В канун одного из самых «святых» праздников для всех украинцев – Дня Независимости корреспондент ForUm’a пообщался с народным депутатом 5-го созыва из Соцпартии Василием Волгой, чтобы узнать, как он относится к этой дате, что собирается делать в этот праздничный день и как воспринял новость о провозглашении независимости нашей страны в далеком 1991 году.

- Василий Александрович, как Вы собираетесь праздновать 16-ю годовщину независимости Украины?

- Никаким особенным образом. Мне поступило ряд предложений от СМИ, которые я принял.

Я вообще хочу сказать, что для 90 % граждан Украины День Независимости так и не стал праздником большим, чем Новый год.

- И для Вас?

- Для меня во многом День Независимости – грустный праздник. Я объясню, почему.

Для любой этнической группы получение независимости – это, конечно же, праздник. Вопрос в другом. Как этой независимостью потом воспользовались лидеры этой этнической группы. Получение Украиной независимости – это огромный плюс, это то, что почти всей нашей страной было воспринято «на ура» - 93 % украинцев проголосовали на референдуме за независимость. Но сейчас появились результаты нескольких социологических исследований, которые показывают ужасные цифры: если бы сейчас был референдум, то «за» проголосовало бы не более 52 % населения. До прихода Ющенко к власти 36 % украинцев хотели тех или иных союзов с Россией. Сейчас этого хотят более 57%. Из них более 50 % людей против независимости и выступают за восстановление государственного союза с РФ.

- С чем это связано?

- В первую очередь с тем, что независимость «упала», как «манна небесная», с неба. За нее не боролись так, как, скажем, те же колониальные народы Африки. Мы не были к этому готовы. То есть, украинская элита никогда не отрабатывала модель управления этническим образованием после получения независимости.

Второе, к большому сожалению, в президентской линии власти и частично в парламенте представлены те силы, которые до сих пор рассказывают своим детям и внукам «як вони вибороли цю незалежність, і що нам до останнього загрожує москаль». То есть, что произошло: были политические силы, которые в то время были в оппозиции к Советскому Союзу. Они двигались, жертвовали собой, боролись за независимость (это, действительно, вызывает уважение), но когда ее получили, к большому сожалению, их лидеры, наверное, перестали читать книжки. Они себя дальше ведут так, словно независимости нет. Когда Кучма начал чуть-чуть возвращаться от национализма к конструктивизму, его «ушли», и теперь возвращаются националисты, которые, на самом деле, ничего говорить не умеют, а могут только бороться за независимость Украины. И в таком случае начинается искусственное придумывание врагов.

Что тогда должно было произойти?! Мы должны были остановиться, задуматься и начинать выстраивать свои отношения в геополитическом пространстве, как независимый игрок, не продолжать уничтожать отношения с нашими партнерами, не разрушать историческую реалию, которая выстраивалась тысячи лет, а воспользоваться этим для получения большого количества дивидендов для нашей страны.

- Расскажите, как Вы восприняли новость о провозглашении независимости Украины в 91-м?

- Я был шокирован. Я в это время находился на боевом дежурстве в Атлантическом океане. Тогда приводились в повышенную боевую готовность все вооруженные силы, потому что не знали, как будут дальше развиваться события.

У нас на корабле произошло очень яркое обсуждение. Мне тогда вспомнилась история, которую рассказывал мой дед. Это было под Сталинградом. Мой дед командовал крупнокалиберной батареей. У него убили бойца, который подносил снаряды. И дед, командуя батареей, сам принялся их подносить. И вот ситуация: он со снарядом бежит заряжать, вдруг появляется немец, и как только тот собрался стрелять в деда, русский парень выпрыгнул, отбросил деда и начал стрелять в немца, получив при этом ранение в позвоночник. И мой дед до 1953-го года (умер в этот год) ездил к этому парню каждый год, потому что этот человек спас ему жизнь. И вот я подумал: «А как теперь быть?! По сути, я обязан жизнью этому русскому парню!... А сейчас вдруг появились люди, которые говорят, что это наши враги».

Независимость станет праздником тогда, когда страна «отрезвеет», и нам удастся ее очистить от националистической нечисти, которая пытается разрушить Украину. И тогда мы сможем из этой независимости получить огромное количество дивидендов.

- Лет через 10-20?

- Нет. Давайте уберем Ющенко, и все будет хорошо.

- Но националисты все равно останутся…

- Дело в том, что интернационализм – это идея, поглощающая национализм. Он совершенно не выступает против националистов, проживающих на территории страны. Интернационализм предлагает достаточно широкие права населению на самоопределение. Если под национализмом понимать остервененную борьбу против представителя другой национальности – то это фашизм. Если патриотизм, то есть служение своей Родине – превыше всего, тогда такой национализм воспринимается интернациональной идеей как таковой.

- Василий Александрович, давайте поговорим о политике. Президент требует отставки Нестора Шуфрича в связи с событиями в Херсонской области. Многие эксперты эту ситуацию рассматривают, как пиар-кампанию, направленную на повышение рейтинга «Нашей Украины», и, соответственно, снижение рейтинга Партии регионов. Вы тоже придерживаетесь такой точки зрения?

- Конечно. Знаете, было очень смешно, когда все СМИ рассказывали, как Виктор Андреевич Ющенко с лопатой тушит три сосны, которые загорелись.

Вообще за последнее время Президент «прославился» непонятными и нелогичными заявлениями. Как, например, его высказывание о том, что сейчас работает самый ужасный состав правительства, который разрушил всю инфраструктуру экономики страны. Если заявление Виктора Андреевича соответствует действительности, то Вы вечером зайдете в магазин и увидите, что цены стали в пять раз больше, чем были утром. Что, кстати, происходило, когда он был главой Нацбанка.

У Нестора Шуфрича не хватит сил собственноручно тушить все костры и очаги возгорания в Украине, потому что в эту пору времени горит очень много участков.

Еще удивляет откровенная ложь со стороны Секретариата Президента – заявление Бондаря, что в Херсонской области горело 4 тысячи гектаров. Может быть, для этого юноши не имеют значения последствия, а имеет значение сказанное. Он понимает, что в сложившихся условиях не понесет ответственности за свои слова. На самом деле, горела небольшая территория. Мой товарищ, зам министра по вопросам чрезвычайных ситуаций Влад Теличко был на месте событий в это время. Он был очень удивлен, когда начали говорить, что Шуфрич что-то не так сделал.

- Но Ющенко обвиняет Нестора Ивановича не в том, что тот лично не тушил пожар, а что он не может скоординировать работу своих подчиненных.

- Чушь. На самом деле, подразделения МЧС очень хорошо отработали и справились с проблемой. Вообще потушили бы гораздо быстрее, если бы Виктор Андреевич не вмешивался и не устраивал этот цирк с избирательной кампанией.

- 4 сентября состоится заседание парламента, на котором одним из вопросов должно быть внесение изменений в Конституцию…

- Давайте попробуем представить, если все-таки что-то будет проголосовано. Будет создан полуправовой прецедент – начало процесса внесения изменений в Конституцию по отмене депутатской неприкосновенности. Что потом с этим делать?! Придет новый парламент. Изменения проголосованы, но нелегитимно. Если потом за это возьмутся, и будут доводить процесс до внесения изменений в Конституцию, то в Основной закон будет внесен какой-то текст, легитимность которого будет поддаваться серьезному сомнению. Вносить изменения в Конституцию в такой ситуации дестабилизации и правового нигилизма – это неправильно.

- То есть, Вы не будете присутствовать на заседании?

- Нет, конечно. Зачем этот цирк, когда ВР не существует?!

 

Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом

4014