируются на улицу Банковую, понимая, что там сначала всегда говорят, а потом иногда думают.
- Давайте поговорим об очередном скандале. Подписание контрактов на строительство конфайнмента над объектом «Укрытие» перенесли с территории Чернобыльской АЭС в Секретариат Президента, так как Ющенко смущало присутствие Шуфрича на мероприятии. По Вашему мнению, что Президент демонстрирует таким поведением?
- В очередной раз глупость. Он пытается показать стране свою значимость. Но мне кажется, если бы он приехал на Чернобыльскую станцию, и ему вдруг там мешал бы Шуфрич, то у меня хватило бы достоинства туда не ехать.
Мы увидели, что он «через голову» начинает объявлять аккредитацию, связываться с участниками переговорного процесса, приглашать их напрямую. Мы с руководством правительства посоветовались и приняли решение: для нас главное – подписание контракта. Но, наверное, было бы символично, чтобы он был подписан именно в Чернобыле в день спасателя.
- Но из-за этой ситуации над нами опять посмеется весь мир.
- К сожалению, да. Но этот вопрос нужно задавать не Шуфричу. Я и так молчал до последней минуты, пока это можно было скрыть. Мне, честно говоря, было стыдно за Ющенко. Но сегодня все это «взорвалось», и я вынужден давать комментарии.
- Как Вам работается в предвыборной кампании плечом к плечу с такими женщинами, как Богатырева и Богословская?
- Вы знаете, это очень надежные друзья и великолепные во всех отношениях женщины – умные и сильные. Это тот случай, когда женщины являются действительно реальной поддержкой мужской команде.
- Получается, Вы не поддерживаете точку зрения, что место женщины на кухне, а не в политике.
- Я, конечно, ее поддерживаю, но это уже у кого как получается.
- Нестор Иванович, в апреле 2006 года в интервью, отвечая на вопрос, почему Вы не перешли в ПР, Вы сказал: «Я не умею предавать друзей. Как бы я смотрел в глаза своим товарищам? Может, я не поступил так, как поступил бы политик, но убежден, что поступил, как должен был поступить мужчина». У Вас изменились взгляды на жизнь?
- Хочу обратить Ваше внимание, что объединенные социал-демократы приняли решение не идти на досрочные выборы. Они провели съезд в поддержку Партии регионов и делегировали членов своей команды в список этой партии. Это, кстати, сделали не только объединенные социал-демократы, ведь объединилось порядка десяти партий, в том числе и «Вече», «Трудовая Украина», и другие, и все ради того, чтобы поставить жирную синюю точку на этом оранжевом безобразии.
Да, я член Партии регионов. Но давайте смотреть правде в глаза: я с ПР с 2002 года, с тех пор, как мы создали коалицию, и как минимум с 2004 года, когда и словами, и кулаками я отстаивал наши принципы.
- В частности в ЦИКе.
- В том числе, но не я начал эту драку.
- Вы не жалеете о том инциденте?
- А что мне оставалось делать?! Надо было уступить и дать им возможность добиться своего?!
- То есть, Вы готовы драться до последнего.
- Всегда был готов, и в детстве, и в юношестве. Меня так воспитывали в спорте – бороться надо до конца, если ты чувствуешь свою правоту.
Вообще я даже эти последние происки Ющенко воспринимаю с улыбкой.
- С иронией?
- Безусловно. Это уже даже не интересно. Хочется их «кышнуть» и не обращать на них внимание.
- Возможно, после 30 сентября у вас будет такой шанс.
- Не исключаю. Конечно, до Ющенко будет тяжело добраться. Но те, кто визировал незаконные Указы, выполнял преступные приказы Ющенко о выведении внутренних войск на улицу, поверьте мне, будут отвечать.
Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом