Спасибі за Вашу активність, Ваше питання буде розглянуто модераторами найближчим часом
Во Львовской области на железнодорожном участке Ожидив–Красное уже подняты шесть неповрежденных цистерн с желтым фосфором. Работы по ликвидации аварии и подъему остальных цистерн и вагонов продолжаются. Тем временем эвакуированные местные жители уже возвращаются в свои дома. Власти утверждают, что угрозы отравления нет, также как и поводов называть местность "зоной бедствия". Впрочем, количество госпитализированных в результате аварии продолжает расти.
Напомним, что в минувший понедельник на участке Ожидив–Красное сошел с рельсов товарный поезд Аса (Казахстан)–Олесна (Польша), перевозивший девять цистерн с желтым фосфором (последний раз Ъ сообщал об этом 19 июля). В ликвидационных работах на месте крушения задействованы 568 человек, 11 пожарных поездов и 98 единиц техники. Как сообщил начальник пресс-центра МЧС во Львовской области Павел Василенко, на данный момент на станции Красное уже восстановлено 75 м железнодорожных путей. "Подняты два вагона, которые перевозили кокс, а также девять цистерн с желтым фосфором, еще на шести цистернах специалисты из Казахстана заделывают трещины и пробоины и готовят их к подъему. Из-за высокой температуры воздуха спасатели постоянно поливают поврежденные цистерны пожарной пеной",– рассказал господин Василенко. Поднятые цистерны с места аварии еще не увезли.
Штаб МЧС находится в 10-12 м от железнодорожных путей, где ведутся работы по ликвидации аварии. Сама зона возможного загрязнения фосфором окружена милицейскими постами. Впрочем, на расположенных вокруг места аварии полях и частных участках сельхозработы не прекращаются. Жители села Ожидив и других населенных пунктов возвращаются в свои дома, но детей с собой пока не берут. "Паники уже нет. Жители успокаиваются и понемногу возвращаются домой. Правда, детей еще не везут. На данный момент родители подали 85 заявлений на оздоровление детей. Мы формируем списки",– говорит секретарь Ожидивского сельсовета Оксана Москва. Местных жителей чиновники всячески успокаивают и уверяют, что можно пасти скот и есть фрукты и овощи с огородов. "В нескольких дворах умерли куры, но это лишь потому, что птицы остались на два дня без воды, закрытые в курятнике, когда хозяева выехали. Зона не является зараженной. В 100 метрах от аварии находится пасека. Там ни одна пчелка не умерла. Мне хочется, чтобы люди успокоились и прекратили вести борьбу за признание местности зоной экологической катастрофы, где платят деньги",– сказал заместитель губернатора Львовской области Иван Стефанишин.
Министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Нестор Шуфрич, приехавший во Львов в четверг, спустя четыре дня после аварии, и вовсе заявил, что никакого фосфорного облака не было: "Был дым от огня. Необходимой концентрации фосфора, чтобы создалось облако, не было. А затем этот дым рассеялся". В свою очередь, президент Виктор Ющенко, посетивший место аварии в пятницу, заявил, что окрестные села не будут объявлены зоной бедствия (подробности см. на стр. 3). Тем временем количество госпитализированных людей возросло до 164 человек (из которых 52 ребенка). В военном госпитале Львова находится 51 пострадавший, в том числе 12 ликвидаторов. Остальные – жители сел и работники МВД. Большая часть пожарных находится в отделении интенсивной терапии, часть – в пульмонологическом.
Начальник государственной пожарной части #22 Роман Иваськив, прибывший на место аварии сразу после крушения поезда и занимавшийся отцеплением цистерн от вагонов с коксом, провел в реанимации четыре дня и сейчас находится в отделении интенсивной терапии. "Я был очень близко к горевшему фосфору и поэтому почувствовал себя плохо уже через 35 минут. Меня стало тошнить, давление подскочило, было жжение в лице, хотя на мне была защитная маска",– рассказал господин Иваськив. Другие попавшие в больницу пожарные отметили, что о том, что в перевернувшихся цистернах находится фосфор, узнали только от экспедиторов груза, когда уже начали тушить пожар. Министр здравоохранения Украины Юрий Гайдаев сообщил Ъ, что на данный момент в военном госпитале находятся шесть пострадавших с тяжелой формой отравления. Двое из них в реанимации, но, как утверждают медики, потому, что "там лучшие условия для ухода за пострадавшими".
Между тем во Львове аптеки города за несколько дней после аварии сумели продать огромное количество активированного угля и медицинских препаратов, которые выводят токсин (сорбенты: энтеросгель, полисорб, силикс). В первые дни после случившегося жители в панике покупали лекарства, чтобы обезопасить себя от "фосфорного нашествия". В некоторых аптеках города люди заказывали от 15 до 100 упаковок активированного угля. Лишь на пятый день после аварии лихорадочная погоня за лекарствами практически сошла на нет.
1575